Практическая работа по биологии по теме Сцепленное наследование генов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГПОУ «ЮРГИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Отделение ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ




УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
_________ И.Н. Ташиян
«___»_________ 2017г.


Решение ГЕНЕТИЧЕСКИХ задач нА Сцепленное наследование генов
Методические указания
к практической работе
Дисциплина БИОЛОГИЯ
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания













2017

Методические указания составлены в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 20.08.2014 № 33713) и на основе примерной программы учебной дисциплины Биология, утвержденной 28.07.2014 ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России и в соответствии с программой учебной дисциплины Биология по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, утвержденной 01.09.2016 г.


ОДОБРЕНО ЦМК отделения ТПОП
Протокол №__ от__________ 2017


Председатель ЦМК
отделения ТПОП ___________Е.Е. Бояринова


СОСТАВИТЕЛЬ:
Преподаватель общеобразовательных
Дисциплин ГПОУ ЮТК ___________С.Н. Кондратьева


РЕЦЕНЗЕНТ:
Преподаватель общеобразовательных
дисциплин ГПОУ ЮТК ____________Н.Н. Гутова

Заведующий отделением ТПОП ___________ Д.Б. Тарасова

Заведующий
Лабораторией стандартизации __________ Е.Н. Соловьева


Зарегистрировано в методическом кабинете ___________ 2017г.


Зам. Директора по НМР _____________ И.Н. Ташиян




Содержание



стр.


Введение
4

1
Методические указания к выполнению практической работы .......
5

2
Теоретический материал по теме практической работы .....
5

3
Алгоритм по выполнению практического задания ..
8

4
Контрольные вопросы
11


Список источников .............
12




































ВВЕДЕНИЕ

Методические указания для выполнения практической работы предназначены для обучающихся ГПОУ «Юргинский технологический колледж», составлены по теме «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов», а также в соответствии с программой дисциплины Биология для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Выполнение практической работы нацелено на формирование навыков самостоятельной работы при решении генетических задач, умения решать задачи по образцу и применять полученные знания при решении задач, не разобранных в образце.
































1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Цель работы: овладение методикой решения задач по теме «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов».
В результате проведения практической работы обучающийся должен:
Знать I, II, III Законы Менделя, генетическую терминологию, закономерности наследования признаков и виды изменчивости.
Уметь составлять схему задачи, решетку Пеннета, определять генотипы и фенотипы потомства.
Объем времени, отведенный на выполнение практической работы: 80 минут.
Материально – техническое оснащение: учебное пособие, конспекты лекций, методические указания к практической работе.

2 ТеоретическИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Наследование, сцепленное с полом  наследование какого-либо [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], находящегося в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наследование признаков, проявляющихся только у особей одного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но не определяемых генами, находящимися в половых хромосомах, называется наследованием, ограниченным полом.
Наследованием, сцепленным с X-хромосомой, называют наследование генов в случае, когда мужской пол гетерогаметен и характеризуется наличием Y-хромосомы (XY), а особи женского пола гомогаметны и имеют две X-хромосомы (XX). Таким типом наследования обладают все млекопитающие (в том числе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) , кроме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], большинство насекомых и пресмыкающихся.
Наследованием, сцепленным с Z-хромосомой, называют наследование генов в случае, когда женский пол гетерогаметен и характеризуется наличием W-хромосомы (ZW), а особи мужского пола гомогаметны и имеют две Z-хромосомы (ZZ). Таким типом наследования обладают все представители класса птиц.
Если [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сцепленного с полом гена, находящегося в X-хромосоме или Z-хромосоме, является рецессивным, то признак, определяемый этим геном, проявляется у всех особей гетерогаметного пола, которые получили этот аллель вместе с половой хромосомой, и у гомозиготных по этому аллелю особей гомогаметного пола. Это объясняется тем, что вторая половая хромосома (Y или W) у гетерогаметного пола не несет аллелей большинства или всех генов, находящихся в парной хромосоме.
Таким признаком гораздо чаще будут обладать особи гетерогаметного пола. Поэтому заболеваниями, которые вызываются рецессивными аллелями сцепленных с полом генов, гораздо чаще болеют мужчины, а женщины часто являются носителями таких аллелей.
Примеры заболевания человека, связанные с полом
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], связанная с дефицитом глюкозо-6- фосфатдегидрогеназы (Г6ФД)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задача 1 Наследование, сцепленное с полом
У кошек жёлтая окраска определяется доминантным геном В, чёрная - b. Гетерозигота Bb имеет черепаховую окраску шерсти. Ген В сцеплен с полом. Какие будут котята, если кот чёрный, а кошка жёлтая? Может ли кот иметь черепаховую окраску?
Дано : объект: кошка, признак: окраска, В-жёлтая, b-чёрная, Bb-черепоховая.
Какие будут котята, если кот чёрный, а кошка жёлтая? Может ли кот иметь черепаховую окраску?
Решение:



Р1 жёлтая(ХB ХB) х чёрный(Хb Y)
Все кошки будут с черепаховым окрасом, все коты будут жёлтыми. Кот не может иметь черепаховую окраску т.к. Y хромосома не может быть сцепленной с геном b.
3 АЛГОРИТМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

Изучить теоретический материал по теме практической работы
Ответить на контрольные вопросы
Записать на листе для отчета – дату, тему занятия, цель практической работы
Выполнить задания для самостоятельного решения в соответствии с указанным преподавателем вариантом
Сделать вывод по работе
Сдать отчет на проверку преподавателю


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задание 1
Используя материал учебника Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.-9-е издание., стериотип.- М.: Дрофа. 2014.-624с.: ил., выполнить задание Терминология, стр. 279-280, 290-291.

