ПРОГРАММА КУРСА ОБУЧЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ уч-ся 7-8 классов ИССЛЕДОВАТЕЛЬ


Утверждаю:
Директор МОУ Савинская СОШ
________________/____________/
Протокол методсовета №___от ___20___ г


Программа
«Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»
"Я – исследователь"
Автор разработки:
учитель технологии В/К
Корепанова Г.А.
Актуальность
Программа «Я – исследователь», разработана на основе закона РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.
Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?
В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая» (ФГОС 2 поколения), которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.
Например, со школьниками, интересующимися биологией, можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. Акцентировать внимание школьников можно и на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов, на гуманитарных последствиях Великих географических открытий для народов Нового света и т.п. К чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко все новым жертвам?
Деятельность учащихся рекомендуется (ФГОС 2 поколения) ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Цель
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в современном информационном обществе.
Задачи 
- приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной
-освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной
- формирования умений публичной защиты работы
Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских предметных и непредметных проектов внутри школы, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в последующих учебных заведениях.
В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два основных вида учебно-познавательной деятельности: проектная деятельность в группе, практика работы с информацией источников «интернет», библиотечным фондом, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Содержание курса объединено в 3 тематических модуля: структура учебно-исследовательской, проектной деятельности учащихся, этапы организации, презентации результатов.  Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Программа проектная и исследовательская деятельность учащихся «Я – исследователь» рассчитана на 144 часа.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены  дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
В результате работы по программе «Проектная и исследовательская деятельность» учащиеся
 должны знать:
– структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся;  – основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования;  – структуру речевых конструкций гипотезы исследования;  – основные информационные источники поиска необходимой информации;  – правила оформления списка используемой литературы;  – способы обработки и презентации результатов.
уметь:
– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого; – разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы;  – самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.); – выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;  – планировать  и  координировать  совместную   учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный); – пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.
Методы и средства обучения:
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Принципы:
Принцип гуманизации заключается в ориентации образовательного  процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса.  Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления
Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся (опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости)
Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных  руководителей
Этапы организации  работы:
Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся, желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований.
Определение целей и задач.
Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью на примерах работ известных ученых.
Практическая подготовка.
На практических занятиях учащиеся учатся:
пользоваться современным оборудованием;
составлять графики, таблицы, диаграммы;
работать с каталогами;
составлять библиографию, рецензии;
составлять презентации публичных выступлений;
выбору темы исследования;
определению проблем, требующих решения;
формулированию темы предполагаемого исследования;
утверждению темы на установочной конференции.
Планирование проектной (исследовательской) деятельности.
Постановка цели, задач.
Планирование хода эксперимента.
Сбор данных, проведение эксперимента.
Анализ полученных результатов.
Выводы на основе результатов исследования.
Подготовка материалов к исследовательской работе.
Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
Оформление проектной  (исследовательской работы).
Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
Презентация творческих проектов.
Содержание учебных тем:
1. Введение (4 ч).
Цели и задачи деятельности. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.
2. Структура проектной, исследовательской деятельности (20 ч).
Цель и задачи  учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет   исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.
3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (54 ч).
Информационный поиск.  Этапы информационного поиска:
-Определение информационного запроса.
- Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.  -Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Вид   деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму. 
Практическая   работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы.
Формы   контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта. 
Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.
Организация и проведение эксперимента.
Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.
Мыслительные   операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.  Вид   деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму. Практическая   работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы.  Оборудование: памятка.
4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности (42 ч).
Письменный отчет. Структура, содержание.
Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы.
Стендовая защита.
Визуальный отчет. Структура, содержание.
Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
Устный отчет. Структура, содержание.
Формы: доклад, дискуссия. 
Виды   деятельности   учащихся: групповая работа.
Формы   контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. 
Оборудование: компьютеры.
5. Экскурсии (6 ч).
6. Участие в форумах различного уровня (18 ч).
Учебный план
№ п/п
Наименование разделов плана
Общее кол-во  часов
В том числе




теория
практика

1
Введение. Инструктаж обучающихся по ТБ.
2 2
1 1
1 1

2
Структура проектной, исследовательской деятельности
20
14
6

3
Этапы организации проектной, исследовательской деятельности
54
15
39

4
Подготовка учебно-исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности
42
17
25

5
Экскурсии
6
 
 

6
Участие в форумах различного уровня
18
 
18

 
Всего
144
48
90


Календарно – тематическое планирование
программы проектной и исследовательской деятельности учащихся
«Я - исследователь»
№ п/п



Дата
Содержание учебных разделов
Общее кол-во
часов


Экскур.
В том числе






теория
практика

1.
1.1
1.2

Введение.
Цели и задачи курса.
Инструктаж обучающихся по ТБ.

2
2


1
1

1
1

2.
2.1


Структура проектной, исследовательской деятельности.
Общие требования по оформлению учебно-исследовательских работ (рефератов, проектов )
20

14
2
6

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Содержание проектной, исследовательской деятельности.
Что такое исследование.
Что такое эксперимент.
Защита замысла.
Занятие - практикум.


2
2
2
2




2

2.7

Научный факт, гипотезы проектной (исследовательской) работы


2


2.8
2.9

Выдвижение гипотезы проектной, исследовательской работы.
обсуждение гипотез.


2
2
2

3.


Этапы организации проектной, исследовательской деятельности.
54

15
39

3.1

Основные источники получения информации.


1
3

3.2

Определение информационного запроса.


1
3

3.3

Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах.


1
3

3.4

Поиск информации в сети Интернет.


1
5

3.5

Справочно-поисковый аппарат.


1
2

3.6

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.


2
4

3.7

Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.


3
4

3.8

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.


4


3.9

Обработка результатов исследования


1
5



Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы.



6

4.

Подготовка учебно-исследовательских работ презентация результатов проектной, исследовательской деятельности.
42

17
25

4.1

Содержание письменного отчета.


2


4.2

Составление плана письменного отчета.


5
5

4.3

Обсуждение проектов письменного отчета.



10

4.5

Содержание визуального отчета.


3


4.6

Структура устного доклада.


2


4.7

Составление плана устного доклада.
Защита стендового доклада.


5
10

4.8

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Участие в конференциях различного уровня.
18

в теч. года
в теч. года



Всего
144
6
48
90




Литература:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум -М., 2001.  2. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе. Учебно-методическое пособие для учителей. СП., КАРО, 2005. 3. Рабочая концепция одаренности. М., ИЧП «Магистр», 1998. 4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст. классов, М., Просвещение, 1990. 5. Воронцов Г.А. Работа над рефератом, Р-на-Д, ИЦ «Март Т», 2002. 6. Журнал «Практика административной работы в школе»№ 3, 2007. 7. Интернет.

+ђ Заголовок 115