Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 16
ФГОС дошкольного образования.
Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Воспитатель 1 кат.
Тюрина Ольга Николаевна
Арзамас, 2015г.
За последние годы система современного российского образования претерпела существенные изменения.
В связи с реформированием образования, на федеральном уровне были разработаны нормативные документы регламентирующие структуру воспитательно-образовательного процесса для дошкольного образования.
Применительно к дошкольному образованию можно выделить следующие документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;
Внедряя в образовательный процесс ФГОС ДО дошкольные образовательные организации сталкиваются с проблемой изменения структуры основной образовательной программы и реализации образовательного процесса в соответствии с новым стандартом.
Образовательный процесс в ДО должен строится, учитывая:
контингент воспитанников;
возрастные и индивидуальные особенности детей;
социальный заказ родителей.
При организации целостного образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Схему реализации ФГОС ДО в дошкольной организации можно представить в виде модели целостного образовательного процесса, главными компонентами которой являются:
Воспитательно-образовательный процесс в соответствии с программой образовательной организации, в которой реализуется цель программы.
Цель воспитательно-образовательного процесса: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Исходя из цели формулируются задачи воспитательно-образовательного процесса, которые у каждой образовательной организации заявлены в соответствии со спецификой и направленностью деятельности ДО.
Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, которое включает в себя взаимодействие педагога и воспитанника, взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников и различными социальными институтами (такими как библиотеки, центры развития, музыкальные школы, музеи и прочее).
Содержание работы реализуется в режиме дня, в течении которого образовательный процесс можно условно подразделить на: организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения); организованную образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития, используя формы и методы работы с детьми, не допуская как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развитие детей.
Средства обучения и воспитания; современные формы, способы, методы и приемы работы (в соответствии с выбранной технологией); предметно-пространственная развивающая образовательная среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Выбор форм и методов работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, её специфики, культурных и региональных особенностей, а также от опыта и творческого подхода педагога.
Педагогическая диагностика (мониторинг), которая направлена на оценку индивидуального развития дошкольников, связанную с оценкой эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты такой диагностики используются для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
Образовательный процесс, в соответствии с ФГОС строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Цель введения основной темы периода (одна неделя, две-три недели) – интегрировать образовательную деятельность и избежать разделения детской деятельности по образовательным областям.
Для грамотной работы, по программе «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, я изучила и проанализировала возрастные особенности развития детей 3-4 лет. В программе четко прописано содержание психолого- педагогической работы с детьми по образовательным областям и то, что должен усвоить ребенок к 4 годам.
Для удобства в работе, все показатели можно занести в таблицу, которую в последствии можно использовать при диагностики детей 3-4лет.
ПРОГРАММА «От рождения до школы» Н.А.Веракса,
Федеральные государственные образовательные стандарты
Таблица диагностических направлений
Вторая младшая группа
Уровень освоения программы по образовательным областям Методики
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Наблюдение за детьми в процессе деятельности,
беседы,
игровые ситуации.
Дидактические игры,
Задания,
Вопросы.
ПРОГРАММА «От рождения до школы» Н.А.Веракса,
Федеральные государственные образовательные стандарты
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и обществе:
Образ Я.
Семья.
Детский сад. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание:
Культурно - гигиенические навыки.
Самообслуживание.
Общественно - полезный труд.
Труд в природе.
Уважение к труду взрослых. Формирование основ безопасности:
Безопасное поведение в природе.
Безопасность на дорогах.
Безопасность собственной жизнедеятельности. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Формирование элементарных математических представлений: Количество.
Величина.
Форма.
Ориентировка в пространстве.
Ориентировка во времени. Развитие познавательно - исследовательской деятельности:
Сенсорное развитие.
Дидактические игры. Ознакомление с предметным окружением Ознакомлением с социальным миром Ознакомление с миром природы РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи:
Развивающая речевая среда.
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Связная речь. Приобщение к художественной литературе. ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Приобщение к искусству Изобразительная деятельность:
Рисование.
Лепка.
Аппликация. Конструктивно - модельная деятельность Музыкальная деятельность (муз.рук-ль) ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Физическая культура