Особенности организации внеурочной деятельности при переходе на ФГОС


Особенности организации внеурочной деятельности в ОУ при переходе на новые ФГОС в 3 В классе, учитель начальных классов Черных О.И.
Становлению демократического государства в России, её развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско -правовое образование ,которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве .От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества России .
Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины .
Поэтому духовно – нравственное воспитание и гражданско – правовое образование становятся одним из основных направлений развития гуманитарного образования, которое я реализую во внеурочной деятельности.
Нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности «гражданин . Поэтому в кружке «Я –гражданин России» нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких качеств личности как доброжелательность, трудолюбие ,справедливость ,честность ,принятых в обществе правил поведения в семье ,коллективе ,общественных местах ,транспорте ,правил личной безопасности .
Цель кружка – способствовать школьникам адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культур , основные качества –уважение, сострадание ,доброжелательность ,справедливость ,чувство собственного достоинства ,патриотизм .
Реализовать эти цели помогают занятия по следующим темам:
-Я – ученик.
-Моя страна. Гордость моей страны.
-Москва – столица России.
-Символы государства.
-Город Курск. Символы Курска.
-Есть такая профессия – Родину защищать.
-Защитники Отечества.
-Курск – город воинской славы.
-Семь чудес курского края.
-Мой дом – моя крепость.
-По страницам добрых сказок.
-Доброе дело – великое счастье.
-О дружбе и товариществе.
-Мы все разные.
Изучение этих тем реализуется с помощью следующих приёмов : диалога, беседы, игры, групповой работы , заочных путешествий ,чтения детской художественной литературы. Формы проведения разнообразны : комбинированные уроки, уроки - КВН, урок – сказка, урок-путешествие.
Кружок «Что? Где? Когда?» (проектная деятельность) ставит главной целью - развитие личности обучающихся и создание основ творческого потенциала школьников. Задачи кружка - формирование позитивной самооценки, способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; воспитание целеустремлённости и настойчивости; умение вести диалог, координировать свои действия с действиями своих одноклассников.
В тематике проектов, которые мы готовим с детьми, чётко прослеживается духовно-нравственное направление воспитания обучающихся :
- «Моя малая родина» (город, район, улица); форма проекта- фоторассказ;
-«Моя семья»- форма проекта - фотоальбом с комментированием;
-«Что значат наши имена?» - форма - сообщение истории происхождения своего имени;
-«Мои домашние питомцы»- форма - фоторассказ с иллюстрированием;
-«Мой класс и моя школа, форма проекта - составление фотоальбома с комментированием.
При работе над этими проектами у школьников формируются такие качества личности, как любовь к матери, родственникам, к своей малой родине, к стране, чувство патриотизма, любовь к домашним животным, заботливое и трепетное отношение к ним, уважение к истории своего народа, праздникам и традициям.
Задачи курса - формировать интерес к изучению природы родного края, углублять уже имеющиеся знаний о родном крае, формировать представления об охраняемых территориях России и своей области, воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное, воспитывать любовь к природе и своему краю.
Духовно-нравственный аспект прослеживается на занятиях по следующим темам:
-Моя квартира. Мой дом - моя крепость.
-Моя семья. Происхождение слова « семья». «Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь - «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
-Соседи - жильцы. Доброжелательное отношение к ним. Все мы соседи по планете. Дружба народов Земли, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Формы проведения занятий разнообразные - исследовательские задания, игровые задания, чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе и труде.
Данный кружок способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности школьников на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
При проведении занятий в кружке «Этика» я реализую так же духовно- нравственное воспитание обучающихся.
Задача кружка состоит в том, чтобы через ролевые игры, инсценировки, занятия ввести детей в мир культуры и общения, создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения.
В содержании курса рассматриваются следующие темы:
-Этика, как правила поведения и отношения к другим людям и к себе;
-Понятие «внешний вид. «Встречают по одёжке, провожают по уму»;
-Школьный этикет, правила поведения на уроке, необходимость соблюдения этих правил;
-Зачем быть вежливым. Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.
-Добро и зло в сказках. Добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.
-Твои родители. Понятия «родители» и «уважение к родителям».
-Чем богат человек. Объяснить понятие «богатство». Богатство человека в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.
-Моя мама - самая лучшая. Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание».
-Учимся общаться. Дать понятие «долг», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со взрослыми.
Таким образом, занятия в кружке «Этика» способствуют воспитанию у детей таких качеств личности, как любовь и уважительное отношение к родным и близким, к окружающим людям, формируют у ребят любовь к природе, родному краю; стремление сохранить и преумножить его богатства, воспитывать сострадание ко всему живому.