Отрытое родительское собрание по теме: «Роль семьи и школы в развитии моральных, нравственно-этических качеств ребенка».


Баурчинский теоретический лицей


Родительское собрание
на тему:

«Роль семьи и школы в развитии моральных, нравственно-этических
качеств ребенка».

Подготовила:
Тельпиз С.П.


2011-2012 уч. год
Родительское собрание на тему:
«Роль семьи и школы в развитии моральных, нравственно-этических качеств ребенка».
Цель:
Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
Задачи собрания:
Совместно с родителями обсудить , в чем заключается роль семьи, роль школы в формировании нравственных качеств ребенка.
Оборудование:
Доска, высказывания, доклад учителя, высказывания родителей, иллюстрации, проектор.
Методы и приемы:
Слово учителя, обсуждение ситуаций.
Эпиграфы:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».(Л. Н. Толстой)
«Семья и школа-это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…» .(Лев Кассиль)
Слово классного руководителя.
Добрый день, дорогие родители. Я очень рада вас видеть на очередном родительском собрании. Думаю, что наше мероприятие пройдет интересно, и время, проведенное с вами ,принесет много полезного для всех нас. Тема нашей сегодняшней встречи:
слайд
«Роль семьи и школы в развитии моральных, нравственно-этических качеств ребенка».
слайд
Задачей нашего родительского собрания обсудить с вами, в чем заключается роль семьи, роль школы в формировании нравственных качеств ребенка. К данному мероприятию я подобрала вот такие эпиграфы:
слайд
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».(Л. Н. Толстой)
«Семья и школа-это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…» .(Лев Кассиль)
слайд
И наша основная задача, дорогие родители, сделать так, чтобы наши дети, оттолкнувшись от берега когда-либо, вернулись к этому берегу, т.е. домой, в семью.
I. Вначале мне бы хотелось просто выполнить с вами небольшое упражнение. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок.3. Опять сложите лист пополам.4. Снова оторвите правый верхний уголок.5. Сложите лист пополам.6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Каждый ребёнок - это бриллиант, который по-своему многогранен, а наша задача, родителей, их отшлифовать, чтобы не было острых углов. А это займет не один день, не месяц и не год, и важно очень, не потакая, а положительными примерами.
Ход родительского собрания.
Слово учителя.
Мы с вами сегодня, дорогие родители, должны поговорить о том, какую роль играют семья и школа в развитии моральных качеств ребенка. И я не преследую цель вас учить, а наоборот, посоветоваться с вами о вопросах воспитания ребенка. Потому что у вас и у нас один объект воспитания- это наши с вами дети. И нам не всё равно, какими они станут. На нас, родителей, возложена Богом ответственность, быть воспитателями наших детей. Мы не имеем права отказаться от этой ответственности.
слайд
Надежным будет лишь тот дом,
Где вместе дружно все живем.
Где школа, папа, мама, я-
Большая крепкая семья.
Вывод: Мы должны быть одной дружной семьей, и только тогда все у нас получится.
Готовясь к родительскому собранию, я нашла, что психологи, исследуя вопрос воспитания, вывели несколько групп семей.
слайд
В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, Отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: Лень, упрямство, лицемерие
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Итак, каждый из нас мысленно определил, наверное, к какой группе семей относится. Но каждая семья достойна уважения.
Работа с родителями.
Мною был проделан заранее небольшой вид работы с учениками, необходимо было ответить на ряд вопросов:
слайд
С кем ты в семье особенно дружишь?
Кому доверяешь секреты?
Все ли знают о тебе родители?
Понимают ли тебя папа и мама?
Всегда ли справедливы к тебе в семье?
Если тебе плохо, то кому расскажешь о своих огорчениях?
Прочитав ответы детей, я пришла к следующему:
слайд
С кем ты в семье особенно дружишь?
ответы в основном одинаковые-
со всеми
Кому доверяешь секреты?
родителям-4
брату-6 маме-6
сестре-7 папе-1
бабушке-5
Все ли знают о тебе родители?
да-15 нет-14
Понимают ли тебя папа и мама?
да-7 часто- 9 иногда- 5 когда как- 3 редко-3
не всегда-2
Всегда ли справедливы к тебе в семье?
да-20 часто-1 когда как-4 всегда-4
Если тебе плохо, то кому расскажешь о своих огорчениях?
маме-16 родителям-5 сестре-5 брату-3
Какие выводы вы, родители, можете сделать?(суждения родителей)
Ваши дети перешли в другую школу, как они чувствуют себя здесь, вы знаете?
Если каждый из нас будем интересоваться делами своего ребенка в школе, то это будет стимулировать ребенка к дальнейшим успехам ,и ребенок будет знать, что родителям не все равно, что происходит с ним в школе, как у него обстоят дела. Он не останется в стороне.
Вот вы сегодня здесь, я очень рада, что вы нашли время. Задаете ли вы им вопросы, как он здесь, все ли у него хорошо.
А, вы, как думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?
II. Предлагаю ответить на несколько вопросов, которые помогут нам, родителям, разобраться в своих детях. Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”слайд
Моему ребенку нравится учиться в новой школе.
Если бы был выбор, он хотел бы учиться в другой школе.
Мой ребенок рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В школе у него много друзей.
Ему нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях.
Мой ребенок часто делает уроки без напоминания.
Моему ребенку необходимы дополнительные уроки по определенным предметам.
Мой ребенок в хороших отношениях с одноклассниками.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество положительных ответов:
8-9 полож. ответов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 полож. ответов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 полож. ответов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3полож. ответов- Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
слайд -вывод:
В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: больше общаться с детьми, строить отношения на основе сотрудничества, взаимопонимания, помощи.
И в этих словах выражается забота родителей о своих детей.
III. Я бы хотела перейти к следующему этапу с обсуждениями жизненных ситуаций. И убедиться, всегда ли мы являемся примером для наших детей.
Пример. Мать говорит, что со сверстниками надо дружить, делиться тем, что имеем, помогать им в трудных делах.
слайд
Но приходит к сыну соседский мальчик, просит дать ему фломастеры .Возможные варианты поступка взрослых.
Мать говорит, что фломастеры забрал в школу старший брат. А когда после ухода соседа сын с удивлением говорит ей, что фломастеры никто не забирал, что они лежат у него на полке, мать отвечает: «Соседи - люди богатые, небось купят сыну. Нечего раздавать свои вещи. У них воды не допросишься!».
вывод: Вот так она дала своему ребенку урок нечестности, жадности, корыстолюбия. Этим примером мы учим детей лгать и жадничать. А для ребенка наш пример –это уж точно останется в памяти. И через некоторое время он и нам может сказать, ведь пример -то от нас исходил.
Или еще примеры. Подросток должен идти с классом на воскресник. Один отец скажет: «Ничего не случится, если ты не пойдешь на уборку школьного двора, там и без тебя полно детей будет».
вывод: В таких ситуациях ребенок растет безответственным.
А другой: «Ты не придешь, другой не придет, третий... Тогда кто же за ваш класс сделает всю работу? Нельзя бросать товарищей в беде».
И только тогда ребенок усвоит этот урок на всю жизнь. Вот и наши снежинки, все мы разные, все со своим укладом, мыслями, уроками.
-Какой вывод можем сделать?
слайд
Мы приходим к тому, что Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника : совесть, стыд, ответственность и долг.
слайд О совести можно знать, но быть бессовестным. И нам родителям следует не забывать, что воспитание в ребенке совести, стыда, ответственности- это одна из самых главных сфер духовного и нравственного воспитания. А мы же взрослые, мы пример для них.
И каждый раз, когда совершает ребенок какой-то поступок, то он должен обдумать его и посмотреть по сторонам, нет ли кого-то. А это кто-то должна быть совесть.
слайд
Совесть - это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает.
IV. А сейчас предлагаю вам следующий вид работы.
Подумать и решить, какие качества нужны, чтобы построить хорошие отношения с детьми( первой группе родителей).
А другой группе -определить, что может быть врагами хороших отношений. (На доске таблица, а родители ее заполняют)
