Методические рекомендации для воспитателей и инструктора по ФИЗО в области «Физическое воспитание» с учетом индивидуальных особенностей ребенка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗО
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
Подготовила и.о. заведующего
МБДОУ «ДС «Брусничка»
Олару Элизабета Демисг. Новый Уренгой 2015 г.
Методические рекомендации для воспитателей и инструктора по ФИЗО в области «Физическое воспитание» с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физической культуре; создание условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия. Комплекс средств воспитания здорового ребёнка, предусмотренный как программами в МБДОУ «ДС «Брусничка», так и рекомендованный родителям в домашних условиях, включает в себя физические упражнения, формы закаливания, подвижные игры  и спортивные развлечения.
Правильно организованное физическое воспитание способствует гармоническому развитию ребёнка, выработке основных гигиенических навыков. Состояние здоровья детей — это достаточно важный показатель не только настоящего, но и будущего благополучия общества и государства. Поэтому, для необходимой своевременной коррекции каких-либо отклонений в здоровье ребенка и для проведения в должной мере профилактических осмотров, детей раннего и дошкольного возраста принято относить к определенным группам здоровья.
Что такое группы здоровья?
Группы здоровья - эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.  Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.  Вторым критерием является физическое развитие ребенка, сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры.
Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков.
После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки.
Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование ребенка.
Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.  Состояние здоровья детей Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармоничным и соответствующим возрасту физическим и психическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям.
Разработаны критерии оценки здоровья: - наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);- уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);- соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет). Группы здоровья у детей
На основании результатов медицинского обследования и исходя из всех вышеперечисленных критериев дети распределяются на пять групп.
1 группа здоровья у детей
К ней относятся дети, не имеющие отклонений по всем критериям оценки здоровья, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют и в момент обследования совершенно здоровы. Также к этой группе относятся дети, которые имеют единичные врожденные дефекты развития, которые не требуют коррекции и не влияют на общее состояние здоровья ребенка.
2 группа здоровья у детей
Эту группу составляют здоровые дети, но имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний. Среди второй группы здоровья выделяют 2 подгруппы детей:
Подгруппа «А» включает в себя здоровых детей, которые имеют тяжелую наследственность, во время беременности или в процессе родов были какие-либо осложнения;
Подгруппа «Б» включает детей, которые часто болеют (более 4 раз в год), имеют некоторые функциональные отклонения с возможным риском развития хронических заболеваний.
Среди отклонений данной группы выделяют: многоплодная беременность, недоношенность или переношенность, внутриутробное инфицирование, низкая или избыточная масса тела при рождении, гипотрофия 1 ст., рахит, аномалии конституции, частые острые заболевания и т.д.
3 группа здоровья у детей
К этой группе относятся дети, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию с редким проявлением легкого обострения, которое не сказывается на общем самочувствие и поведении ребенка.
Такими заболеваниями считаются: хронический гастрит, хронический бронхит, анемия, пиелонефрит, плоскостопие, заикание, аденоиды, ожирение и т.д.4 группа здоровья у детей
Данная группа объединяет детей с хроническими заболеваниями и врожденной патологией, которые после стадии обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, прогрессирующий сколиоз.
5 группа здоровья у детей
Эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые не ходят, имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.
Группа здоровья — это показатель, который может меняться у детей с возрастом, но, к сожалению, обычно только в сторону ухудшения.
Схема распределения детей раннего и дошкольного
возраста по группам здоровья
Группы Хроническая патология Функциональное состояние основных органов и систем Резистентность и реактивность Физическое и нервно-психическое развитие
Группа 1.
Без отклонений Отсутствует Без отклонений Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, – редкие и легко протекающие острые заболевания Нормальное, соответствует возрасту
Группа 2.
С функциональными отклонениями (группа риска) Отсутствует Наличие функциональных отклонений Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.) Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития
Группа 3.
Состояние компенсации Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 4.
Состояние субкомпенсацииНаличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 5.
Состояние декомпенсации Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка Выраженные изменения функций пораженных органов и систем Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении
            Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду предполагает разные формы её проведения. Рассмотрим их.
