Родительский дом — начало начал.

Введение

Каждый человек должен быть гражданином своей страны. По моему мнению, гражданин – это тот, кто любит свою Родину, заботится об ее будущем, старается принести пользу окружающим, интересуется и болеет душой за всё, что происходит в его стране, в его родном крае. Стать хорошим гражданином невозможно также без знания истории своей страны, своей Малой родины.
С целью сохранения культурно-исторического наследия и воспитания гражданской позиции одной из главных задач нашей школы является изучение истории малой Родины.
В школе открыт краеведческий музей. В нём накоплен огромный материал по истории нашего края.
В год 60-летия, беседуя о вкладе наших односельчан в дело Победы, мы не могли не вспомнить о нашем известном земляке Герое Советского Союза Захарове Геннадии Максимовиче, уроженце села Селёма.
Когда мы изучали факты его биографии, наше внимание привлек дом в с. Селема, где провел свои детские годы герой.
В результате нашего исследования выяснилось, что начало истории дома относится к рубежу 19-20 веков. Дом является свидетелем многих исторических событий, его история тесно переплетена с историей страны.
В ходе исследовательской работы использованы результаты бесед со старожилами села, воспоминания проживающих в селе родственников героя.
Большую познавательную ценность работе придали архивные исследования, которые позволили найти ответы на многие вопросы, вставшие перед нами.
Архивные данные дают четкие исторические знания, позволяют раскрыть историческую обстановку и отношения между людьми и властью в те далекие времена. Полученные в ходе исследований сведения представляют интерес для изучения на уроках краеведения, будут использованы при проведении экскурсий по школьному музею. Работа имеет большую патриотическую и нравственную направленность, позволяет самим анализировать ход исторических событий, делать выводы, проводить аналогию с современностью.
И сколько бы не прошло времени, история своего края, судьбы людей, живших здесь в разные периоды истории, будут представлять историческую ценность.
Наша задача - накапливать эти сведения, передавать их другим поколениям, чтобы временная нить никогда не оборвалась.

