Педагогический проект Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе

МБОУ «Березниковская СОШ им.М.Г.Имашева»













Педагогический проект
« Здоровьесберегающие технологии
в воспитательно-образовательном процессе»















Составитель:
Илькаева Резида Идиятовна,
учитель начальных классов
СП «Ишимовская нач.школа
детский сад»


2014г.
Содержание

1.Актуальность проблемы...стр. 3
2. Постановка проблемы.....................стр. 4
3. Цель и задачистр.4
4. Стратегия, методы и формы реализации проект.стр.4
5. Формы организации деятельности по формированию
здорового образа жизни ,,,,,,,,,,,,,,................................стр.7
6. Система мероприятий по реализации Проекта....................стр.8
7.Показатели результативности.................стр.14
8. Планируемые результаты..стр.15
9. Список литературы........................стр.16





















Актуальность проблемы
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения возрастает частота нарушений органов зрения, патологии пищеварения и мочеполовой системы, нарушение осанки, нервно-психических расстройств. За последние годы увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Следует признать, что значительный рост большинства заболеваний и функциональных расстройств происходит именно в период обучения детей в школе.
Ситуация усугубляется и тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 70-80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий  является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья);
честен, самокритичен (нравственное здоровье);
коммуникабелен (социальное здоровье);
уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
К здоровьесберегающим технологиям, которые применяю в процессе обучения, прежде всего, относятся:
1.Игровая технология обучения.
2.Технология дифференцированного обучения.
3.Технология коллективного взаимообучения (отдельные виды групповых работ).

Постановка проблемы
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в ОУ.

Цель: создать условия для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Задачи:
-применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
- привлечение родителей к решению вопросов оздоровления детей;
- организация активного спортивного досуга детей;
- формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- организация здоровьесберегающей среды в школе.

Стратегия, методы и формы реализации проекта.

Механизм реализации проекта
1. В реализации проекта участвуют администрация школы и педагоги, работающие в классе, медицинский работник, прикрепленный к школе, педагоги дополнительного образования, родители.



















2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:

1) Подготовительный этап (1 четверть 2014 – 2015 уч.года)
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта, которая включает в себя:
- изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий;
- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта (новые формы организации здоровьесберегающей среды, в учебном процессе: здоровьесберегающие технологии Базарного В.Ф., дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., комплекс подвижных игр Шишкиной В.А., комплекс упражнений для глаз по Э.С.Аветисову., комплекс лечебной гимнастики «Целебные звуки» и лобно-затылочная коррекция для концентрации внимания и снятия стрессов по программе М.А. Лазарева «Здравствуй», комплекс игрового массажа по методике спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки, комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (массаж);
- определение стратегии и тактики деятельности.

2) Основной этап (2-4 четверть 2014 – 2015уч.года, 2015 – 2016 уч.год).
Предполагает организацию деятельности по реализации цели и задач программы.
Она предусматривает следующие направления работы:
Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью школьной медицинской сестры;
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках;
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами;
Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;
Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;
Работа с родителями.

3) Заключительный этап (4 четверть 2015 – 2016 уч.года).
Проводится анализ деятельности по реализации проекта; проведение диагностики школьников; постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста.

Формы работы педагогов в процессе реализации проекта:
Урочная деятельность:
- строгое соблюдение режима школьных занятий (по правильно составленному расписанию по СанПиН);
- построение уроков с учётом работоспособности детей;
- использование средств наглядности;
- смена видов учебной деятельности;
- обязательное выполнение гигиенических требований;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках;
- работа в группах и парах.

Внеурочная деятельность
- занятость в кружках и секциях;
- экскурсии, походы на природу;
- дни здоровья, спортивные праздники.

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
- беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;
- динамические паузы;
- утренняя гимнастика (при благоприятных погодных условиях – на свежем воздухе);
- подвижные игры на переменах;
- гимнастика для глаз, физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика на уроках;
- Творческие конкурсы:
рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкуль-ура!»;
поделок «Золотые руки не знают скуки»;
фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
сочинение стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
сочинение сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух»;
- организация спортивных праздников, Дней здоровья.

Формы работы школьной медицинской сестры в процессе реализации проекта:
- мониторинг здоровья учащихся начальной школы;
- проведение углубленных медицинских осмотров детей с приглашением специалистов из ЦРБ;
- взаимодействие в процессе профилактики заболеваний;
- беседы с детьми по здоровьесбережению.

Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
- родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;
- лекторий для родителей;
- проведение совместных спортивных праздников;
- индивидуальные консультации;
- привлечение родителей к ремонту класса;
- помощь в озеленении класса, участка.

Примерные темы родительского лектория:
- «Режим дня школьника»;
- «Как преодолеть двигательный голод»;
- «Закаливание ребёнка в семье»;
- «Компьютер и дети»;
- «Как помочь нашим детям быть здоровыми»;

Формы организации деятельности по формированию здорового образа жизни
Место проведения
Время проведения
Форма организации

Школа
Первая половина учебного дня
Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы, подвижные игры во время перемен, уроки физкультуры.

Спортплощадка школы, спортзал
Вторая половина учебного дня
Прогулки, экскурсии, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции

Лес, парки, спортплощадки
Вторая половина учебного дня. Выходные.
Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.
Вторая половина учебного дня. Выходные.
Спортивные секции и кружки

Школьные оздоровительные лагеря.
Спортплощадка школы (лес)
Каникулы.
Выходные, праздничные дни.
Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.
День Здоровья.
Праздник Спорта.
Спортивные секции.


Система мероприятий по реализации Пректа.
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Ожидаемые результаты

Диагностика и мониторинг состояния здоровья обучающихся

Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся.
Ежегодно, сентябрь


Медсестра школы




банк данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностям и резервных возможностях организма обучающихся

Проведение медицинских осмотров в соответствии с приказом № 186/272 Министерства здравоохранения РФ и министерства образования РФ.
Ежегодно
Медсестра школы, фельдшер ФАП
Регулярное проведение медицинских осмотров

Изучение классными руководителями медицинских карт обучающихся.
Ежегодно
Классные руководители
Знание классными руководителями состояния здоровья обучающихся

Проведение мониторинга успешности обучения и здоровья, обучающихся в период их пребывания в школе с целью динамического наблюдения за их развитием.
Ежегодно
Заместитель директора
Мониторинг успешности обучения и здоровья, обучающихся в период их пребывания в школе с целью динамического наблюдения за их развитием.

Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки
1 раз в четверть
Заместители директора по УВР
Соблюдение норм учебной нагрузки

Контроль за проведением физкультминуток, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках.
постоянно
Заместители директора по УВР
Проведение физкультминуток , гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках.

Контроль за правильной посадкой учащихся в соответствии с ростовой рейкой.
постоянно
Заместители директора по УВР
правильная посадка учащихся на уроках в соответствии с ростовой рейкой


Поддержка санитарно – гигиенического режима, профилактика травматизма.

Участие классов в конкурсах по профилактике ДТП.
В течение года
Классные руководители
Конкурсы по профилактике ДТП

Проведение 10-часового занятия по ПДД
Сентябрь
Классные руководители
Снижение травмоопасных ситуаций

Организация часов общения с приглашением представителей специалистов здравоохранения, милиции, инспекторов движения.
В течение года
Классные руководители
Проведение часов общения с приглашением представителей специалистов здравоохранения, милиции, инспекторов движения.

Организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для обучающихся начальной школы.
В течение года
Администрация
Расписание, составленное по ступенчатому режиму повышения учебной нагрузки для обучающихся

Реализация СанПиН: каждый учащийся обеспечивается рабочим местом за партой (столом) в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха; обеспечение каждого учебного кабинета 2-мя - 3-мя видами ростовой мебели.
Сентябрь
Заместители директора по УВР, мед сестра
Обеспечение каждого учащегося рабочим местом за партой (столом) в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха; обеспечение каждого учебного кабинета ростовой мебели

Контроль за соблюдением норм техники безопасности.
Постоянно
Заместители директора по УВР
Соблюдение норм техники безопасности.

Четкое соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.
постоянно
Заместители директора по УВР
Расписание, составленное с соблюдением гигиенических требований

Систематический контроль за правильным использованием ТСО.
постоянно
Администрация, руководители МО
использованием ТСО в соответствии с санитарными нормами.


Научно-методическая работа

Создание методической копилки материалов в помощь классным руководителям, педагогам по здоровому образу жизни.
Постоянно
Заместители директора по УВР
методическая копилка в помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования по здоровому образу жизни.

