Внеклассное мероприятие «РУССКУЮ РЕЧЬ НАДО БЕРЕЧЬ!»



Внеклассное занятие по русскому языку
в 4 классе «РУССКУЮ РЕЧЬ НАДО БЕРЕЧЬ!»




МБОУ СОШ №13
учитель начальных классов
Быстрова С.В.







cт. Новоджерелиевская
2016 г.

Цель занятия: развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам; воспитание любви к русскому языку.
Ход занятия.
Учитель:
Ничего так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем о их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. Сегодня наше занятие мы посвящаем культуре речи и называется оно «Русскую речь-беречь!»
Вопрос: Ребята, как вы понимаете /думаете/, что же такое культура речи? (- это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)
Вопрос: А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно? Сегодня мы все будем участниками разговора о культуре речи. Перед вами выступят ребята, покажут сценки из нашей жизни. Может быть кто-то узнает себя, своих одноклассников. Будьте внимательны к тому, о чём вам расскажут ребята. Если с чем-то не согласны, высказывайте свое мнение. Будьте участниками нашего разговора о культуре речи.
На сцену выходят два ведущих
1-й ведущий:
Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложение, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.
2 ведущий:
Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.
На сцену выходит доктор в белом халате. Он предлагает Пете стул, и сам усаживается напротив.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость; доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе учишься, молодой человек?
Петя: В 4 «вы».
Доктор: В 4 «вы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм... А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор: Порядочек... Железно... Классно... Круто (берет термометр) Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он. (достает из стола и показывает учебник русского языка).
Вопросы: 1) Какую болезнь обнаружил доктор у Пети?
2) Какой дал рецепт? Согласны ли вы с диагнозом доктора?
1-й ведущий:
Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов ужасно дружно, жутко весело, которые употребил Петя. Слова ужасно, страшно, жутко обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.
2-й ведущий:
Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.
На плакате написаны слова: АЛФАВИТ, АГЕНТ, ДОГОВОР, ДОКУМЕНТ, ДОСУГ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, МАГАЗИН, ПОНЯЛ, ПОНЯЛА, КРАСИВЕЕ, СТОЛЯР и т.д. Запомните, где в этих словах стоит ударение. Повторяйте за мной.
Читают вместе слова.
1-й ведущий (медленно):
Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли... вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну... того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому... к словарю.
2-й ведущий
Беда в том, что из 30 сказанных слов, достаточно было сказать: Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова - лишние, слова - паразиты: ну, вот, понимаете, так сказать, значит.
1-й ведущий:
Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».
Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мать шьёт.
Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.
Мать: Что за спешка?
Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдаёт... как это?.. .макулатуру.
Мать: Обед на плите.
Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?
Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?
Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток?
(наливает воду, пьет).
Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
Мать: Возьми пальто, ещё холодно.
Юля: Хорошо, одену пальто.
Мать: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.
Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО и все хором говорят:
Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, как неправильно употребляют нас при общении ребята.
ВРЕМЯ:
Вы слышали, что со мной сделали?
Во-первых, мой родительный падеж - времени, а во вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?», а в том смысле, как спросила Юля, надо сказать «Который час».
Видите, как со мной небрежно обращаются?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ:
Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «холодный кипяток». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал кипяченой водой. И говорить «холодный кипяток» так же нелепо, как «сладкая соль».
ПОЛОВИНА:
Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я
одна из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело! ОДЕТЬ, НАДЕТЬ (спутанные вместе)
НАДЕТЬ:
Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я - НАДЕТЬ, а где мой брат - ОДЕТЬ.
ОДЕТЬ:
Одеть можно КОГО - ТО, одушевлённый предмет. Одеть ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО - ТО или НА КОГО - ТО: надеть кольцо на палец, надеть пальто.
Вместе: А нас путают и путают. Помогите нам распутаться!
КУШАТЬ:
Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я... Меня литературный язык не допускает в 1-е лицо.
Вместо «Я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в 3-м лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребёнке можно сказать: ОН КУШАЕТ, в остальных случаях - ,ОН ЕСТ. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено.
КАК ЭТО?:
Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!
Мать: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В
разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки?
Дружите ли вы с этими словами? Давайте скажем вместе:
«Прочь с дороги все, что портит нашу речь!»
1-й ведущий:
Некоторые ребята следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения.
2-й ведущий:
Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Дима, своё сочинение.
Дима: Пришла весна. Всё просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул тёплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.
Дима уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках
расстёгнутый портфель.
1-й ведущий:
Интересно было слушать сочинение Димы о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Диму не узнаете.
Дима (размахивая портфелем).
Дима: Ба! Кого я вижу, Серёга!
Сергей: Как житуха, Димон ?
Дима: Бьёт ключом и всё по голове.
Сергей: Сашка велел тебе зайти.
Дима: Как же спешу и падаю!
Сергей: Да брось, зашёл бы.
Дима: Ну уж это извини-подвинься. Когда мне?
Сергей:А как там твоя сестра Валька?
Дима: А что ей сделается? Цветёт и пахнет.
Сергей : Привет передавай.
Дима: Сделаем. Ну, будь здоров и не кашляй.
2-й ведущий:
Что же ты, Дима, так странно заговорил?
Дима: А у меня два языка - один для занятий в школе, а другой для приятелей.
1-й ведущий:
Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М.Червинского «Как его зовут?» Спасибо, здравствуйте, простите
Произносить он не привык.
Простого слова ИЗВИНИТЕ
Не одолел его язык,
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