Основная часть

Есть в селе Селема дом, который отличается от других своими размерами и внешним видом. Дом пятистенный. Нижний этаж выложен из красного кирпича, второй этаж деревянный. На улицу выходят восемь окон. Резные наличники, красивые, яркие, делают дом нарядным, запоминающимся. Сразу видно, что дом хотя и старый, но добротный, крепкий. От старожилов села я узнала, что он принадлежал зажиточным в свое время людям – Захаровым, «по – уличному» - Пироговым. Его до сих пор так и называют – «Захаров дом». Заинтересовавшись, я начала поиски. Архивные данные помогли раскрыть историю этого дома.
Из архивных данных: «В конце 19 века в селе Селема насчитывалось большое количество зажиточных хозяйств. На 1895 год имелись даже свои мелкие промышленники: Пушкарев Петр Семенович владел кирпичным заводом; Доронин Амбросий Тимофеевич имел поташный завод («поташ» – сырье для изготовления пороха, мыла - щелочная соль, получаемая путем выварки из древесной золы)».
В 1990 году появились новые заводчики: Карашов Василий Иванович имел кирпичный завод, Рябов Иван Ефимович – кожевенный завод. Многие держали торговые лавки, лесомастерские, мельницы.
Семьи Гатиловых, Кощеевых, Морозовых, Филаретовых, Захаровых были зажиточными, имели возможность использовать наемную рабочую силу.
Купцы и господа из Арзамаса владели большими земельными наделами в с. Селема.
Из архивных данных на 1890 год: « Арзамасский купец Кошелев Николай Григорьевич имел в Селеме 413 десятин земли и леса на сумму 7799 рублей 91 коп.
Господин Новосильцев Н.А. имел 1620,2 десятин земли на сумму 31520 рублей. Это поместное владение называлось Селемское №2, а Селемское №1 было казенным, т.е. государственным владением в 1267,2 десятин, стоимостью 23849 рублей 96 коп.»
Значит, крестьяне нашего села были и государственными, и поместными. Один из зажиточных людей села Рябов Иван Ефимович – первый владелец «дома Захаровых». Кожевенный завод Рябова был построен на берегу речки Селемка, сырье для которого Рябов скупал со всей округи. На заводе выделывали кожу и поставляли ее на продажу в уезд. Со своего производства Иван Ефимович имел хороший доход. До революции в Арзамасе Рябов держал постоялый двор, сдавал в аренду квартиры.
А в Селеме у него был добротный двухэтажный дом. На верхнем этаже жила семья, а на нижнем этаже, как свидетельствовали старожилы села, скорняжная мастерская и даже кабак. В мастерской выделывали кожу, шкуры, шили шапки и тулупы. А еще сохранилась молва, что через Селему проходила дорога Муром – Н. Новгород, и Рябов держал не только кабак, но и предоставлял жилье для торговых людей.
Но началась революция, которая перевернула жизнь людей. Рябов И.Е. принял революцию и Советскую власть, участвовал в гражданской войне, был телефонистом, о чем свидетельствуют архивные данные. Но позже он был лишен избирательных прав и раскулачен.
Из архивных данных 1930, 1934 г.г.: « Засвидетельствована выписка из заседания местного комитета, адресованная Арзамасскому РНКу о том, что гражданин Рябов И.Е. не имеет патента на свое дело и скрывает доходы. Заявление самого Рябова с просьбой восстановить его в правах рассмотрено на заседании президиума Арзамасского райсполкома от 5 октября 1930 г. Но решение было суровое – в восстановлении прав отказать. Его дело за №86 было рассмотрено и в 1934 году, но решение осталось прежним».
Одновременно с Рябовым в разряд эксплуататоров попадает семья Захаровых: Спиридон Степанович и его сын Михаил Спиридонович. Они также имели кожевенный завод на другом конце села и свой кирпичный двухэтажный дом. Это вторые владельцы дома, который останется в памяти сельчан именно как «Захаров дом».
Как они его получили - неизвестно. Документов, подтверждающих факт продажи дома Захаровым, в архивах не нашлось.
Но, оставшиеся в живых родственники Захаровых подтверждают, что этот дом принадлежал Захарову Спиридону Степановичу и его детям. После раскулачивания оба дома были переданы под советские учреждения, внутренние помещения были перестроены.
После раскулачивания, как вспоминали очевидцы тех событий, семья Захаровых была выслана на поселение в город Казань. Но семья не затерялась, а фамилия прогремит в годы Великой Отечественной войны. Сын раскулаченного Михаила Спиридоновича – Геннадий Михайлович станет Героем Советского Союза.
Захаров Геннадий Михайлович родился 25 октября 1922 года в с. Селема. В возрасте 13-ти лет он вместе с семьей был выслан в г. Казань. Подробнее о нем узнали уже после войны. По просьбе председателя Чернухинского краеведческого музея о герое написал военный комиссар одного из районов города Ленинграда полковник Кузнецов. Это письмо и поздравительная телеграмма самого Геннадия Михайловича были опубликованы в газете «Арзамасская новь» от 23 февраля 1963 года, в канун 45-летия Красной Армии.
4 августа 1941 года наш земляк был призван в армию. Окончил военное училище связи и осенью 1942 года был направлен на Сталинградский фронт, воевал в легендарной 64 армии генерала Шумилова. За спиной молодого бойца уже было немало фронтовых дорог и боев.
В сентябре 1943 года дивизия, где он служил командиром взвода связи, вышла с боями к берегам Днепра.
А 26 октября 1943 года, чуть ли не в день своего рождения, он был удостоен звания Героя Советского Союза. За месяц до этого события Геннадий Михайлович с 4-мя бойцами в районе деревни Домоткань на лодке форсировал Днепр и создал группу прикрытия, обеспечивая связь с левым берегом. Началась переправа. Фашисты двинулись в контратаку. Тогда Захаров открыл огонь из ручного пулемета и уничтожил около 80-ти гитлеровцев, тем самым обеспечивая успех переправы.
27 сентября немцам удалось перерезать установленную Геннадием Михайловичем связь. После этого он поднял в атаку стрелковый взвод, немцы были отброшены, связь восстановлена. За проявленный героизм и мужество он награжден Золотой Звездой героя.
После войны Захаров Геннадий Михайлович окончил военную академию, работал преподавателем в училище связи, в Ивановском энергетическом институте имени В.И. Ленина. В 1959 году демобилизовался. Работал старшим инженером в одном из научно-исследовательских институтов г. Ленинграда.
Скончался в 1969 году в звании гвардии майора запаса в г. Ленинграде.
Портрет Захарова украшает зал Боевой Славы нашей школы. В 60-тые годы в Селему почти каждое лето приезжали племянники героя и отдыхали у живущих здесь родственников.
Какова же дальнейшая судьба « дома Захаровых»? С 1937 г. в доме располагался сельский совет и медпункт. Но с1969 г. по 1974 г. на втором этаже заработала начальная школа. Учеников было очень много, более 150 - ти человек, поэтому и второй дом Захаровых – кирпичный был передан под начальную школу.
Второй дом Захаровых также оставил большой след в истории села. После войны, в 1946 году, на втором этаже был открыт роддом, внизу – медпункт. Многие жители села родились в этом доме. Первым заведующим роддомом был участник Великой Отечественной войны, орденоносец Чижков Василий Михайлович. Это почетный гражданин села, который всю жизнь посвятил медицинскому обслуживанию жителей и оставил после себя добрую память. О его военном и трудовом подвиге учениками школы собран богатый материал.
В 1982 году была построена Никольская средняя школа. Начальная школа из Селемы переехала в новое здание. Еще некоторое время в доме располагались почта и медпункт. Но в 1987 г. председатель сельского совета Судьин Н.В. продал освободившийся кирпичный дом Березе Л.А., а в 1993 г. и «Захаров дом» обрел нового владельца. Собственность бывших заводчиков перешла молодой семье – супругам Березе А.В. и Т.Н. с двумя детьми.