Субъект отношений(те, с которыми мы строим отношения) Какие качества нужны, чтобы строить хорошие отношения. Враги хороших отношений
Семья(папа, мама, брат, сестра)
УительУмение слушать,
Понимание,
Доброжелательность
Любовь,
Ласка Ссора,
Крики,
Обвинения,
Эгоизм,
Злость
Теперь мы наглядно видим, чтобы строить хорошие отношения с детьми, следует не забывать о хороших качествах, а плохого стараться избегать. Мы говорили о шлифовке острых углов. Именно мы должны указывать на их ошибки, исправлять их дома, а мы, учителя ,в школе, работать над тем, чтобы от плохого избавилиcь.
V. А теперь предлагаю вам интересный вид работы.У вас на столах есть текст, прочитайте внимательно:
Задание первой группе родителей: обсудите, принятые решение отца Эдди(в чем вы соглашаетесь, а в чем вы видите ошибки).
Задание второй группе родителей: обсудите решение отца Пети( в чем вы соглашаетесь, а в чем вы видите ошибки).
-Какой вывод мы можем для себя сделать?
VI.У вас на столах есть личики, выберите , пожалуйста:
слайд
с каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком;
с каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок;
каким, вы считаете, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами.
Конечно, я тоже выбрала разные личики, потому что не всегда нам приходится смотреть на своих детей с улыбкой, порой я бываю строга, порой мила, а порой… .Мы должны как можно меньше негативных замечаний использовать в общении с детьми, во всем должна быть мера. Мера ласки, мера потакания, мера нравоучения, а главное, правильно делать замечания и на положительных примерах, чтоб ребенок мог сделать выводы.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
Вот мы, родители, очень любим своих детей, мы готовы за них на все. У них есть дома свои обязанности. Как вы думаете, мы их часто поощряем? А как часто это у нас происходит?
VII. А теперь предлагаю прочитать ситуацию «Долг матери».
-Как вы думаете, что может написать мать Ионела?
И к чему мы можем прийти.
слайд
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
слайды
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь.
В семье надо не только говорить о том,
как надо жить, но и вырабатывать у детей
привычки правильного поведения.
Самые главные слова, которые мы должны говорить детям- это я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем.
И не забывать, что все снежинки разные: ранимые, милые, щедрые…
Вернемся к нашему эпиграфу.
слайд
Семья и школа-это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега… . (Лев Кассиль)
И тогда наши дети, оттолкнувшись от берега когда-либо, вернутся к этому же берегу, т.е. домой, в семью.
Слово учителя.
Очень важно для ребенка, чтобы его понимали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы он мог развиваться и научился уважать себя и собеседника. Ведь школа что-то скорректирует, что в нем уже замешано. А реальные поступки— вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.
слайд
Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика и противопоставлять их не следует.
Подведение итогов. (рефлексия)
слайд
Нашу встречу предлагаю вам оценить по 5-бальной шкале.
полезность встречи;
актуальность обсуждаемых ситуаций,
атмосфера встречи
Мать сыночку пела в детстве с колыбели:“Спи, мой синеглазый, спи и подрастай,Жизнь твоя пусть будетРадостной купелью,Ты шагай по жизни,Мать не забывай.Пролетели годы, мать старушкой стала,Седенькой, немощной, старой и больной.Что-то сын не пишет, ждать она устала,Видно, очень занят, человек большой.Всё в окошко смотрит, губы шепчут тихо:“Приезжай, сыночек, мать твоя плоха.Хочется увидеть, как растут внучата,Стал какой сейчас ты, какова сноха?”Мы порой жестоки к старикам бываем,Часто обижаем наших матерей,Как нас воспитали, быстро забываем,Служим ли примером для своих детей?Вспомните слова мои, выросшие дети:Не жалейте ласки старым и больным.Вы с годами сами будете мудрее,Доброта вам будет счастьем дорогим.
А. Ильина.
хочу вам подарить
Десять заповедей для родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнёшь.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», а «свой» ребенок, в котором есть душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.