Создание экологически благоприятных условий для игр и занятий детей
 -Строгое соблюдение правил приёма детей, поступающих в дошкольное учреждение и ежедневного утреннего приёма, правил личной гигиены детьми и обслуживающим персоналом, правил уборки территории и помещения, обработка оборудования, посуды, игрушек, смены постельного белья и т.д. Все эти мероприятия должны проводиться постоянно.
-Организация сквозного проветривания 3-5 раз в день (в отсутствии детей) Специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества и увлажняющих воздух (герань, хлорофитум, алоэ, лимон).
-Поддержание температуры воздуха в группе согласно СанПин +18-20 градусов.
Обеспечение высокой культуры гигиенического обслуживания детей
 -Создание психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
-Использование индивидуализации и дифференциации режимных процессов и их воспитательной направленности с учётом здоровья и развития детей, условий и традиций семейного воспитания.
-Соблюдение оптимального двигательного режима (достаточный объём двигательной активности и продолжительности её). Все формы работы по физическому воспитанию взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Утренняя гигиеническая гимнастика
         Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно согласно расписанию и методики проведения в каждой возрастной группе. Проводится утренняя гимнастика с обязательным соблюдением санитарно – гигиенических требований /воспитатель и дети обязательно должны быть в спортивной форме/ и нести оздоровительную, закаливающую направленность /при температуре воздуха ниже оптимальной дети по коридорам и переходам идут в двухслойной одежде /кофты/, которые снимают в спортивном зале/.
       При проведении утренней гигиенической гимнастики воспитатель должен выдержать все методические требования: длительность выполнения, количество упражнений, количество повторений каждого упражнения, достаточную моторную плотность.
 
Подвижные игры
           Подвижные игры широко используются в детском саду. Они проводятся со всеми детьми одновременно 3-4 раза в день: в утренние часы, в перерывах между занятиями, после занятий /на прогулке/, после полдника. Воспитатель планирует игры придерживаясь перспективного плана. Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует данному сезону.
            В холодную и сырую погоду не следует планировать на участке игры с речитативом и пением /с целью охраны голосового аппарата/. Чтобы закреплять у детей двигательные навыки и развивать физические качества, полезно повторять игры в течение всего года и в определённой последовательности, варьируя их в соответствии с поставленными задачами: условия движения и правила игры, проводить её в различных условиях /участок, спортивная площадка, мини-стадион/. При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.             После спокойных занятий, требующих сосредоточенного внимания, рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры. Важно помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25-30 мин после принятия пищи и ни в коем случае перед едой.
                Если после дневного сна предусмотрены воздушные ванны, то проводимые в это время игры должны быть большой подвижности, причём такие, в которых все дети активно действуют.
              При анализе подвижной игры главное внимание нужно уделить решению образовательных и воспитательных задач; закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств, умению действовать в быстро меняющихся ситуациях, а так же воспитанию морально-волевых и эстетических качеств у детей, не забывая, конечно, и об укреплении здоровья. Дети должны владеть навыками организации подвижных игр со своими сверстниками. В плане воспитатель обязательно должен планировать разучивание п/игр, которые будут использованы на физ.занятиях. 
Индивидуальная работа с детьми
             Индивидуальная работа с детьми и занятия по подгруппам направлены на обучение детей отстающих в усвоении ф/упражнений, активизацию малоподвижных детей, улучшение ф/развития ослабленных детей, профилактику искривления осанки и плоскостопия. Эта работа проводится в течение дня в свободное от занятий время. Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах на общих дидактических принципах, с применением тех же приёмов и методов обучения. Они проводятся по тем видам движений, которые требуют страховки /лазание по гимнастической стенке, стремянке, ходьба по бревну, лавочке/ или не оказывают большого физиологического влияния на организм /упражнения с мячом, метание в цель и др./ .             С подгруппами в 8-10 чел проводятся упражнения, требующие особых условий /ямы с песком, большого пространства/ и индивидуальной страховки /прыжок в длину и высоту с разбега/. Что бы подготовить организм детей к выполнению избранного вида движения вначале занятия даётся ходьба в чередовании с бегом, общеразвивающие упражнения для основных групп мышц, подготовительные упражнения для данного вида движений. Заканчивается занятие ходьбой. 
Самостоятельные занятия
В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Самостоятельными занятиями надо руководить, но делать это надо не стесняя инициативы детей. Воспитатель помогает выбрать упражнения, рекомендует, как их выполнять. Он приучает детей оценивать качество своих движений и движений товарищей, развивает умение заниматься вместе с другими детьми.
          Стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого оборудования /в помещении и на площадке и такое его размещение, что бы оно побуждало детей к движению. Вынос и расстановку инвентаря на площадке следует использовать как приём, вызывающий интерес к движениям.
              Некоторым детям воспитатель подсказывает, какой инвентарь выбрать и какие упражнения можно с ним выполнить, помогает распределить роли в игре, в младшей группе играет вместе с детьми. Своим примером воспитатель может также вызвать интерес к какому либо упражнению. Если он, например, возьмёт скакалку и начнёт прыгать ч/з неё, то его тотчас же окружат дети и станут выполнять это упражнение. Тех. кто хорошо владеет каким-либо движением, воспитатель может попросить научить этому других детей.
               Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует качество выполнения движений, а, если нужно, то и показывает, объясняет, как выполнять упражнения. Он следит за дозировкой упражнений, заботится об их чередовании. 
Физкультурные досуги
            Основным назначением досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач ф/воспитания. Досуги проводятся 1-2 раза в месяц длительностью 15-25 мин в средней группе, 25-35 мин в старшей и подготовительной группах. Для досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на ф/занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости. В развлечении могут быть включены п/игры, аттракционы, эстафеты.
           Вечер может начаться с загадок, ходьбы, ОРУ, затем проводится 1-2 игры большой подвижности, после этого – 2-3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.

Как проводить физкультуру в детском саду
Физическая культура – это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека.  М.И Мечников
В процессе физического воспитания дошкольника необходимо создать такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре. Дифференцированное обучение представляет собой такую его форму организации, когда дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типично сходных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.
По мнению В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Н.Н.Ермака, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели:
- состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
- уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
- уровень двигательной активности, под которой понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
С.О.Филиппова выделяет в качестве критериев еще и тип нервной системы, а также половые особенности детей.
По результатам медицинского осмотра детей врачами-специалистами детской поликлиники г.Новый Уренгой в начале каждого учебного года дети распределяются по медицинским показателям на группы здоровья, что помогает определить для каждой из групп оптимальную физическую нагрузку и создать необходимые условия для физического воспитания.
При проведении физических упражнений мы учитываем отклонения в состоянии здоровья ребенка, опираясь на рекомендации В.Н.Шебеко, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Отклонения Противопоказания Причины Рекомендовано
сердечно-сосудистой системы - упражнения с резким изменением положения тела и темпа,
- упражнения с задержкой дыхания,
- упражнения с длительным статическим напряжением вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться отдышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца тренирующая нагрузка:
- ходьба по ровной местности,
- медленный бег,
-ходьба на лыжах,
- плавание,
- ОРУ для мелких мышечных групп.
повышенное АД - подскоки, прыжки,
- упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата вызывают головокружение, тошноту, рвоту - ОРУ,
- игры средней подвижности,
- танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов
Расстройство носового дыхания - быстрый темп выполнения упражнения,
- задержка дыхания Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах - упражнения с протяжным вдохом,
-звуковая
гимнастика (произношение звуков на выдохе),
- упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки,
- дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов
ослабленные дети (ЧБД) - длительные пробежки,
- игры большой подвижности Вызывают напряжение и усталость игры средней подвижности
Для некоторых детей II и III групп здоровья на физкультурных занятиях следует осуществлять в соответствии с назначением врача индивидуальное дозирование физических нагрузок путем уменьшения числа повторений упражнений, снижения их интенсивности и длительности, замены трудных упражнений более легкими (бега - ходьбой), введением ограничений для таких детей в подвижной игре.
Своевременное информирование медицинскими работниками о детях, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, позволяет дифференцировать нагрузку при проведении занятия по физической культуре: изменять темп упражнений, изменять интервалы, отдыха, варьировать количество повторений и вводить дополнительные "станции" отдыха, варьировать способы и условия выполнения упражнений.
Учет особенностей физической подготовленности ребенка позволяет дифференцировать работу с детьми на занятиях по физической культуре следующим образом.
В условиях группового физического воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно для практики, поэтому наиболее рационально распределять детей на физкультурных занятиях на две группы.
В первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие первую и вторую группы здоровья со средним, выше среднего и высоким уровнем физической подготовленности.