Заключение

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что «Захаров дом» представляет собой историческую ценность и является достопримечательностью нашего села. В ходе сбора материала по данной теме я научилась работать с архивными материалами, анализировать, сопоставлять исторические сведения, а общение с местными старожилами позволили ярче представить жизнь села на рубеже 19-20 веков.
Заинтересовавшись биографией героя Советского Союза Захарова Геннадия Михайловича, мы решили продолжить работу по изучению его родословной и для этого установили связь с его детьми, проживающими сейчас в городе Петербурге. А это уже объект нашего дальнейшего исследования.


















Библиографический список

Воспоминания жителя с. Селема Елохина Анатолия Николаевича.
Воспоминания жительницы с. Селема, дальней родственницы Захарова Г.М., Захаровой Таисии Матвеевны.
Архивные документы:
фонд – 2, опись –1, дело № 305, 349, 370, 647, 833.
опись –7, дело №9, 25.
опись – 6, дело № 158, 161.
Фонд Р-550, опись – 1, дело № 409- 411, 558, 598.
Фонд Р – 684, опись – 1, дело № 6, 30, 42, 58.
опись – 3, дело № 9 – 15, 21 – 23.
Край мой Арзамасский. Москва., 1995 г., стр. 316-319.
Очерки истории Арзамаса. Волго-вятское книжное издательство., 1981 год., стр. 155-165.




















Оглавление

Разделы работы Страницы
Введение 1
Основная часть 2-5
Заключение 5
Библиографический список 6




























ПОРТФОЛИО
Учителя истории МОУ Никольская СОШ
Тюминой Антонины Михайловны
НАГРАДЫ.
1. Районная грамота Департамента образования- 2005 год.
2.Благодарность Ректората ГОУ ВПО АГПИ им. А.П.Гайдара – 2008 год.




