Урок по биологии для 10 класса «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана»


План-конспект урока с использованием ЭОР по теме: «Сцепленное наследование генов. Закон Моргана».
Цель урока: изучить сущность явления сцепленного наследования генов.
Задачи: углубить знания о локализации генов в хромосомах;
- дать понятия о группах сцепления и генетических картах;
- выяснить причины полного и неполного сцепления;
- сформулировать положения хромосомной теории, выяснить ее практическое значение;
научиться решать задачи на полное и неполное сцепление;
продолжить формирование у учащихся умения работать в группе, слушать мнение друг друга и принимать общее решение.
10. Тип урока: проблемно – поисковый с использованием ИКТ.
11. Формы работы учащихся: фронтальная устная работа, групповая работа с использованием ИК средств, рефлексия решение электронных тестов.
12. Необходимое техническое оборудование.
Структура и ход урока.
№ Этап урока Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Организационный момент Здоровается с учащимися готовят рабочее место, садятся 1-мин
2 Актуализация знаний 1 Вызывает одного из учеников выполнять контрольное задание по дигибридному скрещиванию. В это время учитель с классом выполняет задание «переведи с русского на русский». Называет понятие, ученики комментируют его. Ученик выполняет задание на ПК учителя, представляет результат задания.
Ученики класса фронтально дают определения генетическим понятиям. 3-4 мин
3 Постановка проблемы ?1 При каком условии наследование двух или более признаков происходит независимо.
?2 Число генов равно числу хромосом.
? 3 Как наследуются гены, расположенные в одной хромосоме.
На эти вопрос мы должны ответить сегодня на уроке.
Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь. Дают устно ответы на вопросы.
Формулируют тему и записывают в тетрадь.
3 мин
4 Изучение нового материала.
1)Сообщение о Томасе Моргане.
2) Работа в группах по изучению полного и неполного сцепления генов, положений хромосомной теории и ее практического значения.
2
3, 4, 5, 6 Исключений из третьего закона Менделя накапливалось все больше. Например, у гороха форма пыльцы и окраска венчика не давали независимого наследования. Почему? Ответить на этот вопрос удалось американскому генетику Томасу Моргану. Послушайте сообщение о его работах и подумайте над вопросами:
1) объект генетических исследований, выбранный Морганом?
2)Что такое группа сцепления ?3)Чему равно число групп сцепления?
Учитель раздает учащимся задания на карточках, которые они выполняют, работая в группах.
Слушают сообщение одноклассника и отвечают на поставленные вопросы.
Делают выводы.
Получают задание на карточках на группу и работают с материалами ФЦИОР и ЦОР на ноутбуках в течение 7 минут.
1 группа ЭОР 3,4(слайд 1,2) при выступлении рассматривает решение задачи на сцепленное наследование генов.
2 группа ЭОР 4 (слайды 3,4,5) и 5 неполное сцепление и его причины с решением задачи.
3 группа формулирует положения хромосомной теории, ЭОР 4 (слайд 7).
4 группа -генетические карты и их практическое значение, ЭОР 4, 6. Учащиеся записывают задачи в тетрадь.
5 мин
25 мин
5. Закрепление нового материала 7 Предлагает учащимся выполнить в группе практический модуль на закрепление изученного материала. Выполняют задание по группам на ноутбуках, сообщают результат учителю 5 мин
6. Подведение итогов, домашнее задание Оценивает выступление представителей групп, выполнение практического модуля, ставит оценку группе Если оценка «3», то читать п.33, вопр. стр 210, № 1,2,3 устно.
«4» - придумать 2 задачи на полное сцепление генов и решить (признаки гипотетические).
«5» - придумать и решить 2 задачи на неполное сцепление.
2 мин
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Интерактив на дигибридное скрещивание интерактивное задание тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004fa-1000-4ddd-c116-470046bc4338/202.swf2. Томас Морган Иллюстрация, биография ученого иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000508-1000-4ddd-c4cc-450046bc4339/206.swf3. Сцепленное наследование генов Анимация Анимация (1 часть до кроссинговера) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000507-1000-4ddd-dfa3-3b0046bc4339/205.swf4. Сцепленное наследование Информационный модуль Текст с иллюстрациями http://fcior.edu.ru/card/11191/sceplennoe-nasledovanie.html5. Кроссинговер Анимированная иллюстрация процесса Анимированная иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23fbe213-4544-487c-8fc5-d3bd66345db1/%5BBIO9_04-21%5D_%5BMA_04%5D.swf6. Генетическая карта Генетическая карта на примере томатов иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28960f7c-06d7-40f3-b55a-5b3a70382a50/%5BBIO9_04-21%5D_%5BTI_03%5D.htm7. Сцепленное наследование - закрепление Практический модуль Интерактивное практическое задание http://fcior.edu.ru/card/993/ponyatie-o-genotipe-kak-celostnoy-sisteme-sceplennoe-nasledovanie.html