Специфика вокально-хорового обучения и развития певческих навыков у детей младшего школьного возраста.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития детей и творчества города Крымска муниципального образования Крымский район

Педагог ДО Булатова З.А.
МБОУ ДОД ЦРТДЮ

Место проведения база Д.сад № 35
Время проведения 22 января 2015 год
Возраст обучающихся 7 - 10 лет
Второй год обучения

Тема :" Специфика вокально-хорового обучения и развития певческих навыков у детей младшего школьного возраста."
Продолжительность занятия - 40 минут
Форма проведения: коллективная.
Цель занятия :
1.Создать на уроке атмосферу для раскрытия творческого потенциала детей.
2.Развивать интерес к различным способам и этапам развития голоса (в том числе и игровым)
3.Развивать музыкальный слух, дыхательную систему ребенка, оказывающую влияние на оздоровление организма;
4.Развивать привычку к длительному сосредоточению внимания.
5.Вызвать чувство эстетического удовольствия при пении
Задачи:
1.Работать над голосообразованием у детей для более быстрого развития музыкального слуха;
2.Дать возможность детям исследовать и изучать на практике возможности своего голосового аппарата.
3.Сформировать в сознании детей представление о неразрывной связи звука (музыки) и поэтического текста. Работать над сценическим образом.
4.Добиваться свободного, ненапряженного мягкого звукоизвлечения.
5.Привлечь родителей к формированию у детей интереса к пению в коллективе, эмоциональной отзывчивости, и овладению природным музыкальным инструментом – голосом.
Образовательные ;
- Овладения вокальными певческими навыками
- Чистое интонирование
- Певческая дикция
- Артикуляция
- Дыхание
Развивающие:
- Развитие муз. памяти
- Развитие внимания, воображения, мышления
- Развитие голосового аппарата, укрепление и расширение певческого диапазона
- Развитие артистических качеств.
Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры.
- Воспитание в детях сценической выдержки, трудолюбия, целеустремленности.
Методы обучения: Беседа, рассказ, метод игры, здоровьесберегающая технология - методика по дыхательной гимнастике А. Н. СтрельниковойОборудование:
Песенный материал, фонограммы песен (минус голос) ,ноутбук, фортепиано, Мультимедийное оборудование.
План занятия:
1. Организационный момент
- Приветствие
 - Положительный настрой на занятие вокалом.
2. Развитие темы.
- Сообщение темы, постановка цели.
3. Настройка певческих голосов.
- Упражнения
- Дирижёрский жест
4.Упражнения на дыхание
- (Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.)
5.  Распевание.
6. Физ.минутка
7. Работа над песней
8. Итог занятия.
9. Домашнее задание