Общий педагогический стаж – 26 лет.
Образование – высшее, 1990 год. диплом ННГУ им. Н.И.Лобачевского, истфак.
!984- 1987г.г. – пионервожатая и учитель истории.
!987 – 1990 г.г. – организатор воспитательной работы и учитель истории.
1990г. – учитель истории.






Курсовая подготовка












Участие учащихся в конкурсах .
1. Диплом 2 степени за участие в областном конкурсе в номинации «Семейные реликвии» за работу «Дедушкина балалайка» Родин Илья -2002 г.
2. Грамота Гусякову Михаилу за 3 место в районной краеведческой викторине, посвященной 60 –летию Великой Победы. – 2005 год.
3.Грамота Гусякову Михаилу за 3 место в районной олимпиаде по истории. -2007 год.
4.Грамота Степновой Марине за лучшую творческую работу на районном фестивале «Нижегородская земля.». и диплом за активное участие -2006год.
5. Диплом Гусякову Михаилу за активное участие в районном фестивале «Нижегородская земля»-2006 год.
6. Почетная грамота Оревиной Марине за 3 место в конкурсе исследовательских работ 6 краеведческих чтений «Моя малая Родина».
7.Почетная грамота ректората ГОУ ВПО АГПИ им. А.П.Гайдара Киселевой Ирине в номинации «Семейные реликвии» конкурса «Духовные традиции Арзамасского края» -2010 год.
8.Почетные грамоты в этом же конкурсе получили Голышева Ирина, Завьялова Анна, Копеин Сергей.
9.Почетная грамота ректората ГОУ ВПО АГПИ им. А.П, Гайдара Шеметовой Марине за участие в Конкурсе « Россия, Русь , храни меня ,храни»-2008 год
10. Свидетельство Голышевой Анжелике за участие в областном конкурсе исследовательских работ «Юный исследователь» -2010 год.
Ежегодно ученики 9-11 классов принимают участие в районной правовой игре и в олимпиадах по истории и обществознанию.
11. Ежегодно выпускники выбирают ЕГЭ по обществознанию и истории, результаты этого года выше чем средний по району.


Выступления на пед.советах и родительских собраниях.
1.Доклад «Нравственное воспитание на уроках истории и его роль в формировании личности»


2.Доклад «Борьба с главным пороком ребенка».


3. Доклад «Православные чудеса последних лет».









Открытые уроки.

1.Уроки на районных семинарах историков.( см. приложения)


2. Уроки в плане работы школьного методического объединения (см. приложение)












Статьи и публикации.
Публикация статьи « Краеведческая работа в школе» в журнале «Народное образование»-200.

Публикация статьи «История Селемской церкви» в газете «Арзамасская правда» -2010 год.












Участие в семинарах

1.Районный семинар организаторов на тему «Школа – центр социализации на селе» - апрель 1989 г.

2. Районный семинар по истории – 1992. год.

3. Районный семинар по истории – 1997 год

4. Районный семинар по истории – 2002 год.

Участие во всех районных и областных семинарах , проводимых на базе школы (открытые часы, уроки, внеклассные мероприятия.)
5. Участие в районных педагогических чтениях-2010 г





Рабочий листИндивидуальный план работы учителя истории Тюминой А.М.на 2010 – 2011 учебный год .
Цель: Продолжить работу с сильными учениками, развивать их творческий потенциал ( 2 направление президентского проекта «Наша новая школа»).
1.Ежемесячно обновлять стенд «Это интересно»
2.Обновить стенд «Дни Воинской славы России»(эстетично).
3. Создать документацию на кабинет истории (график работы , план работы, инструкции по пользованию компьютером, опись имущества кабинета,)
4. Принимать участие в олимпиадах и конкурсах по линии Департамента образования, в районной краеведческой конференции.
5. Достойно подготовить учащихся 5 и 6 классов к районным контрольным работам по истории и обществознанию по итогам года.
6. Принять участие в областном конкурсе «Растим патриотов России»
7. Подготовить ученика для участия в детском Всероссийском конкурсе « Святые заступники Руси».
8.Активизировать самостоятельную, практическую и личностно- – ориентированную работудеятельность с учащимися, ввести личныеиндивидуальные планы работы с цельюучащимися в целях повышения качества знаний и подготовки ихподготовке к ИГА и

