Представление педагогического опыта. Тема по самообразованию Технология модерации на уроках русского языка и литературы


ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ – ТЕХНОЛОГИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
Е.А. Печерина,
МБОУ «Петуховская СОШ №2
имени Героя Советского Союза
К. Ф. Кухарова»
учитель русского языка и литературы
В 2014-2015 учебном году мною была выбрана тема самообразования «Технология модерации – технология новых стандартов».
Что такое модерация?
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. В качестве образовательной технологии модерация впервые была рассмотрена в Германии в 60-е – 80-е годы 20 века.
Цели, принципы, содержание и методы модерации разработаны на основе таких педагогических, психологических и социальных аспектов, которые способствуют активизации обучающихся, их заинтересованности учебным процессом, обеспечивают комфортность на уроке каждого ребёнка, а также формируют нацеленность школьников на достижение результатов.
В современном образовании модерация является эффективной технологией, значительно повышающей результативность и качество образовательного процесса.
Методы модерации позволяют учителю и ученикам стать равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик – это уже не объект обучения. Он занимает активную позицию в образовательном процессе. Это способствует формированию у учащихся самостоятельности в принятии решений, готовности нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
При использовании технологии модерации меняется и роль учителя. Учитель – это уже не «контролирующий орган», а консультант и наставник, поэтому у обучающихся принципиально меняется отношение к педагогу. Они видят в нём более опытного товарища и помощника, что способствует доверительным отношениям и повышает авторитет педагога.
Проектирование уроков с применением технологии модерации безусловно требует от учителя психологической перестройки, знаний технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.
Чтобы углубить знания о модерации и иметь возможность эффективно применять данную технологию на уроках, мною была не только изучена соответствующая литература, но и пройдено обучение на портале «Образовательная галактика Intel» (https://edugalaxy.intel.ru/).
Принципы модерацииЭффективно управлять образовательным процессом и достигать запланированные цели урока позволяют следующие ключевые принципы, положенные в основе технологии:
структурированность (рациональное деление содержания урока на чётко определённые части);
систематичность (логическая последовательность взаимосвязанных отдельных частей урока, позволяющая наполнить урок полноценным содержанием);
комплексность (каждая часть урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
прозрачность (учитель видит деятельность каждого обучающегося, все участники ясно видят ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Процессы модерацииДостичь эффективности и качества образовательного процесса, получить запланированные результаты воспитания, развития и социализации обучающихся при использовании технологии модерации позволяет организация следующих ключевых процессов - ИКВММРАО:
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
мотивация всех участников образовательного процесса;
мониторинг образовательного процесса;
рефлексия педагога и обучающихся;
анализ деятельности участников и оценка результатов.
Этапы урока
Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и чёткий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
Фазы (этапы) модерации:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Активные методы обучения
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Приведу для примера некоторые из АМО, используемые мною в образовательном процессе.
Чтобы обучающиеся быстрее познакомились друг с другом, применяю метод «Зоопарк» (инициация). Все участники получают картинки, на которых изображены животные и птицы. Дети составляют о выбранном персонаже небольшой рассказ, включающий в себя то, что они хотят рассказать о себе.
Обсудить тему урока можно при помощи метода «Картинная галерея» (вхождение в тему). Учитель обращается к детям: «Ребята, представьте, что вы художники, но рисовать вам придётся не кисточками и красками, а пазлами, некоторые из которых лишние. На листах записаны задания (раздаёт листы), ответы на них вы найдёте на обратной стороне пазла». После выполнения заданий организуется выставка картин – работ.
С целью выявления уровня ожиданий и опасений учащихся можно использовать метод «Солнышко и туча» (формирование ожиданий). Необходимо каждому ребёнку раздать по две карточки: на одной нарисовано солнышко, на другой – туча. Школьники, уверенные в своих силах, прикрепляют на доску солнышко, а те, кто сомневается – тучу.
Для определения информированности или отношения участников к определённому вопросу хорошо подойдёт метод «Мозговой штурм» (интерактивная лекция). Учитель на листе ватмана цветными маркерами записывает все высказывания и мысли детей по определённой теме. Затем необходимо повторить задание, которое было дано, перечислить всё, что было записано со слов учащихся, выбрать главное и второстепенное, сделать соответствующие выводы.
Метод «Автобусная остановка» (проработка содержания темы) учит обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Каждая группа уходит на автобусную остановку. Остановка – это парта или стена с ватманом, на котором размещён вопрос по теме. Участники должны записать на ватмане ключевые моменты, после чего перейти на следующую остановку, где проанализировать записи, сделанные участниками предыдущей группы. Эти записи исправить нельзя, но можно добавить свои. Учащиеся должны посетить все остановки. Когда дети возвратятся к остановке, от которой они стартовали, то на листе ватмана будут представлены результаты работы всех групп. Данную информацию необходимо обсудить, выбрать выступающего, который должен будет презентовать материалы. После всех выступлений учитель подводит итог.
Необычно подвести итоги урока позволяет метод «Чемодан наших успехов и достижений» (подведение итогов). Необходимо раздать детям вырезанные рисунки чемодана, сказав, что их нужно заполнить теми достижениями, успехами и знаниями, которые учащиеся получили на занятии.
Затем чемоданы помещаются на доску под надписью «Регистрация багажа», с которой знакомятся все. В конце учебного дня школьники уносят свои чемоданы домой.
Расслаблению после продуктивной интеллектуальной деятельности способствует метод «Переполох на заднем дворе». Необходимо разделить школьников на пары и раздать им роли (телята, ягнята, цыплята, гусята, поросята и волк). Учитель озвучивает сюжет: «Наступил поздний вечер. Волк тихо прокрался на задний двор и видит: цыплята греются под крылом наседки, телята жуют душистое сено, поросята резвятся и звонко похрюкивают, ягнята спорят, а гусята о чём-то важно беседуют. Волку очень захотелось подружиться с жителями заднего двора, поэтому он решил их расположить к себе и рассказал анекдот. Телята, ягнята, цыплята, гусята, поросята, услышав волка, очень сильно напугались и громко закричали. Волк от неожиданности растерялся, взвыл и быстро убежал в лес».
Активные методы, применяемые в образовательном процессе системно и целенаправленно, повышают познавательную активность учащихся, обеспечивают эффективность обучения и позволяют достичь запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Чтобы систематизировать свои знания, полученные при работе над темой самообразования «Технология модерации – технология новых стандартов», мною был создан на персональном сайте «В помощь учителю, ученикам и родителям. Уроки русского языка и литературы» (http://yrokipecherina.ucoz.ru/) электронный сборник АМО, который постоянно пополняется новыми материалами. Многие из методов дополнены моими иллюстрациями и заданиями, составленными в интерактивных сервисах. Например, метод «Картинная галерея» ( HYPERLINK "http://yrokipecherina.ucoz.ru/index/vkhozhdenie_v_temu_metod_kartinnaja_galereja/0-734" http://yrokipecherina.ucoz.ru/index/vkhozhdenie_v_temu_metod_kartinnaja_galereja/0-734) содержит три интерактивных задания (в работе задействовано три группы обучающихся), созданных в онлайн конструкторе LearningApps.org и три иллюстрации, созданные в рисунке Google.
Источники Интернет
1. www.nsportal.ru
2. http://www.moi–universitet.ru/
3. http://ru.wikipedia.org4. https://edugalaxy.intel.ru/
5. http://yrokipecherina.ucoz.ru/