Занятие:
Педагог; Добрый день дети!
Сегодня прекрасный солнечный зимний день, и мы с вами начнём наше занятие с хорошим настроением. Сядьте удобно, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.
- Мы готовы к работе на занятии по вокалу.
- У нас хорошее настроение.
- Мы будем стараться выполнять вокальные упражнения и петь песни.
Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните, выдохните и приготовьтесь работать .
Педагог; Сегодня мы с вами познакомимся, с различными способами развития голоса , с вокальными певческими навыками.
Начнём с веселых упражнений на разогревание и настройку голосового аппарата:
1.Упражнение для активации язычка :
Шевелим языком из стороны в сторону, раздуваем шёчки, говорим слова ДаДаДа,ТдТдТд. Быстрый и короткий, глубокий вдох носом, и резкий выдох через рот со звуком «ФУ», щёчки опадают.)
2. Для укрепления горлышка :
Произносим буковки КГКГКГКГ, изображаем крик Чайки
3.Упражнение для разогрева губ:
Надуваем шёчки, и сбрасываем воздух резким хлопком через сжытые губы "Мишка ,мишка где твои штанишки? Потерял! Где, где? Потерял, потерял!"
4.Упражнение для освобождения нижней челюсти:
Энергично произносим ПБПБПБ. Просто открываем рот,двигаем челюстью в стороны, чувствуем свободу этого движения. Подставляем ладони к подбородку, открывая рот пытаемся достать до ладони подбородком. Просто зеваем.(Дети выполняют под аккомпанемент).
А теперь дружно поговорим, смотрите на мои руки(на показ - дирижёрский жест, быстро и медленно )
  - внимание;
  - дыхание;
  - начало пения;
  - окончание пения;
  - менять по руке дирижёра силу  звука, темп, штрихи.
- Дыхание и паузы.
Педагог; А теперь я вас познакомлю с различными видами дыхания ;
Беззвуковые упражнения на дыхание Тренаж вдоха;
- Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох. - «Испугайся»
- упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса. Упражнение на тренировку брюшного пресса:-
- активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Педагог; Посмотрите каких красивых бабочек я вам приготовила, которые сделала из обыкновенной бумаги и ниточки;
Тренаж выдоха:
- Нужно дуть на бабочку привязанной к ниточке, и правильно ровно дышать, вдох через нос, выдох через рот, стараемся сохранить ровность выдоха,.(Дети выполняют )
- А теперь будем греть ладошки дыханием.(Дети выполняют)
- Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохнуть, не поднимая плеч. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха.Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опустились ваши ребра.(Дети выполняют)
Вот мы с вами и познакомились с упражнениями правильного дыхания.
Звуковые упражнения на дыхание: - Активный выдох, задержка, длинный активный выдох на «с». В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха. - Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы. -Продолжительное пение с закрытым ртом. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую). - Упражнение, аналогичное первому, на гласные «ю», «ё», «я». - Гаммаобразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы. Следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания. - Упражнение на штрихах (особенно полезно на stakatto). От одного звука, до разнообразных попевок. Активизирует дыхание. - Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания.
Педагог; Ребята, вы хорошо потрудились и надеюсь усвоили упражнения, и это замечательно, потому ,что они придают мышцам упругость и выносливость, помогают вам в умении правильного вдоха и выдоха.
Ну а теперь, музыкальные упражнения под сопровождение, распевки:
Мы с вами будем изображать животных, и весело, петь:
- Поём Гаммы в диапазоне октавы : ква. ква - ква, мяу мяу,хрю , сочетаем различные звуки, "дадада, лалала"
- Поём на одной ноте все гласные а, э, и, о, у; а, о, стараемся округлять звук, распевка"Сидит ворон на дубу ,он играет во трубу, ДУДУДУ"
Прекрасно поработали , и сейчас пришло время нам провести
ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ
На улице зима, и мы с вами поедем в путешествие на Новогоднем паровозе с Дедом Морозом;
"Едет едет паровоз ,без трубы и без колёс,
Паровоз, паровоз, в паровозе Д.Мороз"
(Дети становятся в круг ,берутся за руки и двигаются,останавливаются и выполняют упражнения);
Стоп! Остановка "Хлопотушкино"
Стоп! Остановка "Топотушкино"
Стоп! Остановка "Танцевалкина"
Стоп! Остановка "Попрыгайкина"
Стоп! Остановка "Махалкина"
Стоп! Остановка "Обнималкина"
Педагог; А теперь, пришло время поработать над песней, которую мы с вами учили на прошлом занятии" Знаем мы один секрет"(разучивание 2 куплета, работа с фразировкой, с динамикой)
Знаем мы один секрет, как избавиться от бед Не сидеть и не скучать Песенку не унывайку нужно дружно напевать Песенку не унывайку нужно дружно напевать Припев: Пару рам пампам дарим вам мы песню эту Пару рам пампам пусть летит она по свету Пару рам пампам никогда не унывай Пару рам пампам песню эту напевай
Педагог: Ребята! Вы молодцы! Вам понравилось наше занятие?(Дети отвечают).А сколько нового вы сегодня узнали?
Мы с вами;
1.Научились разогревать голосовой аппарат, ваше горлышко.
2.Пели музыкальные распевки, гаммы.
3.Играли в игру с ладошками
4. Познакомились с упражнениями правильного дыхания при пении.
7. Провели физ.минутку
8.Теперь вы ознакомились с дирижёрскими жестами и знаете как внимательно надо следить за моими руками.
А теперь домашнее задание:
1.Положите книгу на животик (область диафрагмы) и дышите спокойно, ровно поднимая и опуская её. Упражнения делайте 6 - 8 раз в несколько приёмов каждый день. Учимся правильно дышать!
2.Приготовить бабочку, для занятия (для правильного дыхания)
3.Каждый из вас выучит на следующее занятие одну скороговорку
Всем спасибо, за хорошее поведение на занятиях.
Я считаю, что главное в работе педагога в обучении детей вокальному искусству, это необходимость учитывать их возрастные особенности, интересы, системность посещения занятий, сохранность контингента, сохранность голоса, качество обучения .
Результативность моего обучения проявляется в том, что дети хорошо осваивают программу и принимают участие в выступлениях на концертах, праздниках, отчетных концертах, на детских музыкальных фестивалях и конкурсах. Прилагается презентация "Новогодний паровоз"
Литература для педагога;
1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008г.
2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007г.
3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки Искусство в школе. – 2003г. –  № 5.
4. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000г.
5. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека.  – М., 1996.
6. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. Уроки музыки. Москва «Просвещение», 2007г.