ЕГЭ.
9.8. Тема по самообразованию «Краеведческая работа как средство развития творческого потенциала учащихся».

























Экскурсия для участников семинара
Сев в наш автобус вы становитесь гостями нашей школы. И чтобы вам не было скучно , я проведу для вас экскурсию по истории сел, которые мы будем проезжать.
Мы выезжаем из рабочего поселка Выездное. Этот статус село получило в 1981 году. А история села напрямую связана с историей города Арзамаса и именем первого русского царя Ивана Грозного. Во время третьего похода на Казань он основал Арзамас и для защиты крепости от набегов мордвы и татар распорядился организовать поселение из 600 казаков, которое стало называться Выездновская слобода. А вот название улицы Пушкарка , оно тоже с того времени. Оказывается, рядом с казаками поселились пушкари, они отливали пушки для русского войска. Изначально это место стало центром ремесла и торговли. В 17 веке за особые заслуги перед государством в годы смуты село было пожаловано боярину Б.М.Салтыкову. Село было богатым и люди здесь жили зажиточные. Молодежь отличалась физической силой и красотой. Любили гулять в березовой роще, которую называли «Утешенье». Здесь же проходили народные гулянья, где мужчины и женщины показывали свои наряды. А наряды были богатые: сарафаны шили из парчи и шелка, на ногах вышитые башмачки, на шее бусы из жемчуга; Мужчины в бархатных полукафтанах, в шерстяных шляпах и высоких лакированных сапогах .Особую роль сыграло село и в Отечественной войне 1812 года, отправив на помощь русской армии 300 ополченцев. В селе было развито образование, работали мужское и женское училище, церковноприходская школа. В советский период здесь действовал колхоз им. Чкалова.
Мы въезжаем в село Красное. До 17 века оно было дворцовым, после смуты стало вотчиной князя Барятинского. По преданию, название села происходит от купеческой мануфактуры, производящей красное сукно. Местные крестьяне научились изготавливать шерстяные шляпы, валять валенки, вязать варежки и носки, большим спросом пользовались войлочные набивные ковры. Известно село было своими шерстобойнями. Крестьяне села отличались худобой и бледностью и высокой смертностью из-за вредных испарений от прудов, где мыли шерсть. Село расположено на богатых черноземных землях, в годы Советской власти здесь действовал колхоз «Мировой Октябрь», славился производством лука и выращиванием гусей. Красное- родина легендарного разведчика Ивана Маркеева, отличившегося в годы Великой Отечественной войны. Здесь родилась и известная артистка Валентина Теличкина.


Сейчас небольшая пауза в нашей экскурсии и я хочу рассказать о своей работе в школе. Я учитель истории и веду работу по развитию исследовательских и краеведческих навыков у детей. Работа ведется на уроках , но в основном во внеурочной и внеклассной деятельности. Она направлена на расширение кругозора учащихся, их интеллекта, характера и нравственных принципов. Я стараюсь нацелить детей на поиск новой информации, учу ее анализировать, делать выводы и применять ее в новых условиях .В школе действует ученическое общество любителей родного края, которое изучает и исследует прошлое и настоящее нашего края. В школе создана для этого хорошая база : школьный краеведческий музей, залы Боевой и Трудовой Славы, дети встречаются с людьми , проводят социологические опросы, работают с СМИ и дополнительной литературой. Наработанный материал используют при написании рефератов, творческих и исследовательских работ. Дети принимают участие в районных и областных конкурсах, в работе краеведческих конференций, получают грамоты и призы. Я считаю , что результаты есть и этой работой следует заниматься и дальше. С работами учащихся вы можете познакомиться на школьной выставке.