Вторую подгруппу составляют дети часто болеющие, с третьей группой здоровья, ослабленные после болезни и имеющие слабый показатель физической подготовленности (ниже среднего и низкий уровень).
Установление двух подгрупп дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.
Для достижения наиболее оздоровительного эффекта в основную часть занятия рекомендуется включать игры разной подвижности. Например: в игре средней подвижности "День и ночь" 1 подгруппа выполняет по условию игры знакомые движения (броски и ловля мяча; отбивание о стену; забрасывание в кольцо; набивание мяча об стену и др.) выполняют с баскетбольным мячом. А более слабая 2 подгруппа с обычным резиновым мячом среднего размера.
После игры средней подвижности целесообразно организовать игру высокой подвижности. Так в игре "Чьё звено быстрее соберется?" дети первой подгруппы выполняют ползание на высоких четвереньках "Медвежата" или прыжки из глубокого приседа "Лягушата", а дети 2 подгруппы выполняют прямой галоп со сменой ног по сигналу или прыжки с продвижением вперед. В эту игру можно добавлять разнообразные задания, главное наблюдать за детьми, чтоб они не переутомились.
В третьей части занятия необходимо включить подвижную игру малой или средней подвижности ("Мыльные пузыри"), которая направлена не только на сохранение и укрепление осанки, но и приводит организм детей после основной части занятия к более уравновешенному состоянию. В данной игре дети, которые стоят друг к другу спиной парами, начинают медленно "летать" по залу, соприкасаясь друг с другом, соединяются в один большой круг – пузырь. При чем навык правильной осанки будет закрепляться лучше, если дети положат руки на плечи друг другу.
Работу с детьми выделенных групп, строить с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, в группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение новых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лёжа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах).
Во-первых, некоторым детям, пропустившим занятия по какой-либо причине, необходимо дополнительно объяснить, показать полностью или частично технику выполнения того или иного упражнения.
Во-вторых, следует отметить, что в индивидуальной работе нуждаются все группы без исключения. Осуществить ее поможет график, который составляется в начале учебного года.
В-третьих, знание индивидуальных особенностей детей позволяют руководить и двигательной активностью детей. По своей активности дети очень разные. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что отчетливо выделяются при обычном наблюдении дети средней большой и малой подвижности.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве двигательной активностью этих детей достаточно создать необходимые условия (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на "саморегуляцию", которая проявляется у этих детей достаточно ярко.
Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность – плохой признак. Её причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у дошкольников недопустима.
Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игру с активными движениями.
Лучший метод руководства – увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Для этого создать условия для игры с движениями, стараться вызвать у детей желание играть двигаясь. Иногда достаточно показать простое движение, предложить ребенку повторить одно и тоже действие с разными предметами, в другом месте. Предпочтение следует отдать простым, активным движениям, в которых не требуется точность.
Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно 1/4 часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они, как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости, точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.
Бытует мнение, что дети чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, "приучать" к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышенная потребность в движении и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности управляемостью! Использовать следующие задания:
- все виды метания;
- точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке в воротца и т.п.);
- ходьба и бег по ограниченной площади;
- действия с одним предметом на двоих, когда движения выполняются по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.).
Многие приемы руководства двигательной деятельностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одно пособие на двоих: мяч, обруч, скакалку; прокатывать, бросать мяч друг другу по очереди пролезать в обруч (один держит его, другой пролезает), вдвоем вращать скакалку и др.
Полезно обратить внимание детей на осмысление их движений и действий: что делаешь, почему так, как можно по-другому, с каким еще предметом можно выполнить данные движения, как по-разному можно расставить предметы для движений.
Как показывает практика, когда регулярно создаются ситуации разных видов движений, дети меньше устают и с удовольствием двигаются, т.к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых. Дети более целенаправленно начинают использовать движения в играх.
При осуществлении дифференцированного подхода к детям в процессе занятий физической культуры учитываем и половые различия детей (полоролевая дифференциация).
Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е.Г. Леви - Гориневская. М.А. Рунова доказала наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности. Такие ученые как О.Г. Аракелян, Л.В. Карманова дали научное обоснование двигательным предпочтениям детей дошкольного возраста в зависимости от половой принадлежности.
В большинстве методик для дошкольных учреждений на физкультурных занятиях не учитывается различие между мальчиками и девочками при подборе упражнений, нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, в которых наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом.
Из наблюдений педагогов, мальчики больше проявляют интерес к спортивным играм, в которых имеется возможность быстрого свободного перемещения в зале или на улице (футбол, баскетбол), упражнениям с простейшими силовыми тренажерами. Девочкам больше нравятся сюжетные подвижные игры, в основном с бегом, а также бессюжетные игры с мячами, основным содержанием которых являются различные перебрасывания, отбивания ("школа мяча").
Учитывая данные обстоятельства, при проведении физкультурных занятий со всей группой, в водной и заключительной части организовать фронтальное выполнение детьми одних и тех же упражнений, а в основной части занятия делить детей на подгруппы в зависимости от пола. Каждая группа выполняет свое задание (комплекс общеразвивающих упражнений для мальчиков с набивными мячами, для девочек – мяч средних размеров; упражнения на тренажерах для мальчиков, для девочек – комплекс стретчинга, упражнений с лентами). Использовать можно и другие варианты подбора упражнений. Например, на протяжении всего занятия дети выполняют одинаковые упражнения, но ряд упражнений предполагает различные варианты их исполнения для мальчиков и девочек.
Нормирование физической нагрузки в большей степени основывать на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности и группы здоровья. В этой связи мальчикам с низким уровнем физической подготовленности физическая нагрузка повышается постепенно.
В то же время требования полоролевого воспитания предполагает формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Поэтому акцентировать внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные упражнения.
Занятия физическими упражнениями имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволяет добиться высоких результатов в организации двигательной деятельности, способствуя развитию физических возможностей личности ребенка, заложенный самой природой.
Невозможно полноценное осуществление дифференцированного подхода без участия специалистов, воспитателей, родителей.
Ознакомление воспитателей с результатами диагностики и составленными рекомендациями по каждой группе, выделенных на основании перечисленных критериев, дает возможность организовать двигательную деятельность детей в течение дня, адекватную их способностям и возможностям.
Список литературы:
1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации Текст. : Сборник статей и документов / Отв. ред. Т. И. Оверчук. -2-е изд. исп. и доп. М.: ГНОМ и Д. 2004.-344 с. - ISBN 5-296-00193-1.
2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века: изд. 2-е исп. и доп. Текст. / Авт.-сост. Е.Ю. Антонов, М.И. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М.: АРКТИ. 2001.-80 с. -ISBN 5-89415-088-4.
3. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. : Сборник науч. трудов / Сост. Н.Т. Терехова и др. М.: АПН СССР. 1989. -142 с.
4. Карманова, JI.B. Диагностика физического развития дошкольников : методические рекомендации Текст. / JI.B. Карманова, В.Н. Шебеко, Т.Ю. Логвина-Минск. 1992. - 33 с.
5. Коробко А. В. Методика оценки физической подготовленности спортсмена Текст. / А.В. Коробко, Г.И.Черняев, П.Д. Перетьяков - М.: "Физкультура и спорт". 1963. -142 с.
6. Кузнецов А.П. Диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей 6-7 лет Текст. / А.П. Кузнецов, Э.И. Куликов, В.П. Катанаев. - М.: МОГИФК, 1983.- С.157-160.
7. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателей детского сада. -2-е изд., испр. Текст. / С.Я. Лайзане. - М.: Просвещение. 1987.-160 е.: ил.
8. Леви-Гориневская, Е.Б. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста Текст. / Е.Б. Леви-Гориневская. - М., 1955. - 231 с.
9. Максимова Т.М. Современные проблемы здоровья населения и медицинского обеспечения: БюллетеньНИИ им. Семашко Текст. / Т.М. Максимова, Е.П. Какорина и др. - М., 1996, 23-28 с.
10. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений 2-е изд., исп. и доп. Текст. / М.Д. Маханёва. - М.: АВКТИ. 2000. -108 с. -ISBN 5-89415-064-7.
11. Маханёва, М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детском саду и начальной школе Текст.: Методическое пособие / М.Д. Маханёва. — М.: АРКТИ. 2004. -264 с. - ISBN 5-89415-381-6.
12. Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст. : Автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Пензулаева. М., 1973.-20 с.