Методическое сообщение Проблемно-модульное обучение на уроках сольфеджио



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств №1»











Методическое сообщение





Проблемно – модульное обучение
в курсе сольфеджио.
Методика Д.И. Шайхутдиновой.







Подготовила
преподаватель
теоретического отдела
Петрухан О.В.







Урай 2014 г.
Проблемно – модульная технология
в курсе сольфеджио.



I. Задачи предмета в современной действительности.

Сольфеджио – специальная дисциплина в системе музыкального образования. Успешность ее освоения зависит от качества преподавания, которое складывается из двух составляющих: педагогического мастерства и методических умений учителя. Центральным объектом педагогических устремлений является многогранная личность ребенка.
Музыкальное образование складывается: школа – училище – вуз, где каждое звено имеет свои цели и задачи, свой уровень академических требований. О профессиональной музыкальной подготовке музыканта можно вести речь только начиная с музыкального училища. Отсюда становится понятно, насколько в этой цепочке важна роль музыкальной школы. С одной стороны задача музыкальной школы – приобщить к музыкальному искусству огромную армию подростков, обучив их пению по нотам, навыкам музицирования, умению слушать и понимать музыкальные произведения, - то есть, дать основы музыкального образования. С другой стороны, именно школа должна выявить учащихся, способных к серьезному музыкальному творчеству, и направить в русло академического образования.
Решение данной задачи в условиях современной действительности может иметь успех только за счет поддержания неугасающего интереса учащихся к занятиям.
Не последнюю роль в этом процессе играет предмет сольфеджио. Может ли этот предмет реально отвечать таким требованиям, как:
- быть понятным и желанным;
- давать опережающие знания об элементах музыки, необходимые для освоения репертуара по специальности;
- обучать умению учиться при непосредственном участии школьников в познавательной деятельности;
- готовить выпускников, способных, не прибегая к услугам репетитора, поступать в музыкальное училище?
Утвердительный ответ на эти вопросы сегодня дает проблемно – модульная технология, интегрированная в школьный курс элементарной теории музыки и сольфеджио и дающая превосходные результаты, основанная и предложенная Д.И. Шайхутдиновой.
Успех данной технологии объясняется тем, что в основе образовательного процесса лежит самостоятельная практическая деятельность, потребность и желание детей все делать самим без помощи взрослых. Поэтому на уроках учащиеся сами добывают знания, проводят исследования и делают выводы! Задача же педагога – умело организовать эту работу.
Данная технология предусматривает:
- организацию познавательной деятельности на основе исследовательских приемов в условиях проблемной ситуации;
- толерантную, сотрудническую позицию учителя;
- выполнение любых заданий на клавиатуре – звучащей «вживую», а также нарисованной на ватмане и находящейся на ученических столах и вывешенной у доски на планшете;
- применение коллективных форм работы – будь то отработка жестов, движений, пропевание упражнений и т. д.;
- обязательное произнесение хором (проговаривание) вслух правил, выводов и других закрепляющих элементов;
- использование гармонического сопровождения в самом широком спектре действий.
Как уже отмечалось, представленная методика строится на исследовательских приемах объяснения материала. Плодотворная коллективная практическая деятельность организуется на основе толерантной модели. Занятия проходят в форме диалога или вопросов – ответов, когда учитель так выстраивает свои вопросы, поиск ответов на которые приводит детей к своего рода открытиям, самостоятельным выводам по теме урока. Происходит самообучение, во время которого знания становятся наиболее прочными и надолго сохраняются, так как в этот процесс вовлекаются чувства, и мысли, и действия. Ученик является активным участником образовательного процесса. Учитель же выступает в роли консультанта, от него зависит проектирование различных возможных решений, познавательных и практических задач, создание творческой атмосферы, в которой ученики получают не готовые знания, а приобретают их в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации. Так организуется коллективная работа, познавательная и творческая деятельность учащихся.
Важнейшей составной частью методики является одновременное проигрывание на клавиатуре всех интонируемых на уроке упражнений. Данный прием оказался весьма эффективным в практике обучения, обнаружив довольно убедительные результаты как в воспитании различных сторон музыкального слуха, так и достижения чистоты интонирования.




