Методы и приёмы развития вокально-певческих навыков на уроке музыки в начальной школе ( из опыта работы)


Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования
Учебный практикум
Методы и приёмы развития вокально-певческих навыков
на уроке музыки в начальной школе
( из опыта работы)
Работы слушателя КПК
Учителей музыкального искусства
Дубовой Ирина Леонидовны
Учителя УВК «Школа физико-математический лицей
Г.Алушта
Преподаватель-консультант
Симферополь, 2014 год.
Содержание
Музыкальное восприятие.
Вокально – интонационные упражнения в младших классах.
Работа над песенным материалом.
Выводы.
Список используемой литературы.
Введение

Певческие способности есть у всех, неспособных людей нет. Чем раньше
Чем раньше начинают петь, тем лучше и легче идёт процесс интонирования.
Хотя дети в последнее время поют меньше и хуже. Для любой музыкальной деятельности обязательно хорошее восприятие. Особенно усиленно этим нужно заниматься в начальной школе.
Музыкальное восприятие.
Музыкальное восприятие –процесс отражения в центрах слуха тех. муз.
явлений, которые действуют в данный момент на слуховой аппарат.
Муз. восприятием обладают все люди, имеющие здоровый слуховой аппарат, однако качество его неодинаково. Например: ученик в классе услышанную песню поёт не верно. Это говорит о плохом восприятии.
Действия педагога:
разумно организовывать внимание учащихся, сосредоточивая его при тех формах работы, которые связаны с большим напряжением слухового аппарата ( обязательное сочетание повторения пройденного материала с изучением нового).
не проводить однотипные уроки ,которые утомляют и ослабляют слуховое восприятие.
На уроках в начальной школе я прививаю детям первоначальные певческие навыки: уметь правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации. Подбираю вокально-певческий материал для начальной школы в пределах «звучащей зоны» между МИ и СИ первой октавы. Правильное пение- залог чистой интонации, оно формирует слух.
Вокально-интонационные упражнения.
Роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велики. Это как бы гимнастика слуха.
Особую роль в работе я уделяю дыханию «животом». При этом активно использую материалы сайта http: muza-gala.com.ua/poleznoe-dlya-vas/stati/161-dykhatelnye-uprazhneniya-dlya-nachinayushchikh.
В младших классах этап вокально-хоровой деятельности следует начинать с певческой установки:
1)Правильная удобная посадка-это установка на внимание.
2)Правильное дыхание поможет выработать ровный звук.
Упражнения на выработку правильного дыхания:
-«опустить» дыхание на диафрагму можно при помощи упражнения «Шарик»: надуть при глубоком вдохе живот ( контроль рукой), выдохнуть протяжно воздух и следить, чтобы упражнение выполнялось без напряжения, чтобы не закружилась голова;
-«заводим машинку»- полезное упражнение на укрепление диафрагмы: руки на поясе на звуки «вз» несколько раз. Таким дыхательным упражнением мы тренируем мышцы, которые отвечают за диафрагму;
-«подуй на одуванчик»; «ёжик пыхтит: х..х..х..»
Этап распевания начинаю с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Распевки часто не меняю, так как повторение их способствует
Формированию вокально-интонационных навыков. Самая удобная для пения
Гласная «у»: ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду или «филин сидит в тёмном лесу у-у-у-у-, у-у-у-у». Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»:
«падают, падают, листья, в нашем саду листопад». Полезным упражнением является пропевание песен без текста на звуки «ю», «е» и других гласных звуков, или закрытым ртом.
Упражнения для артикуляции:
-Втягивание и вытягивание губ:
«Две обезьянки играли:
Губы спрятали вначале,
А потом их показали».
-Широкое открывание рта:
«Рот лягушка открывает-
Комара поймать желает».
-Доставание верхней губой носа
« Ленивая Маша уж и рук не поднимала-
Нижнею губою себе носик чесала».
Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания:
-Крик чайки: ай-ай-ай
-рев медведя: оа-оа-оа;
-плач младенца: уа-уа-уа;
-всхлип: а-а-ах! ( по типу упражнений Е.Огородного).
3.Работа над песенным материалом.
Песни, разучиваемые на уроках делю на две группы. Одни-короткие и простые-как материал для слухового анализа, пения ритмослогами, другие- длинные, более сложные- для развития образно-художественного мышления. При разборе и разучивании использую наглядные формы работы: изображение мелодии графически, работу по лесенке.
Самое главное, чтобы выбранный вокальный материал был красив и интересен. Тогда дети, очарованные его красотой, очень стараются. Цель коротких песенок не в чистом пении, а в том, чтобы «разогреть» голосовые связки и раскрепостить их.
Например:
-предлагаю детям прослушать песенку с гармоническим сопровождением и проследить за текстом, подписанным нотами. Попутно определяется лад;
-второй раз песню исполняем всем классом, причём во время пения дети внимательно следят за текстом указательным пальцем. Обращается внимание, что каждому слогу в песне соответствует определённая нота, т.е. звук короткий или быстрый;
-в третий раз можно повторить песню хлопками, обращая внимание на остановки, связанные с долгими звуками. Затем уточняем, что долгие звуки, это звуки половинные, которые вдвое длиннее четвертных. Последний пример формирует навыки воспроизведения ритма. Упражнения на развитие « метроритмического чувства» подбираю в соответствии с разучиваемой песней.
Следующую задачу вижу в освоении базовых методов работы с мелодиями.
Здесь даю упражнения, предваряющие основную работу над развитием вокально-интонационных навыков:
-спеть мелодию, одновременно с игрой на фортепиано,
-спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно сыграв фразу на фортепиано ( нужно повторять несколько раз , до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально выразительно и аккуратно).
Выводы
Вокальное пение, как исполнительское искусство,- наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, дети не только приобщаются к музыкальной культуре, но и сами создают музыкальную культуру, художественные ценности.
Песня- это драгоценная область музыкально-поэтического искусства.
«В известном смысле можно сказать,- пишет Д.Б.Кабалевский, - что с песни
Начинается и на песню опирается почти вся музыка». Поэтому так важно, чтобы наши ученики полюбили песню, умели её красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизни.
Список литературы:
Бергер Н. «Современная концепция и методика обучения музыке»-
С.-П.2004г.
Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие.-
М. 1979г.
Зуева Н. Хоровая игротека. Методическое пособие к программе « Хоровой класс» Пермь, 2003г.
«Методика муз. воспитания младших школьников». М.С.Осеннева,
Л.А.Безбородова - М.,2001г.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучению пению.-
М.Прометей.1992г.