Презентация по изобразительному искусству на тему Гжель (5 класс)


Искусство ГжелиПрезентация подготовлена Учителем ИЗО МБОУ «СОШ №16» г. БратскаПреиной Е. В. Гжель На берегу реки Гжелка расположилось одноименное село Гжель. С этим регионом связана история возникновения знаменитого гончарного промысла, чьи традиции уходят в глубь веков… Художественный центр, где создают гжельскую керамику, находится недалеко от Москвы. Он объединяет три десятка близлежащих сёл. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды: край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закалялась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словами «жечь», «обжигать».

МайоликаГжель не всегда была сине-белой, известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону. Это майолика. Её делают и сейчас.Квасник. XVII век.Кумган. XVII век.Квасник. XVII век. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс – более тонкая посуда. Расписывалась эта посуда по белой обожжёной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.Бело-голубая гжель Бело-голубая гжель Бело-голубая гжель Мелкая декоративная пластика Мелкая декоративная пластика Основные мотивы гжельской росписи Элементы гжельской росписи: бордюры Элементы гжельской росписи: травка, сеточка Элементы гжельской росписи:мазок с тенямиПоследовательность рисования цветка Гжельская роза Последовательность росписи птицы Сюжетные композиции Практическая работаПлан:1. Выполнить упражнения (элементы росписи)2. Выбрать силуэты посуды (кружка, блюдо, чайник, маслёнка и т. д.) 3. Составить из 2-3 силуэтов небольшой натюрморт, красиво расположив их на листе (предметы не должны стоять отдельно, они могут заслонять друг друга) 4. Обвести контуры предметов простым карандашом, прорисовать недостающие детали5. Слегка наметить композицию росписи: выделить композиционный центр (гжельская роза, птица)6. Слегка затонировать предметы по контуру голубой краской7. Выполнить роспись синим цветом, используя приём мазка на одну сторону (мазка с тенями)8. Тонкой кистью прорисовать бордюры, травку. Если нужно – добавить точки ватной палочкой. Пример выполнения росписи Детские работы Список источников:Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Чудесная гжель. Учебное пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям»)Васильева М. А. , Гербова В. В. , Комарова Т.С. Сказочная гжель. Учебное пособие. М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.- 16 с.: ил. – (серия «Искусство – детям»)Горяева Н. А. , Островская О. В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.Горяева Н. А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: Просвещение, 2015.О. В. Свиридова. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского/авт. Сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с.Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. –М.: ВАКО, 2011.-144 с.