Формирование положительной мотивации у младших школьников в ходе выполнения текстовых упражнений средствами субъективизации

Иванова А. В.
(МОУ «Гимназия № 19» г. Саранск).



Формирование положительной мотивации у младших школьников в ходе выполнения текстовых упражнений средствами субъективизации

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций. Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями.
Если говорить о желании учиться, то можно отметить, что это сложное многофакторное образование. В его составе психологи выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными отношениями учащегося с другими людьми. Познавательные мотивы в самом широком смысле это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.
Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная.
На уроках русского языка в начальных классах значительное место отводится текстам упражнений. В них ярко проявляется функциональная роль изучаемой языковой категории, точнее понимается ее своеобразие и назначение. Текст это образец правильной, красивой речи. Текстовые упражнения находят широкое применение в методике обучения средствами субъективизации.
Под субъективизацией понимается качественно новый уровень вовлеченности школьника в планирование и осуществление учебного процесса. В практическом плане это означает, что ученику передается часть функций учителя. Учащийся с той или иной долей самостоятельности, на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изучении нового учебного материала: формулирует определение новой языковой категории, орфографического или пунктуационного правила; предопределяет и озвучивает тему минутки чистописания, словарно-орфографической работы, составляет задания к выполняемым уроке упражнениям. Деятельность школьника с первых дней обучения становится предельно осознанной, активной, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств его интеллекта.
В соответствии с принципами данной методики во время работы с текстовыми упражнениями требуется соблюдение ряда условий.
Во-первых, тексты должны иметь воспитывающе-познавательный характер. Это позволяет воздействовать на нравственно-этические качества учащихся, совершенствовать их знания об окружающем мире, поддерживать интерес к русскому языку.
Во-вторых, текст обычно предъявляется детям в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Школьники на основе проведенного анализа предложенного учителем исходного материала (деформированного текста, незаконченного текста, текста с пропущенными в нем частями, предложениями или словами и т.д.) и дополнительной записи (таблицы, схемы, формулы, справки, специальных условных обозначений и т.д.) самостоятельно формулируют задание и восстанавливают или составляют текст.
В-третьих, работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме. Задания направляют действия учащихся, но не содержат конкретных указаний, способствуя тем самым углублению их языковой грамотности. От текста к тексту задания меняются и усложняются, стимулируя мыслительную деятельность школьников. Для выполнения многих из них требуется знание учебного материала: по синтаксису, морфемике, фонетике, орфографии, лексике и т.д. При этом существенно возрастает глубина и разноплановость проработки используемого в тексте языкового материала, развиваются важнейшие интеллектуальные качества и лингвистические знания, умения, навыки младших школьников.
Нередко школьники пишут в тетради не весь текст, только его часть. Но какую именно часть они определяют сами по указанным учителем ориентирам. Причем ориентиры носят неконкретный характер. Чаще всего задания связываются с изучаемой на уроке темой и в очередной раз отправляют учащихся в ситуацию напряженного, увлекательного поиска.

Рассмотрим варианты текстовых упражнений, которые могут быть использованы в IIIIV классах. Проследим тенденцию их постепенного усложнения. Оценим их возможный потенциал и коэффициент полезного действия. Как и в предыдущие годы (III классы), в этот период обучения широко применяются упражнения на восстановление в тексте слов одной и той же части речи с использованием справочного материала.
1.Например, при работе над темой «Глагол» школьникам может быть предложен следующий текст:
Букет цветов.
Жизнь цветка в букете коротка. Как ____________ цветам жизнь? Рекомендуется ___________ листья с нижней части стебля. У роз необходимо ___________ и шипы. Конец стебля цветка надо________ в воде. Воду для цветов желательно ___________ комнатной температуры. Можно________ в неё соль или сахар.
Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.

Задание 1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего урока. (Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы из справки.)
Задание 2. Расскажите об орфограмме в корне, которая преобладает в глаголах неопределенной формы. Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе? (цветам, воде.)
Задание 3. Назовите предложения с неполной грамматической основой.
Задание 4. Укажите самый короткий по составу глагол в неопределенной форме. (Брать.)
Таким образом, средства субъективизации в корне меняют специфику и результаты выполнения текстовых упражнений! Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех ее этапах, что способствует формированию положительной мотивации у младших школьников к процессу обучения. Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипов заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. Привлечение ученика к формулированию заданий, кроме развития важнейших интеллектуальных качеств увеличивает его статус в учебном процессе. Всё это, безусловно, в большой степени влияет на качество обучения русскому языку.