Приёмы формирования общеучебных умений и навыков на уроках биологии и во внеклассной работе


Формирование общеучебных умений и навыков на уроках биологии и во внеклассной работе Презентация Матвеевой И.В. учителя биологииМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа №2 города Евпатории Республики Крым" Приёмы формирования общеучебных умений и навыков на уроках Приём «Сформулируй вопрос»Комодский варан плотоядная ящерица, весящая примерно 100 кг, может питаться мясом убитой козы в течение 2 месяцев. Тигр, имеющий такой же вес, за тот же промежуток времени должен съесть 8 коз. Основной вопрос:Почему варан нуждается в меньшем количестве пищи чем тигр? Промежуточные вопросы:(позволяют собрать материал для рассуждений)К каким классам позвоночных относятся тигр и варан?Чем отличается обмен веществ пресмыкающихся и млекопитающих?Почему теплокровные нуждаются в большем количестве энергии, чем пресмыкающиеся? Учимся формулировать вопросыВолки и зайцы покрыты шерстью, орлы и воробьи – перьями, а у змей кожа голая. Основной вопросПочему волки и зайцы покрыты шерстью, орлы и воробьи – перьями, а у змей кожа голая? Какой важный критерий жизнедеятельности объединяет волков, зайцев, орлов и воробьёв? Почему теплокровные нуждаются в производных эпидермиса (шерсть, перья), а змеи нет?Выиграли бы рептилии, будь у них шерсть или волосы?Промежуточные вопросы:(позволяют собрать материал для рассуждений) Учимся формулировать вопросыУ сов оба глаза расположены спереди, а у зайцев по бокам головы. Основной вопросПочему у большинства животных не один, а два глаза? Промежуточные вопросы:(позволяют собрать материал для рассуждений)Почему у хищников глаза спереди головы?Только ли у хищников глаза спереди головы?Почему у зайцев глаза по бокам головы?Только ли у зайцев глаза по бокам головы? Приём «Есть ли у вас гипотеза?» Информация Норка пустынных мокриц всегда окружена кольцом экскрементов. ГипотезыЭкскременты отпугивают хищников запахомЭкскременты привлекают партнёров.Экскременты служат границей территории.Экскременты облегчают нахождение норки. Правильный ответ:Экскременты облегчают нахождение норки. Информация:Почвенные клещи имеют крылоподобные выросты. Какова их функция? Гипотезы:Приспособление к полёту.Защита от перегрева.3. Защита от повреждений 4. Защита от высыхания Правильный ответ:Защита от повреждений и высыхания Приём «Причинно-следственные связи» Причина Хищного моллюска случайно завезли в новую для него водную среду Последствия Погибнет из-за разницы в солёности водыБудет вытеснен местным хищным моллюскомВыживет, но популяция его будет ограниченаЧисленность его станет возрастать в геометрической прогрессии, вследствие отсутствия естественных враговУничтожит местных плохо защищённых моллюсков и других беспозвоночных Причины: Увеличение светового дняУвеличение количества молекул хлорофилла (и др. пигментов участвующих в улавливании энергии света)Увеличение количества хлоропластов (при том же количестве хлорофилла)Увеличение концентрации углекислого газаУсиленный поливСледствие Увеличилась продуктивность фотосинтеза Раннее потепление, интенсивный рост травы, как следствие благоприятные условия для размноженияВременное изменение половозрастной структуры популяции (самок больше чем самцов, зрелых самок больше чем неполовозрелых)Уменьшение количества эндопаразитов паразитов вследствие усиления иммунитета оленейУменьшение количества экзопаразитов вследствие поражения их вирусными болезнямиСнижение количества хищников вследствие отстрела или болезнейРезко увеличилось поголовье оленей ВирусыБолезнетворные бактерииГиперфункция щитовидной железыПсихогенные расстройстваАстенический синдромСбои в работе ЖКИТТермоневрозАутоиммунные болезниОпухолиФизическая активностьтемпература ? – интерферон -?? -? – кретинизмстресс -? –адреналин -? –увеличение АД Игра «Биологическая экспертиза» Описание На них отсутствуют цветки, устьица, листья и какие-либо видоизменения листьев. ОписаниеОни могут иметь различное происхождение (из эпидермы, листьев, побегов) и выполняют одну или две функции Описание Они используются как биоиндикатор степени экологического загрязнения местности, характеризуются медленным ростом и отсутствием настоящих корней ОписаниеТело этих животных заключено в твёрдый известковый домик похожий на небольшую белую чашечку, которая способна раскрываться. Через отверстие высовываются ноги животного и создают ток воды. Описание Животное у которого шерсть не растёт в определённом направлении, поэтому легко укладывается в любых направлениях. Описание Небольшой орган, выполняющий эндокринную функцию, считающийся составной частью фотоэндокринной системы; прикреплён поводками к обоим зрительным буграм промежуточного мозга. Игра «Да-нет» 1.Этот организм принадлежит Империи Клеточных? Да2.Этот организм принадлежит к Надцарству Эукариот? Да3.Этот организм принадлежит к Царству Животных? Да4.Это многоклеточное животное? Да5.Это представитель беспозвоночных? да6.Этот организм принадлежит к Типу Кишечнополостные?Нет7. Этот организм принадлежит к Типу Моллюски?Да8. Это двустворчатый моллюск? Да9. Водится в морях? Да10. Образует нити из биссуса? Да11. Это мидия?Систематика Это преимущественно надземный орган? ДаЭто вегетативный орган? ДаЭтот орган имеет листья? ДаЭтот орган имеет почки? ДаЭтот орган зачаточный? ДаЭто почка? ДаПочка находится в пазухе листа? НетПочка находится на верхушке побега? НетПочка активизируется после гибели верхушечной? ДаЭто спящая почка? ДаОрганы растений Это диссимиляция? НетЭто ассимиляция? ДаЭтот процесс требует наличия света? НетЭтот процесс протекает на рибосомах? ДаЭто биосинтез белка? ДаФизиологические процессы Это клетки растений? НетЭто клетки животных? ДаЭто клетки соединительной ткани? НетЭто клетки эпителиальной ткани? ДаЭто железистый эпителий? НетЭто многослойный эпителий? НетЭто однослойный кубический эпителий? НетЭто однослойный ресничный эпителий? ДаТипы клеток Приёмы формирования общеучебных умений и навыковво внеурочной деятельности Внеклассные мероприятия Конкурс «Биологические шарады»Первый - большая хищная птица,Что над погибшим животным кружится.Длинная часть у гитары - второй,Крепко сжимается левой рукой.На документах секретных есть третий.Что же за слово? Подумайте, дети. (Гриф) Конкурс «Верните зверей в слова»_ _ _ _ ОСТЬ  (покорность, смиренность) Конкурс «Биологические омонимы»Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит Конкурс «Биология + грамматика»Как правильно: пятнистый пятон или питнистый питон? Правильно писать пятнистый питон. Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном» Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова Какого рода кольраби?  С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?  Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья Проектная деятельность Проект учащихся 9 А, 9Б классов«Биология – это интересно» Мини-лекция с викториной «Эта удивительная биология» для 5-А класса Причины поклонения животным Причины поклонения животным В чём опасность клещей Самый маленький в мире хищник Как появились первые живые организмы на Земле Увлекательные биологические эксперименты Спасибо за внимание!