II. Взаимодействие теории музыки и сольфеджио.

В вопросе о взаимодействии элементарной теории музыки и сольфеджио автор придерживается мнения корифея музыкальной педагогики А.Л. Островского, который говорил: «Преподавание теории музыки должно проходить в тесной методологической и методической связи с преподаванием сольфеджио. В курсе теории должны быть использованы навыки, приобретаемые в курсе сольфеджио. С другой стороны, прохождение сольфеджио невозможно при отсутствии знаний, которые дает курс теории. Естественно, что при этом устанавливается координация методических приемов».
Координация методических приемов в школьном курсе теории музыки, прежде всего в младших классах, проявляется в использовании такого сольфеджийного навыка, как обязательное интонирование выполняемых на инструменте заданий. То есть, построение созвучий либо звукорядов происходит непосредственно на клавиатуре фортепиано при одновременном проигрывании и интонировании. Благодаря этому приему, который объединяет и совмещает в себе несколько обучающих операций, достигается естественное и в то же время интенсивное
- усвоение и закрепление теоретических знаний;
- становление навыков чистого интонирования;
- овладения практическими навыками и умениями;
- развитие музыкально – слуховых представлений;
- развитие зрительно – слуховых ассоциаций и пространственного мышления.
Динара Ильдаровна предлагает определить такой способ усвоения учебной информации математическим термином – квантование, или сжатие. Это означает обобщение, генерализацию знаний с целью оперативного использования их в компактном виде, когда информация воспринимается одновременно на четырех уровнях:
- словесно – символическом;
- слуховом;
- визуально – рисуночном;
- моторном.
Принцип квантования является одним из слагаемых технологии проблемно – модульного обучения.


