Презентация к ШМО Современные педагогические технологии в образовательном процессе


«Современные педагогические технологии в образовательном процессе» Иванова А.В., учитель русского языка и литературыШМО- 2013-2014 Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. А.Дистервег Иванова А.В. Традиционная педагогикаУчитель учит- ученик учитсяУчитель знает все- ученик не знает ничегоУчитель думает- ученик воспроизводит знанияУчитель говорит- ученик слушаетУчитель управляет- ученик подчиняетсяУчитель активен- ученик пассивенУчитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливаетсяУчитель авторитарен- ученик несвободенУчитель- субъект обучения- ученик-объект обучения Иванова А.В. В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников.2. Учитель объявляет новую тему.3. Учитель объясняет новую тему.4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизниЖизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Иванова А.В. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Иванова А.В. Последовательность введения ФГОС Введение ФГОС по мере готовности Обязательное введение ФГОС Иванова А.В. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:1) единство образовательного пространства Российской Федерации;2) преемственность основных образовательных программ;3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.2. Федеральные государственные образовательные стандарты… являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;3) результатам освоения основных образовательных программ. Иванова А.В. Стандарт как совокупность трех систем требований к ООП Требования к структуреООП Требованияк результатамосвоения ООП Ожидаемые достижения образования Требования к условиямреализации ООП Обеспечение организационных и педагогических условий деятельности системы образования ОУ Ресурсы: кадры, материальная база,информация, финансы ст. 11 ФЗ РФ«Об образовании» (достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, через развитие «умения учиться» на протяжении всего процесса обучения) Иванова А.В. Новое качество образования Знания (предметный)Личностный рост (личностный)Применение знаний в жизни(метапредметный) Иванова А.В. Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.   Иванова А.В. В традиционнойсистеме образовательногопроцесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Транслируетинформацию Иванова А.В. ШКОЛЬНИК НОВОГО ТИПА – внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельные решения Иванова А.В. Новая дидактическая модель образования При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.   ФГОС ООО Иванова А.В. Инновационное образовательное пространство урока Современные образовательные технологии Урок Разноуровневое содержание образования УМК ИКТ Компетентностно-деятельностный подход в образовании Сотрудничество Иванова А.В. ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задачпрогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Иванова А.В. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Иванова А.В. Технология - это набор и последовательность технических операций, выполняемых в определенных производственных процессах. Во второй половине XX века в дидактике появляется термин «педагогическая технология» Иванова А.В. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Иванова А.В. Критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);отбор и структура содержания (что);оптимальная организация учебного процесса (как);методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). Иванова А.В. Технологии: -развивающее обучение;-проблемное обучение;-разноуровневое обучение;-коллективная система обучения (КСО);-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);-исследовательские методы обучения;-проектные методы обучения;-технология « дебаты»;-технология модульного и блочно- модульного обучения;-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;-технология развития «критического мышления»;-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);-информационно – коммуникационные технологии;-здоровьесберегающие технологии;- система инновационной оценки « портфолио»;- технология дистанционного обучениятехнология мастерскихгрупповое обучение и др. Иванова А.В. Однако учителя чаще пользуются традиционными технологиями, построенными на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При этом учитель транслирует готовый учебный материал, преподносит информацию в форме монолога.Это недопустимо. «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить» (А.Дистервег, немецкий педагог,1790-1866) Иванова А.В. Современные педагогические технологии Здоровьесберегающие технологии Технологии интегрированного обучения Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Технологии модульного (блочного) обучения Информационно коммуникационные (ИКТ) Технологии дифференцированного и разноуровнего обучения Деловые игры Проблемное обучение Технологии развивающего обучения Метапредметные технологииФормирование УУД Иванова А.В. Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей. Они должны быть не только знающими, умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам.Меняется роль информации.Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий для создания собственного творческого продукта. Иванова А.В. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: 1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность) 2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться») 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно) 4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе) 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль 6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке) Иванова А.В. учет уровня и возможностей учащихся планирование обратной связи урок должен быть добрым в центре внимания урока — ученики времясбережение и здоровьесбережение вывод делают сами учащиеся минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание Иванова А.В. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Изменение схемы урока: От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса. Иванова А.В. Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Иванова А.В. Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:по поиску и обработке информации;обобщению способов действия;постановке учебной задачи и т. д. Иванова А.В. Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Иванова А.В. Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (учащиеся изготавливают учебный материал, проводят презентации) Результа-ты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Портфолио ученика Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Иванова А.В. Особенности Традиционная педагогика Инновационная педагогика 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 3. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность,диалогичность, открытость, рефлексивность 4. Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные 5. Формы обучения Иллюстративно-объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый,эвристический,исследовательский Иванова А.В. Особенности Традиционная педагогика Инновационная педагогика 6. Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 7. Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, консультант 8. Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Иванова А.В. 1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?2) НАПИСАТЬ – гл. I спряжения3) НАПИШЕТЕ – форма будущего времени4) НАПИШИТЕ – повелительное наклонение (приказ, просьба)5) определить морфемный состав форм глагола: напиґш - ЕТЕ напиш – иґ- ТЕ Иванова А.В. «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили? Иванова А.В. Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:«!» – Я это знал.«+» – Новое для меня.«-» – Вызывает сомнение.«?» – Вопрос. Иванова А.В. Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков. Иванова А.В. На одном из первых уроков по роману Л.Н.Толстого «Роман-эпопея «Война и мир» создается кластер:         РОМАН – ЭПОПЕЯ «Война и мир» Картины истории Общественная и политическая жизнь Огромные пространства Изображение жизни всех слоев общества Широкая панорама бытовых сцен Иванова А.В. На тему «Любовь Наташи» создается кластер:         Наташа Ростова Борис Друбецкой Андрей Болконский Анатоль Курагин Пьер Безухов Наташа и дети Иванова А.В. Иванова А.В. Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Иванова А.В. Проанализировав образ Наташи Ростовой, учащиеся могут составить такой синквейн: Наташа Ростовачувствительная, жизнелюбиваялюбит, радуется, помогаетможет пожертвовать своим благополучиемженщина Иванова А.В. Особенности обучающихся Возможности учителя Возрастные проблемы: - Развитое логическое мышление и произвольное внимание. - Способность самостоятельно задавать себе зону ближайшего развития: взрослые знают, чего хотят, где смогут использовать полученные знания. + Использовать в учебной деятельности.Необходимость в некоторых случаях отказаться от намеченной темы урока и его привычного хода для того, чтобы обеспечить взрослым развивающее обучение. - Закостенелость (созданные собственноручно убеждения и предрассудки). - Жизненный опыт. Отсутствие целостных знаний, построение собственных теорий, которые ломать тяжело. - Объяснение новой темы давать в комплексе «причина-следствие».Использовать групповые формы работы, позволяющие учащимся активно обмениваться информацией. Иванова А.В. Особенности обучающихся Возможности учителя Возрастные проблемы: - Жизненный опыт. Наличие рабочей специальности. + Применять задания: показывающие прикладное значение предмета (физики…) опирающиеся на жизненный опыт - Сложившаяся личность: беспокойство за свой социальный авторитет; боязнь выглядеть некомпетентным в глазах окружающих; нежелание «вернуться в детство», «сесть за парту». - Организация поддержки:благодарственные письма по итогам полугодия, года;встречи классного руководителя с родителями (во время свиданий).2. Организация встреч с представителями внешнего социума.3. Уважение личности ученика учителем: работа на уроке с позиции товарищества Иванова А.