Презентация работы по педагогике на тему: «Формирование положительной мотивации учения младших школьников, как условие предупреждения неуспеваемости»


«Формирование положительной мотивации учения младших школьников, как условие предупреждения неуспеваемости»Автор исследования: Никитина Ирина Анатольевна учитель начальных классовМОУ Дмитровская СОШ №10 г. Дмитров Актуальность данного исследования по формированию положительной мотивации к учению в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования положительной мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием школьника. Объект исследования – процесс формирования положительной мотивации учения младшего школьника.Предмет исследования – изучение роли сформированной положительной мотивации учения младших школьников в предупреждении неуспеваемости.Цель – на основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы, а также практике обучения, эмпирически проверить влияние сформированной мотивации учения на предупреждение неуспеваемости.Гипотеза исследования – если при проведении уроков в начальных классах систематически использовать методы формирования положительной мотивации учения младших школьников, то такая деятельность предупредит неуспеваемость. База исследования – 2 класс МОУ Фировская средняя общеобразовательная школа.Сроки исследования – 2-3 четверти 2012-2013 учебного года. Условия формирования положительной мотивацииНа основе педагогических, психологических и методических литературных источников были выведены общеизвестные пути формирования положительной мотивации младшего школьника к учению:- занимательность, как первый этап воспитания интереса к учению;- ясность и чёткость целей учения школьника;- рассмотрение школьниками отметки, как показателя уровня знаний и умений;- эмоциональный комфорт школьника;- присутствие чувства преодоления трудности у школьника (см. с. 15). Программа экспериментально-опытного исследования {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}ЭтапыЦельВиды экспериментально-опытной работыМетоды и методики1-й констатирующийПроверить сформирован-ность мотивов к учению и изучить успеваемость учащихся 2-го класса1. Анализ классного журнала2. Выявление сформированности мотивации учения3. Интервью с учителем (о мотивации учения в классе)4. Анкетирование родителей5. Подбор заданий Сравнительный анализ психологической, педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение, изучение педагогической документации и передового педагогического опыта (ППО), тестирование, беседа, анкетирование, анализ и сравнение {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}2-й формирующийРазработать и апробировать систему заданий, направленных на формирование мотивации учения и обеспечивающих предупреждение неуспеваемости эксперименталь-ной группы1. Создание атмосферы доброжелательности в классе (занятия-тренинги)2. Работа по формированию положительной мотивации учения у учащихся:а) работа на уроке в группахб) использование ИКТв) создание проблемной ситуацииг) задания на карточках и в тестахд) использование физкультминуток и динамических паузе) уроки в нестандартной форме (урок-путешествие, -игра, -проект).Диагностические работы, опытно-эксперименталь-ные методы, изучение педагогической документации, обобщение независимых характеристик, мысленный эксперимент, сравнение, синтез, абстрагирование, интегрирование, систематизация, конкретизация. (см. с. 45){21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}3-й контрольныйПовторно проверить сформирован-ность мотивов к учению и успеваемость учащихся эксперименталь-ного класса1. Анализ классного журнала2. Выявление сформирован-ности мотивации учения3. Интер-претация результатов эмпиричес-кого эксперимента Наблюдение, изучение педагогической документации и передового педагогичес-кого опыта (ППО), тестирование, беседа, анкетирование, анализ и сравнение Цель констатирующего этапа: проверить сформированность мотивов к учению и изучить успеваемость учащихся экспериментального класса.Анализ классного журналаРезультаты анализа успеваемости учащихся 2-го класса за 2-ю четверть на таблице 2 (см. с. 47)Выявили предмет с низкой успеваемостью Средняя арифметическая успеваемостьА=В/Спо математике = 3,9по русскому языку = 3,2по литературному чтению = 4,0(см. с. 50; табл. 3) 4. Наблюдение на уроке (см. с. 123; приложение 13)5. Анкета «наличие положительной мотивации» (см. 51; табл. 4, с. 52; диаграмма 4, с. 87; приложение 1) 6. Анкета «лесенка побуждений» (см. с. 54; диаграмма 5) 7. Анкета Л. Г. Лускановой «оценка уровня школьной мотивации» (см. с. 56; диаграмма 6) 8. Шкала Н. В. Кузьминой «отношение учеников к изучаемым предметам » (см. с. 57; шкала 1, с. 58; диаграмма 7) 9. Интервью с учителем (см. с 95; приложение 6) 10. Анкета для родителей (см. с. 60)11. Ответы родителей на вопросы анкеты в приложении 7 (см. с. 97) Был выявлен предмет с низкой мотивацией учения и низкой успеваемостью – русский язык Цель формирующего этапа: подобрать и апробировать систему заданий, направленных на формирование мотивации учения и обеспечивающих предупреждение неуспеваемости экспериментального класса Способы формирования положительной мотивацииСоздание атмосферы доброжелательности в классе (занятия-тренинги) (см. с. 98; приложение 8);Работа на уроке в группах;Использование на уроке ИКТ (см. с. 110; приложение 10); Создание проблемной ситуации на уроке (см. с. 116; приложение 11);Задания на карточках и в тестах (см. с. 122.; приложение 12);Использование физкультминуток и динамических пауз (см. с. 70);Уроки в нестандартной форме (урок-путешествие, -игра, -проект) (см. с. 102; приложения 9). На протяжении формирующего эксперимента было проведено более 20-ти уроков по русскому языку, в которые входили задания, направленные на формирование положительной мотивации учения младшего школьника. Цель контрольного этапа:выявить динамику изменения мотивации учения и успеваемости по русскому языку у младших школьников 1. Анализ классного журнала2. Результаты анализа успеваемости учащихся 2-го класса за 3-ю четверть по русскому языку на таблице 5 (см. с. 72)по русскому языку(СМ. С. 74){21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}БЫЛОСТАЛО3,24,0 Среднее значение успеваемости по русскому языку до и после эксперимента Результаты успеваемости Результаты успеваемостипо русскому языку во 2-й по русскому языку в 3-йчетверти четверти 3. Анкета Л. Г. Лускановой «оценка уровня школьной мотивации» (см. с. 75; диаграмма 12) БЫЛО СТАЛО 4. Шкала Н. В. Кузьминой «отношение учеников к изучаемым предметам » (см. с. 76; шкала 2) БЫЛО СТАЛО Во время формирующего этапа эксперимента была повышена мотивация учения, а следовательно и успеваемость младших школьников по русскому языку. Следовательно, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу: «если при проведении уроков в начальных классах систематически использовать методы формирования положительной мотивации учения младших школьников, то такая деятельность предупредит неуспеваемость»(см. с. 78) По данному исследованию была опубликована статья в сборнике по итогам мартовской конференции «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога». Итоги работы обсуждались на школьном и районном методическом объединении учителями начальных классов и получили одобрение.