III. Принципы модульного обучения.

Необходимость формирования у учащихся целостных (а не дробных, разбитых на несколько лет) знаний об элементах музыки была вызвана к жизни потребностями учебной практики (поскольку педагоги по специальности оперируют ими уже в первом классе). Такую возможность представляет блочно – модульный метод, когда материал изучается тематическими блоками, которые можно представить в виде концентрических (имеющих общий центр) окружностей, и каждая новая окружность, то есть модуль, будет обозначать новую стадию познания. Данный подход дает возможность познакомиться с явлением в целом, затем изучать его, рассматривая с разных ракурсов и постепенно осваивая различные свойства. Например, вместо всестороннего изучения одного отдельно взятого интервала, Д.И. Шайхутдинова предлагает ввести знакомство со всеми интервалами сразу, но объединяя их каким-либо одним признаком. Так, при первом знакомстве – это количественный признак. На следующем этапе – это усвоение по признакам «больше - меньше» и «чистый – нечистый». Далее рассматриваются приемы «расширения» и «сжатия» и на последнем этапе – принцип «неизменности». При такой поэтапности учащиеся всегда имеют дело с целостным объектом познания и поэтому не испытывают дискомфорта в процессе постижения его граней. Напротив, усвоение знаний по мере продвижения «вглубь» становится все отчетливее, понятнее и все легче и проще. Следует отметить, что и названия приемов содержат смысловую подсказку и соответствие выполняемому действию.
В основу модульного обучения была положена концепция П.Я. Гальперина – его поэтапного формирования умственных действий, в которой подчеркивается единство психики и деятельности человека.
Модульное обучение позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его. Информация усваивается небольшими дозами, каждая доза, каждый элемент содержания оформляются в модуль и приращиваются к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием. Тем самым новая информация плавно соединяется с опорными знаниями в процессе совместных действий. Например, имея перед собой в качестве наглядной модели организованную последовательность белых и черных клавиш, ученики постепенно насыщают эту модель информацией. В русле изучения мажорных тональностей модель клавиатуры до мажора содержит информацию о единой структуре всех мажорных звукорядов – тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Усвоив эту информацию и проверив ее в проведенных исследованиях – в построениях звукорядов ре, ми мажора, ученик начинает связывать с клавиатурой новую информацию, целенаправленно закрепляемую учителем. Всякий раз при показе клавиш до, ре, ми ученик представляет их тониками мажорных тональностей, исследование звукорядов которых, во-первых, подтверждало единообразие структуры, во-вторых, приносило конкретную информацию: в до мажора – нет знаков, в ре мажоре – два знака, в ми мажоре – четыре диеза.
В числе приоритетов модульного обучения называют следующие:
1. Целостное восприятие и представление всего объема информации учебного курса.
2. Технологичность учебного процесса, которая предусматривает подготовку и использование алгоритмов. Предлагаемый учащимися алгоритм изучения информации включает последовательность процедур, выполнение которых воспитывает уважение к технологичности труда – сначала учебного, а впоследствии – профессионального. Работа по алгоритму не является рутинной, она включает многообразие методов консультирования, отбора и оформления информации, способствует творчеству.
3. Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. Модульная система обучения создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других.
4. Непрерывность в подаче информации обеспечивает организованность мышления, сознания. Решает проблему фрагментарности и мозаичности в работе при механическом делении содержания на части, когда происходит использование блоков, не оформленных в модули.
5. Продуктивное мышление. Если информация воспринимается осознанно, то требует ответов на вопросы об усвоении: для чего? Что? Как? Наиболее ценным результатом мышления являются собственные мысли, произведенные в поисках связей между исследуемыми элементами, которые являются субъективным открытием, новым знанием, творчеством, позволяют пережить состояние понимания, озарения, внезапной догадки. Таким образом, содержание образования делится на: репродуктивное (взял готовенькое и положил в память) и продуктивное (произвел сам интеллектуальный продукт, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием).
6. Актуализация содержания. Если ученик не понимает, для чего ему нужна та или иная информация, где и как она ему пригодится, то усвоения не происходит. На некоторое время информация задерживается в памяти, не становясь знанием, и утрачивается. Модульная же технология предусматривает актуализацию процесса познания, благодаря чему усвоение информации становится мотивированным и результативным.
7. Деятельностный подход: ученик способен работать с информацией, умеет сопоставить достигнутый результат с прогнозируемым; работая в команде, свободен в принятии самостоятельных решений, - благодаря чему усваивается модель культурной деятельности.
Эффективность технологии модульного обучения не вызывает сомнений, так как она апробирована мировым опытом (Великобритании, Голландии, США) и становится все более популярной в нашей стране. Наибольшее распространение она получила в сфере образования и применяется в преподавании различных предметов: русского языка, математики, истории, географии, биологии и других. Но большим препятствием к ее распространению является отсутствие дидактического обеспечения этой технологии. Поэтому каждый педагог использует в своей работе различные способы оформления модулей при помощи которых осуществляется обучение школьников.
Основная идея модульного обучения состоит в том, чтобы учитель координировал процесс самостоятельного добывания знаний учеником. Другими словами, роль учителя заключается в организации активной самостоятельной деятельности ученика через использование логически выстроенных, взаимосвязанных модулей, выступающих средством самообучения школьников. В связи с этим автор предлагает трактовку модуля как обучающего комплекта, содержащего в себе необходимые технические приемы и логические ориентиры для усвоения учебного материала.
Планирование и проведение теоретических занятий на основе модульной технологии выражается в следующем:
1. Материал объединяется в крупные тематические блоки, уплотняется и изучается по принципу концентрических окружностей. Так, на семь обучения приходится 44 темы, изучение которых вовсе не делится поровну на количество лет. Больше половины всего материала дети усваивают уже за первые три года, в последующие же годы занимаясь совершенствованием и углублением приобретенных знаний.
2. Информация внутри блоков оформляется в модули и приращивается к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием. Тем самым новая информация плавно соединяется с опорными знаниями в процессе совместных действий.
3. Учитель организует самообучение учащихся в условиях коллективной практической деятельности, демонстрирует безграничное доверие, мотивирует к исследованию, к поиску ответов, подводя детей к самостоятельным выводам по теме урока.
4. Основным «инструментом учебной деятельности», полностью соответствующим возрастным свойствам младших школьников, является фортепианная клавиатура, которая имеется на партах в виде пластин с ее изображением в натуральную величину – 7 октав, а также вывешена у доски на планшете. С дублированием на клавиатуре интонируются все упражнения, усваиваются все понятия.
5. Учащиеся осуществляют свободный самоконтроль и взаимопомощь на уроке, оценка за результаты работы выставляется по итоговому контролю, а не как среднее арифметическое текущих результатов. В ходе урока учитель дает содержательную (безотметочную) оценку деятельности ученика, представляя каждому ученику шанс улучшить свои итоговые результаты.




IV. Проблемно – модульная технология
в обучении сольфеджио.

В сферу сольфеджио технология модульного обучения не может быть перенесена в первозданном виде. Поэтому в занятиях сольфеджио автор использует идею модульного обучения, благодаря которой учебный процесс строится на:
- деятельной основе (практической деятельности);
- концептуальной основе (четко выстроенной системе);
- проблемной основе (требующей исследования);
- способностной основе (с учетом индивидуальных способностей);
- альтернативной основе (предоставлении выбора);
- диалоговой основе (обмене мнениями);
- игровой основе (создании типичных профессиональных ситуаций);
- актуализации учеником приобретенных знаний и собственного опыта
Воплощение данной идеи в занятиях сольфеджио заключается в таком подходе, когда совокупность обучающих элементов, служащих средством развития тех или иных навыков, способностей и умений, условно принимается за модуль. Таким образом, модуль представляет собой обучающий пакет, предназначенный для группового (а также индивидуального – во время выполнения домашних заданий) освоения учебного материала.
Учебным материалом для сольфеджио являются интонационные упражнения, ритмическая работа, мелодии для сольфеджирования, музыкальные диктанты, слуховой анализ и другие. Вот пример формирования модуля для освоения номера по сольфеджио:
1) определение метра и видов ритмических групп;
2) прохлопывание ритма;
3) прохлопывание ритма с сольмизацией;
4) сольмизирование с дирижированием;
5) дирижирование с пением про себя во время проигрывания мелодии педагогом;
6) сольфеджирование с дирижированием во время проигрывания мелодии педагогом;
7) сольфеджирование с дублированием на клавиетуре;
8) сольфеджирование по тактам вслух и «про себя»;
9) сольфеджирование наизусть;
10) сольфеджирование и одновременное проигрывание наизусть с транспозицией;
11) нотная (графическая) запись по памяти в одной из тональностей;
12) запись вариативного диктанта, составленного на основе усвоенной мелодии.
При использовании концентрированного модуля, во много раз быстрее развиваются навыки сольфеджирования, ибо, заложенный в модуле порядок (алгоритм) работы действует разнонаправленно. Всякий раз, повторяя весь комплекс, ученик
А) укрепляет ритмическое чувство;
Б) активизирует музыкальную память и слух;
В) имеет дело с различными тональностями;
Г) приобретает навык свободной ориентации на клавиатуре;
Д) приобщается к написанию музыкального диктанта.
Подобное конструирование учебной деятельности, заключает в себе одновременно несколько уровней усвоения учебной информации по принципу квантования – сжатия: вокальный, слуховой, визуально – рисуночный, моторный. Благодаря чему достигается логическая завершенность и целостность, а также концентрация видов деятельности в одном модуле.
Концентрированные модули составляются педагогом для проработки других видов учебного материала: интонационных упражнений, различных гамм, интервалов и аккордов, диктантов, слухового анализа.
Результаты показывают, что по объему и сохранности знаний и умений эффективность концентрированного модульного обучения гораздо выше «распределенного» обучения, где виды учебной деятельности рассредоточены в течении занятия и используются по отдельности на разном материале. Опираясь же на этот метод, педагог в несколько раз быстрее достигает эффективного становления таких сольфеджийных навыков, как чистое интонирование, хорошая музыкальная память и ладовый слух, развитое ритмическое чувство, уверенное транспонирование.




























Список использованной литературы:

Шайхутдинова Д.И. Методика обучения сольфеджио. Пособие для преподавателей детских музыкальных школ и гимназий. – Уфа, 2000.
Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. – Ростов на Дону: Феникс, 2009
Шайхутдинова Д.И. Краткий курс элементарной теории музыки. Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
ШайхутдиноваД.И. Основы импровизации и подбор аккомпанемента. Практическое учебное пособие для учащихся музыкальных школ. Издание второе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Шайхутдинова Д.И. Одноголосное сольфеджио. Учебное пособие для учащихся 1-7 классов детских музыкальных школ. Издание второе.– Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ ОМО: Мин. культ. СССР Всесоюз. метод. каб. по уч. завед. искусств и культуры. – М., 1984.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.






























15