Задание 2
Используя теоретический материал в методических указаниях к практической работе раздел 2. стр. 5 решить задачи.

№1 Скрещивались мыши серые с белыми. В F1 появились серые мыши, в F2-198 серых и 72 белые. Как наследуются признаки?

№2 У собак жёсткая шерсть доминантна, мягкая рецессивная. Два жёсткошерстных родителя дают жёстко шерстного щенка. С кем его нужно скрестить, чтобы выяснить, имеет ли он в генотипе аллель мякгошерстности?

№3 У кур нормальное оперение доминирует над шелковистым. От двух нормальных по фенотипу гетерозигот получено 98 цыплят. Сколько из них ожидается нормальных, сколько шелковистых?

№4 Курица и петух чёрные хохлатые. От них получено 13цыплят: 7 чёрных хохлатых, 3 бурых хохлатых, 2 чёрных без хохла и 1 бурый без хохла. Каковы генотипы петуха и курицы?

№5 У плодов арбуза корка может быть зелёной или полосатой, форма плода длинная или округлая. Гомозиготное растение с длинными зелёными плодами скрешевают с гомозиготным же, имеющим округлые полосатые плоды. В F1 плоды округлые зелёные. Какое будет F2.

№6 От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а у второго ягоды белые и усы отсутствуют, растения F1 имеют усы и розовые ягоды. Можно ли вывести сорт с розовыми ягодами и безусый?

№7 Может ли быть мужчина гетерозиготным по признакам сцепленным с полом? Объясните почему, напишите формулу генотипа.

№8 Нормальная женщина, отец которой был дальтоник, выходит замуж за нормального мужчину. Могут ли у неё быть дети дальтоники?

№9 Гемофилия определяется рецессивным признаком. Могут ли здоровые мужчина и женщина иметь сына гемофилика?
№10 У крупного рогатого скота RR-красная масть, rr-белая, Rr-чалая. Имеется чалый бык и коровы - всех трёх окрасок. Какова возможность появления чалого теленка во всех трёх случаях?
№11 Жёлтая морская свинка при скрещивании с белой всегда даёт кремовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой всегда даёт расщепление 1 жёлтая, 2 кремовых, 1 белая. Почему?
№12 У ночной красавицы при скрещивании растений, имеющие красные и белые цветки, F1 с розовыми цветками. Какая окраска цветков будет у растений, полученных от обоих обратных скрещиваний?

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи уравнений химических реакций, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерении,
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок в записях уравнений реакций, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,
б) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к, оценке «3».

Вывод по практической работе: (формулируется соответственно цели работы в безличной форме)

2.2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 Половые хромосомы
2 Гомогаметный пол
3 Гетерогаметный пол
4 Сцепление генов с полом
5 Примеры доминантных и рецессивных признаков у человека

3 Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

Основные источники
1 Сивоглазов, В. И. Биология: Общая биология 10 кл. Базовый уровень: учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. - 2 - е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2014. - 253с.
2 Сивоглазов, В. И. Биология: Общая биология 11 кл. Базовый уровень: учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. - 2 - е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2014. - 207с.
3 Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / [В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин]. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 624с.

Дополнительные источники
1 Константинов, В.М. Общая биология [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева] ; под ред. В.М. Константинова. – 4-е изд., перераб и доп. – М. : Академия, 2007. – 256 с.
2 Захаров, В. Б. Общая биология [Текст] : учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / [В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин]. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – 624 с.
3 Комиссаров, Б. Д. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии [Текст] / Б. Д. Комиссаров. – М. : Высшая школа, 1988. - 143 c.


Ответы
№1 Серая окраска доминантна, белая окраска рецессивная.
№2 Скрестить с самкой имеющей мягкую шерсть.
№3 Можно ожидать около 72% цыплят с нормальным оперением.
№4 Петух и курица были гетерозиготные по обоим признакам.
№5 9-зелёных округлых, 3-зелёных длинных, 3-полосатых округлых, 1-полосатый длинный.
№6 Можно.
№7 Нет.
№8 Дльтоником может быть только сын.
№9 Могут.
№10 Во всех трёх случаях появление на свет чалого телёнка 50%.
№12 В случае с красным цветком 50%-красные, 50%-розовые. В случае с белым цветком 50%-розовые, 50%-белые.









13PAGE 15


13PAGE 14915