В. Особенности обучающихся Возможности учителя 2. Нахождение в местах лишения свободы Высокая запущенность в области опорных знаний по многим предметам. Низкая сформированность ключевых компетенций. _ Разработка заданий, направленных: на отработку компетенций; на коррекцию знаний. Высокая агрессия по отношению к школе (особенно в начале учебного года), вызванная психологическим барьером по отношению ко всему, что связано с выполнением каких-либо обязанностей в ИК. Низкая мотивация:негативный опыт учебы в прошлом; асоциальная направленность личности. _ Создание мотивацииВнешняя мотивация:ходатайство по УДО; благодарственные письма родственникам;награждения за участие в конкурсах, олимпиадах.2. Внутренняя мотивация:создание комфортных условий в школе;создание благоприятного психологического климата на уроке;создание познавательного интереса. Иванова А.В. Особенности обучающихся Возможности учителя 2. Нахождение в местах лишения свободы Неопределенность. Сегодня ученик в школе, а завтра его могут отправить на этап, поместить в больницу, ШИЗО _ Организация самостоятельной подготовки, закрепления в помещении школы Нестабильность посещения занятий _ 1. Организация возможности блочного повторения материала.2. Организация самоподготовки. Иванова А.В. Педагог должен обладать особым мастерством, понимать и учитывать индивидуальные особенности учащегося в процессе обучения.На учебном занятии происходит не передача знаний от одного к другому, а живой обмен информацией.У ученика формируется познавательный интерес путем создания проблемных ситуаций, использования материала, показывающего прикладное значение предмета, возможность использования полученных знаний в жизни.Используются формы работы и методы обучения, охватывающие и выстраивающие всю логику изучаемого материала. Ученик должен видеть не отдельные части и разделы изучаемого предмета, а его конечные результаты. Иванова А.В. Традиционные формы и методы Современные педагогические технологии Формы учебного занятия:урок, лекция, семинар, практическая работа, индивидуальная консультация, зачёт Индивидуальная консультация, зачет с использованием современных педагогических технологий (ИКТ, личностно ориентированные, метапредметные) 2. Кратковременная самостоятельная работа 3. Индивидуальная работа с учащимися 4. Карточки-информаторы (краткая справка и пример) для тех, кто пропустил занятия Дидактический материал:по актуализации знанийдля отработки практических навыковдля проведения контроля Иванова А.В. Традиционные формы и методы Современные педагогические технологии 5. Составление плана изложения материала Составление кластера, синквейна, таблицы, схемы, плана… 6. Работа с книгой, со словарями 7. Систематический учет знаний Сохраняем традиционные формы и методы обучения. Используем новые педагогические технологии, органично интегрируя их с традиционным обучением.Перейти к совершенно иной технологии обучения отдельный учитель не сможет. Это работа всего педагогического коллектива. Иванова А.В. Установочная беседаЛекцияПрактическая работаСеминарФронтальная беседаКонтрольная работаИндивидуальная консультацияЗачёт составить план, схему, таблицу по изучаемому разделу, дидактический и наглядный материал Иванова А.В. Роль и виды зачетов Зачет в вечерней школе не только форма проверки знаний и умений – это часть учебного процесса, одна из форм обучения.При зачетной системе курс учебного предмета разбивается на зачетные разделы, разрабатывается система требований к знаниям и умениям учащихся.Деление курса учебного предмета на зачетные разделы систематизирует учебный материал, помогает учителю и учащимся обобщать изученное, подводить итоги, оценивать знания по каждой теме. Иванова А.В. Роль и виды зачетов Круг теоретических вопросов, типы упражнений и заданий, выносимых на зачет, определяется государственными стандартами.Зачетная оценка выставляется по итогам:текущего наблюдения за работой учащихсяопроса на консультацияхрезультатов письменных работспециального опроса на зачете по всему зачетному разделу Выполняя обучающую и воспитывающую функцию, зачет не должен превращаться в экзамен Иванова А.В. Роль и виды зачетов По форме проведения различают групповые и индивидуальные зачеты. На групповых зачетах сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные методы работы.Зачеты могут быть нескольких видов: устный, письменный, устно-письменный, письменно-лабораторный, устно-практический. Иванова А.В. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу».Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Иванова А.В. «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.» Иванова А.В.