1-й ведущий:
Язык – это орудие мышления Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Толстой
2-й ведущий:
В умелых руках и опытных устах русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.Куприн
1-й ведущий:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И.Тургенев
«1-й ведущий:
Язык свободный, мудрый и простой Нам поколения в наследство подарили
2-й ведущий:
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой Его в своих твореньях сохранили.
1-й ведущий:
Язык писателей нам служит образцом Он мудростью народною отмечен.
2-й ведущий:
Овладевайте же литературным языком Боритесь за культуру речи!
1-й ведущий: Недаром старинные пословицы гласят «Хорошую речь хорошо и слушать!», « Мал язык, да всем телом владеет». «Язык – телу якорь».
2-й ведущий: Каждый год, 24 мая, в нашей стране и у всех славянских народов праздник – День славянской письменности и культуры.
«Письменность» – от слова «писать».
Было время, когда у славянских народов не было своей азбуки. Они не могли читать и писать на родном языке, а чужие (древнееврейский, греческий, латинский) языки знали не все. Песни, сказки, истории, легенды, свои родословные передавали из уст в уста, от поколения к поколению.
Создали, а точнее упорядочили, славянскую азбуку византийские просветители Кирилл и Мефодий. Почему упорядочили, а не создали? Как свидетельствует знаменитое болгарское «Сказание о письменах», составленное во II веке н.э., у славян существовала своя письменность докирилловского периода. То есть, Кирилл и Мефодий создавали славянскую азбуку не на пустом месте. В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). 
Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия. Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь. В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями. Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках. После смерти братьев их деятельность была продолжена их учениками, изгнанными из Моравии в 886 году, в южнославянских странах. (На Западе славянская азбука и славянская грамота не устояли; западные славяне – поляки, чехи... – до сих пор пользуются латиницей). Славянская грамота прочно утвердилась в Болгарии, откуда распространялась в страны южных и восточных славян (IX век). На Русь письменность пришла в X веке (988 год– крещение Руси). Создание славянской азбуки имело и имеет до сих пор огромное значение для развития славянской письменности, славянских народов, славянской культуры. Болгарская церковь установила день памяти Кирилла и Мефодия – 11 мая по старому стилю (24 мая по новому стилю). В Болгарии также учрежден орден Кирилла и Мефодия.
1-й ведущий:
День славянской письменности стал праздником родной Речи, родного Слова, а слов в русском языке очень, очень много.
Слова, слова, слова А.Шибаев
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных – нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами
·
И все, что в памяти у нас, означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море – море слов –
Купаться ежечастно!

В. Шефнер
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
2-й ведущий: Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения. Какие – зависит от произносимых слов.
Есть сладкое слово – «конфета»,
Есть быстрое слово – «ракета»,
Есть кислое слово – «лимон»,
Есть слово с окошком – «вагон»,
Есть книжное слово – «страница»,
Есть слово лесное – «синица»,
Есть слово пушистое – «снег»,
Есть слово веселое – «смех».
1-й ведущий:Ребята, а давайте споём песню!
Песня «Игра»
Сл. Р. Рождественского, муз. В.Шаинского

Припев: Я тебе, я тебе, я тебе говорю: сперва
Научись, научись, научись не глотать слова.

1. Что это такое – портфель без «фель»?
Это все равно, что медведь без «ведь»;
И, конечно, если трамвай без «вай»,
Это что угодно, только вовсе не трамвай!
Припев.
2. Что это такое
· луна без «на»?
Это все равно, что земля без «ля».
И, конечно, если лимон без «мон»,
Это что угодно, только вовсе не лимон!
Припев.
3. Что это такое – зима без «ма»?
Это все равно, что каток без «ток»,
И, конечно, если игра без «ра»,
Это что угодно, только вовсе не игра.
Припев.

ИГРЫ:

ПЕРЕВЕРТЫШИ
Назовите существительные, которые читаются справа налево так же, как и слева направо.
Казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, кок, поп, дед.
ПЕРЕСТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ
Попробуйте назвать глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в существительные.
Село, пропасть, окуни, топи, пряди.
СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Подберите имена прилагательные к данным существительным, правильно согласуя их в роде и числе.
Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (чёрная).
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ
К данному прилагательному нужно подобрать два таких имени существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым переносное.
Тяжёлый (камень, характер), горячая (вода, голова), тесная (квартира, дружба), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), твёрдый (земля, решение), золотые (украшения, руки), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос), весёлые (люди, песни).
б) во множественном (дрова, брызги, именины, родители, каникулы, всходы, жабры, весы, духи, обои, люди, дети, кудри, ножницы, качели, брюки, санки).

Внеклассное занятие заканчивается девизом:
И мы сохраним тебя,
Русская Речь,
Великое Русское Слово!
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки! А. Ахматова

Заголовок 1 Заголовок 915