Выступление на педагогическом совете на тему «Деятельность учителя-дефектолога в школе-интернате».


Деятельность учителя- дефектолога
Учитель-дефектолог работает с  детьми с задержкой психического развития; детьми с легкой степенью умственной отсталости; с речевыми нарушениями.  В большинстве случаев, это воспитанники с органическим поражением коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы. Сенсорное развитие у этой категории детей отстает по срокам формирования. Большие трудности возникают при решении задач, требующих наглядно- образного мышления; словарный запас беден, значения слов недостаточно дифференцированы. Употребляемые предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. Память характеризуется малым объемом, малой точностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Им свойственна эмоциональная незрелость. У этой категории детей прослеживаются слабая  выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Для продвижения их в общем развитии, в усвоении ими знаний, умений и навыков, необходимо специально- организованное, коррекционно- направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся  положительных возможностей у ребенка. При обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья надо преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом.
             Деятельность учителя- дефектолога заключается в ежедневном проведении подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. Группы формируются с учетом актуального развития детей. Также, в начале учебного года проводится психолого- педагогическое обследование детей (индивидуально), анализ динамики развития (1 раз в квартал - индивидуально), то есть учитель-дефектолог диагностирует уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности детей.
 Одним из основных направлений работы данного специалиста является индивидуальная работа. В начале учебного года, по результатам психолого- педагогического обследования, составляется индивидуальное перспективное планирование с учетом уровня знаний, умений и навыков каждого воспитанника. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут. Каждый ребенок посещает дефектолога 3 раза в неделю.
План индивидуального занятия:
1)Задания для развития общей и мелкой моторики.
2)Артикуляционная гимнастика, звуковая работа.
3)Развитие слухового восприятия, фонематического слуха.
4)Развитие экспрессивной речи (фразовая речь) и импрессивной речи (понимание).
5)Развитие сенсорного восприятия ( цвет, форма, величина, пространственное представление).
6)Формирование мышления.
7)Счет (выделение по образцу, по слову).
Учитель- дефектолог обучает детей способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения, обеспечивает сочетание зрительных и тактильно- двигательных способов обследования, обобщает полученный ребенком практический жизненный опыт.
При составлении конспектов занятий, я используются  программы «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.
 Ключевой позицией программы является создание условий для развития возможностей ребенка с проблемами в развитии в целях обогащения его социального опыта.
Основные разделы:
1. Социальное развитие.
Основополагающим содержанием является формирование сотрудничества ребенка со взрослым.
2. Познавательное развитие: сенсорное воспитание; формирование мышления, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим и развитие речи, обучение грамоте.
Сенсорное воспитание направлено на становление всех видов детской деятельности.
В основе формирования элементарных количественных представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Основная задача- обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.
Основная задача раздела» ознакомление с окружающим и развитие речи»- формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности; формирование обобщающих понятий; развитие речи и формирование коммуникативных способностей во всех видах деятельности.
3. Формирование деятельности: игровая деятельность; сюжетно-ролевые игры.
В игре ребенок учится управлять собой, происходят качественные изменения в психике, развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Эстетическое развитие: ознакомление с художественной литературой.
При обучении детей с отклонениями в развитии большую роль играет использование дидактических принципов, таких как:
*принцип сознательности и активности обучения;
*принцип наглядности;
*принцип систематичности и доступности учебного материала;
*принцип прочности усвоения знаний;
*принцип индивидуального подхода;
*принцип дифференцированного подхода;
Использование данных дидактических принципов делает процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей наиболее результативным и успешным.