Статья. Активизация речи детей с учетом индивидуальных особенностей и состояния их здоровья.


Активизация речи детей с учетом индивидуальных особенностей и состояния их здоровья.
Введение ФГОС ДО – это современный этап развития образования, которое характеризуется принципиально новыми приоритетами в сфере дошкольного образования. В связи с этим изменилась и деятельность нашего дошкольного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей.
На сегодняшний день особое влияние на современных дошкольников оказывает телевидение и компьютер. Надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов. Дети чаще всего повторяют за взрослыми, не понимая значения этого слова, а взрослые неосознанно выражаются не понятным сленгом. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Особенностью нашей группы является тот факт, что она формируется через районную медико-педагогическую комиссию. Ее посещают дети с первичной туберкулезной интоксикацией. Детям, перенесшим туберкулезную интоксикацию, свойственны капризность, подавленность, заторможенность, аутизм и др. и поэтому у этих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей необходима помощь воспитателей в речевом развитии.
Для стимулирования развития речи детей организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой моторики рук. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.
Прежде чем приступать к работе по развитию речи у детей с первичным туберкулезным инфицированием, необходимо знать их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков в развитии речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно-психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). Поэтому в повседневную работу с такими воспитанниками включаем игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Например: самомассаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, потешками), рисование по трафаретам, работа с пазлами, лепка, аппликация и т.д.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в нашей практической деятельности. Созданные постройки из ЛЕГО используем в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т.д.
Активно в работе с детьми используется лепка. С большим интересом лепим зверюшку и затем используем ее в игре. Например: «Сова» - Ах, ты, совушка – сова, ты, большая голова, ты на дереве сидела, головою ты вертела, во траву скатилася, в яму покатилася! (рассказать от лиц: дедушки, бабушки, медведя, лисицы, при этом показать, как каждый рассказывает: жалеет он совушку или смеется над ней?). Данный вид деятельности развивает мелкую моторику рук.
Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики сочетаем с речевым сопровождением. Они способствуют улучшению процесса развития речи детей дошкольного возраста. Ведь игра не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта. Совместная работа зрительных, слуховых и тактильных анализаторов, дает возможность эффективнее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Улучшились память и речь. Дети к концу учебного года успешно прошли обследование у врача-логопеда. Одному ребенку со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию речи, мелкой и общей моторики. К концу года удалось добиться положительной динамики.