Презентация к уроку «Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма».


Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма. Исмаилова Наталья Усеиновна,учитель русского языка и литературыКГУ ОСШ им.Т. Аубакирова Цель:- сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие;- развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;- воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.
Литературное направление (течение) - это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.
Романтизм (фр. romantisme)- явление европейской культуры XVIII-XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность – это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях: высокая страсть (любовь во всех её проявлениях);низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.

Основные черты романтизма:- уход от реальной действительности;- утверждение положительного идеала;- бегство от современности;- абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности;- противопоставление прошлого настоящему;- индивидуализм, доведённый до культа личности.  Основные черты романтического героя:- неприятие идеалов общества;- трагическое одиночество;- герой всегда яркая, исключительная личность;- свободолюбие героя;- герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой; - необычные, исключительные обстоятельства жизни.


Романтики открыли для литературы- диалектику психологических состояний; - характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия; - тему «униженных и оскорбленных»;- исторический роман;- философскую сказку;- научно-фантастический роман;- психологический детектив;- романтическую поэму. 




Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.

Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в. Истоки русского романтизмаВлияние немецкого романтизмаИ.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофманмистицизм;интерес к философским аспектам бытия;противопоставление «дневного» и «ночного» мира.Влияние английского и французского романтизмаД.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодьебогоборческие мотивы;разлад личности и общества;проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;экзотика сюжета и места действия.




Истоки русского романтизмаВ.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевскиймедитативность лирики;созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;интерес к проявлению потусторонних сил.Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтовпафос вольнолюбия;мотив разлада сильной личности с обществом;экзотизм сюжетов;немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».



Романтизм поэтов-декабристов- социальная заострённость конфликта;критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского;интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом ( социально-конкретизированным).


В советском литературоведении было принято выделять два типа романтизма:пассивный;активный или революционный.

Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КлассицизмИдея служения государю и Отечеству.Обращение к образам античной литературы и искусства.СентиментализмСентиментальная идеализация действительности.Чувствительность.Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.РомантизмПротивопоставление романтического, идеального образа реальной жизни.Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории.Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности.Интерес к русской летописной истории. Интернет – ресурсы:http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.htmlhttp://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.htmlhttp://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/Литература в таблицах и схемах .Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009.Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004. http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумагаhttp://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2 Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. ИвановоСайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Интернет – ресурсы: