Статья на темуИспользование активных форм и методов обучения как фактор повышения мотивации обучающихся на уроках технологии

Использование активных форм и методов обучения как фактор повышения мотивации обучающихся на уроках технологии
преподавателем Остапчук Е.А.
Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки
ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни.
Современный уроки технологии строится с использованием различных форм и методов обучения. Но по-прежнему актуальной для учебного процесса остается проблема заинтерисованости ученика на уроке. Чтобы каждый учащийся на уроке смог раскрыть и показать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, и по этому следует уделить внимание активным методам обучения. 
Вполне ясно, что понятие «активные методы» включает в себя понятия активность, познавательная активность, активизация. Активность - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека. В первую очередь мы говорим о познавательной активности учащегося , которая выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, а также в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.  При внедрении активных методов в образовательный процесс, учащиеся прежде всего являются «субъектом» обучения.

Наиболее приемлемой и доступной в моей работе для наших учащихся формой активизации деятельности является работа в парах . Так на уроках технологии предусмотрена возможность общения учащихся, работающих за одной партой. В начале процесса обучения, используя эту возможность, учащиеся совместно решают возникающие трудности при самостоятельном выполнении трудовых приёмов, обмениваются мнениями по выполнению заданий, при необходимости корректируют деятельность друг друга.
Подобную работу нельзя в общем назвать активным методом обучения, эта работа больше является мативацией для дальнейшей деятельности. Постепенно развивая у учащихся навыки работы в паре, я стараюсь разнообразить их коммуникативное , и интеллектуальные умения.
В ходе проверки полученных ранее знаний, степени усвоения знаний по новой теме я задаю учащимся вопросы, ответ на которые они должны найти совместно. Например, перед изучением темы « Пошив фартука» я задаю им вопрос: «Из каких последовательных операций состоит пошив фартука ?». Учащиеся в течение нескольких минут в парах обсуждают возможные варианты ответа. Затем в форме фронтального опроса они их озвучивают. Такая, кажущаяся на первый взгляд, простая работа для учащихся позволяет формировать навыки эффективного общения, совместного принятия решений, умения отстаивать свою точку зрения и другие коммуникативные и интеллектуальные компетенции.

С учащимися 6 классов на уроках «Технологии» я применяю работу в группах по 2-3 человек. Данная форма работы положительно влияет при решении производственных ситуаций на этапе закрепления и применения полученных знаний. Учащимся я предлагаю описание возможных ответов в условиях реальной производственной ситуаций и вопросы к ним. Групповая работа приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом , становятся знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко применяются, в других ситуациях; в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллектуальных способностей; в-четвертых, повышает интерес к содержанию и усиливает эффект психологической подготовки к будущей деятельности.
Таким образом, работа в группах по решению затруднительных ситуаций формирует и развивает не только коммуникативные и интеллектуальные компетенции, но и формирует навыки решения проблемных вопросов, анализа сложившейся ситуации, умение выявлять причину сложившейся ситуации.

Кроме этого, работу в группах я стараюсь применять при выдаче учащимся задания по разработке моделирования одежды. Для этого я делю учащихся на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает задание по разработке моделирования одежды определенного вида – фартуки, платья, юбки и т.д. Разрабатывая фирменное изделие, учащиеся выдвигают свои идеи, обсуждают различные варианты отделки, учатся аргументировано отстаивать свою точку зрения и в итоге принимают коллективное решение. В течение урока учащиеся применяют на практике полученные знания, и технологию изготовления изделия, возможные варианты его оформления. Распределив обязанности – по оформлению работы , выполнение зарисовки, по оформлению , – они продолжают работу во внеурочное время и на следующем занятии представляют результаты своей работы.

Данную работу они выполняют по окончании изучения раздела « Материаловедения» в качестве тематического контроля знаний. Особенно эффективна была подобная работа в 8 классе. Результатом данной работы стало не только формирование самоорганизаторских, информационных и коммуникативных компетенций, но и сплочение группы.
Так же активна форма применяется при  работе над проектами.  Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. Возможности для усиления активности обучения имеются практически на всех уроках. Применяя определенные приемы можно сделать активным методом обучения даже такой способ изложения информации как рассказ и личный показ учителя. Мной в работе широко применяется метод – рассказ с элементами беседы, проводимый скорее в форме диалога. Данный метод предполагает непосредственный контакт с учащимися, позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики , использовать коллективный опыт и знания. При такой работе формирование новых знаний подкрепляется развитием коммуникативных и интеллектуальных навыков.

Обязательным элементом каждого урока является рефлексия – самоанализ деятельности и ее результатов. Именно рефлексия лежит в основе таких мыслительных процессов, как понимание, сравнение, сопоставление, целеполагание, планирование, контроль, самооценка. Цели рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не могут качественно усвоить полученные знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Результатом рефлексивной деятельности является формирование и развитие ключевых компетенций учащихся, в первую очередь компетенций самоорганизации – умения ставить цели, задачи, планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

При проведении рефлексии я применяю различные методы. Наиболее простым и доступным для учащихся приемом является предложение ориентировочных вопросов. Например: Каковы ваши главные результаты сегодняшней деятельности на уроке? Какие задания оказались для вас наиболее трудными? Какие задания оказались наиболее интересными? Какие приемы самостоятельной работы позволили вам усвоить материал?

Для осуществления рефлексии содержания учебного материала я применяю прием «приращения» знаний – высказывания «Я не знал - Теперь я знаю». В конце каждого урока подводятся его итоги. Быстрым способом провести рефлексию на данном этапе можно с помощью метода незаконченных предложений. Для этого я предлагаю учащимся фразы, которые они должны закончить: «сегодня я узнал», «я понял, что», «я научился» и другие. Таким образом, постоянная рефлексивная деятельность способна привить учащимся привычку к постоянному самоанализу и планированию своей деятельности.
Используя активные методы работы можно эффективно развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки, такие качества как сплоченность, взаимовыручка, взаимоуважение, ответственность за свои поступки перед окружающими.
Компетенции учащихся формируются не только в урочное время, но и под воздействием семьи, друзей, окружающей среды и т.д. , В процессе формирования ключевых компетенций важное место занимают активные формы и методы работы, которые могут применяться как в урочное, так и во внеурочное время. На основе изложенного выше можно сделать общие выводы:  Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление.
При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.  Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.  Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.

13ђ Заголовок 115