Мы въезжаем в село Абрамово. Когда-то, здесь в конце 15 века, жило мордовское поселение. В 1972-1975 годах на этом месте велись раскопки и было найдено 272 могильника. Посмотрите на красивые наличники домов, плотники славились резьбой по дереву, также здесь жили замечательные бондари, чьи бочки выставлялись на промышленной Нижегородской ярмарке в 1898 году, причем своего дуба в селе не было, его покупали в Каменке. Плодородная земля позволяла снимать высокие урожаи, в годы Советской власти здесь действовал колхоз «Борьба», в это время началось мощное строительство хозяйственных и социальных объектов для населения. Здесь находится участковая больница, которая принимает жителей со всей округи. Основание села также связано с именем Ивана Грозного. По преданию , царь во время Казанского похода вез в своем обозе церковные срубы. И на новых местах, где жили язычники, устанавливал деревянную церковь и крестил народ. Такая церковь и была поставлена здесь и посвящена она Иоанну Предтечи. Это событие и считается основанием Абрамова. Престольный праздник -7 июля, праздник Иоанна Предтеча, в этот день жители служат молебен. А в этом году на престольный праздник был освящен новый храм, который мы сейчас видим. После молебна жители ходят с крестным ходом на Марьевский родник.


Сейчас мы подъезжаем к деревне Марьевка, название конечно связано с женским именем Марья, которая первой поселилась у реки Теша – так говорит предание. 1965 году здесь закрылась школа и дети стали ходить учиться в Каменку. Считается , что Марьевка не перспективное село, но 10 км. от райцентра, природа, земля, транспортное сообщение и. наконец, водопровод и газ, повысили перспективность Марьевки. И мы сами видим, здесь идет ремонт домов, здесь приобретают сельскохозяйственную технику и остаются молодые семьи.
Обратите внимание, сейчас будет развилка дороги, по левую сторону, детский оздоровительный лагерь «Золотой колос» в котором отдыхают круглый год дети, в том числе и из нашей школы. По правую сторону- Марьевский родник, за водой сюда приезжают со всего района , в продаже появилась вода «Живой родник». Мы въезжаем в Марьевский лес. Я не могу не рассказать об интересной истории времен Великой Отечественной войны. Здесь в лесу , у трех осин, у ключа, был расстрелян диверсант. Он рано утром спускался на парашюте и его увидела женщина, сообщила в Совет и его поймали. Оказалось, что он москвич, бывший власовец, завербованный немцами для борьбы у нас в тылу.
Через несколько минут мы подъедем к селу Костылиха.- это моя родина и мне хочется рассказать и ее историю. Село возникло в середине 18 века. Основали его переселенцы из села Водоватова..Здесь поселились русские православные люди, очень трудолюбивые и верующие .Они занимались земледелием, разводили скот, здесь были начальная школа, две мельницы и шерстобойня. На заработки ездили в Сибирь, на золотые прииски. В 1911 году строили железную дорогу, которая в годы войны сделала село перевалочной базой для войск. В селе , за селом , в лесу стояли войска, по лесу пройти было нельзя, стояли посты. Солдаты рыли окопы, строили блиндажи, учились стрельбе из зенитных установок .Еще село прославилось своей церковью. В Костылихе сохранился последний памятник деревянного зодчества 17 века , церковь Воскресения Христа, которая сейчас восстановлена и действует, но не как приход, а как памятник культуры.
Сейчас мы въезжаем на территорию социума нашей школы, в которой обучаются дети из Котихи, Лидовки, Костылихи, станции Костылиха. И экскурсию продолжит Ольга Анатольевна.
Заголовок 115