Обобщение опыта работы педагогов по формированию здорового образа жизни.
По плану работы КМО.
Руководитель КМО
Выступления педагогов по формированию здорового образа жизни.

Оказание помощи классным руководителям в разработке программ, использовании имеющихся по формированию здорового образа жизни у учащихся.
Постоянно
Заместители директора по УВР
Использование программ по формированию здорового образа жизни у учащихся


Информационно-просветительская работа

Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
В течение года
Администрация
Формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Проведение тематических уроков, пропагандирующих здоровый образ жизни.
По плану МО
Руководители МО
Система проведения тематических уроков, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности, с внесением изменений в программы физической культуре, окружающего мира, трудового обучения, с целью создания новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков и формированию ЗОЖ.
В течение года
Педагоги, медсестра
Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы.

Организация родительского лектория, с приглашением медицинских работников.
По плану лектория
Классные руководители
Обязательное проведение с запланированной тематикой родительского лектория, с приглашением медицинских работников.

Регулярная смена информации в уголке здоровья.
постоянно
медсестра
Уголок здоровья

Проведение недели Здоровья.
Ноябрь
Классные руководители, учитель физкультуры, медсестра
Неделя Здоровья.

Продолжение работы по пропаганде вреда наркотиков, алкоголя и табакокурения.
постоянно
классные руководители
Конкурсы плакатов и рисунков

Комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.
Ежегодно, летом
Медсестра, начальник лагеря
Комплексное оздоровление детей

Организация горячего питания для всех учащихся школы
Постоянно
Зам. директора
2-х разовое горячее питание для всех учащихся

Оснащение всех травмоопасных участков и кабинетов медицинскими аптечками.
Постоянно

Зам. директора, классные руководители
Оснащение всех травмоопасных участков и кабинетов медицинскими аптечками.

Усиление двигательного режима

Совершенствование методики проведения традиционных дней Здоровья для массового оздоровления и укрепления здоровья детей, проведение Дней Здоровья.
Постоянно
Администрация
Развитие туристических, спортивных навыков, связи семьи и школы в интересах физического развития обучающихся

Организация перемен с обязательным пребыванием на открытом воздухе, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп на пришкольной территории, на спортивной площадке.
Постоянно
Администрация

Создание усовершенствован
ной спортивной площадки на пришкольной территории для организации подвижных игр учащихся

Повышение ежедневной двигательной активности учащихся за счет расширения внеклассных спортивных занятий, эффективного использования стадиона и спортивных площадок, самостоятельных занятий физкультурой.
Постоянно
Учителя физического воспитания
Увеличение внеклассных спортивных занятий с использованием спортивных площадок, самостоятельных занятий физкультурой

Проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики на уроках.
Постоянно
Педагоги
Уменьшение проблем у учащихся связанных с опорно-двигательным аппаратом, миопией.




Психологическое сопровождение

Комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.
Ежегодно
Мед сестра, психолог, логопед
Комплексное оздоровление детей

Психологическая поддержка в решении проблем одаренных детей во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Постоянно
Психолог
Решение проблем одаренных детей во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Психологическая поддержка в решении проблем детей группы риска во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Постоянно
Психолог
поддержка в решении проблем детей группы риска во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми

Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
В течение года
Администрация
Условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.


Показатели результативности

воспитательный
развивающий
учебный

Учащиеся понимают:
- здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни;
- здоровье – одна из ценностей человеческого бытия;
- каждый человек ответственен за свое здоровье;
- сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем;
- безопасное поведение связано с приобретением определенных умений
Учащиеся характеризуют:
- признаки физического и душевного здоровья;
- называют основные правила личной и общественной гигиены;
- объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь).
Учащиеся знают:
- здоровье - это свойство их организма;
- о физическом и душевном здоровье;
- теоретические и практические знания, которые можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья.



Планируемые результаты:
- Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников;
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
- Повышение приоритета здорового образа жизни;
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- Сформированность системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- Сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- Рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- Высокий уровень сплочения детского коллектива;
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей;
- Активное участие родителей в делах класса;
- Способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.











Список литературы

1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Самара, 2004г.
2. Вишневская Е.Л. и др. «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни». М., 2000г.
3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии.» М., ВАКО, 2004г.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115















Учителя и администрация школы


Родители


Ученики


Медицинский
работник


Педагоги
дополнительного
образования



Заголовок 115