Доклад. Пути активизации речевой активности детей с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья.

Пути активизации речевой активности детей с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья.
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.
Сложное социально-экономическое положение многих семей, невысокий социально-культурный уровень, увеличение числа лиц с социально - дезадаптированным поведением – все это ведет к снижению адаптивных возможностей детского организма и росту числа заболеваний туберкулезом.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. Эта проблема актуальна и для моей группы, т.к. её контингент формируется через районную медико-педагогическую комиссию. Группу посещают дети разного возраста (от 4-х до 6-ти лет) с первичным туберкулезным инфицированием. Особенностью группы является частая миграция детей. Они находятся в ней 1 год (реже 1,5-2 года).
Основной проблемой детей с туберкулезной интоксикацией относится недостаточно развитая речь.
Моей целью является: выявить, теоретически обосновать педагогические условия развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе
Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста
Подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, способствующие созданию мотивации к речевой деятельности у воспитанников
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Речевое развитие охватывает все образовательные области:
физическое развитие
художественно-эстетическое развитие
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие

Методы речевого развития:
Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности, наблюдение в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание и описание игрушек и картин)
Словесное: чтение и пересказ художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, пересказ без опоры на наглядные материалы.
Практические: дидактические игры, инсценировки, хороводные игры.
Приемы развития речи.
Словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, вопрос.
Наглядные приемы: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы: игровое сюжетно – событийное развертывание, игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
У всех детей есть пассивный словарь в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив. Для этого я использую следующие речевые игры и упражнения:
Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки; большие, маленькие, санитарные, служебные );
Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза.
Подбирать действие к объекту – (Кто или что плавает? Летает? – Рыба, самолет, бабочка, листья);
Находить пропущенные слова – (Пришел почтальон, он принес );
Называть составные части целого – (Дерево – ствол, ветки, сучья);
Игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день – ночь, печаль – радость);
Игра «Бюро находок» (ищем предмет красного цвета, круглой формы );
Как можно назвать одним словом:
- детей, идущих в школу;
- людей, лечащих больных;
- взрослых, перевозящих груз;
Ребенок должен на все вопросы давать полный ответ.
Вместе с детьми лепим зверюшку и затем используем ее в игре. Например:
Сова – Ах, ты, совушка – сова, ты, большая голова!
Ты на дереве сидела, головою ты вертела –
Во траву скатилася, в яму покатилася!
(рассказать от лиц: дедушки, бабушки, медведя, лисицыпри этом показать, как каждый рассказывает: жалеет он совушку или смеется над ней?)
Детям нравится игра «Перепутаница». В этой игре детям нужно расположить описанные действия в правильном сочетании.
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабкою в руке, И давай дубасить коня на мужике,


В такой игровой форме у детей развивается речь, мышление и закрепляется память.
Однако, как не печально, развитие связной речи с детьми первичным туберкулезным инфицированием замедляется. Речь у некоторых детей становится менее раскованной, менее эмоциональной, более трафаретной. И эта намечающая тенденция приводит, как правило, к грустным результатам.
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна, потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться  имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии  можно достаточно  выражать свои мысли. А для правильного построения  предложений необходимо  умение грамматически верно согласовывать слова между собой.  Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь  наблюдаются  определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования. Под связной речью  принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, потому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Лощадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом