Презентация методического семинараФормирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников


Методический семинарМОУ Широковская ООШУчитель начальных классов: Солнышкина Е.М. Тема: Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников.«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». (Древняя китайская пословица ) Актуальность:В последние годы все чаще можно слышать, что у современных детей нет интереса к учению, нет потребности в знаниях. Понятно, что если обучающийся относится к получению знаний, к учению равнодушно, без интереса, не осознает потребности в знаниях, то успешного обучения и положительного результата не будет. Поэтому перед педагогами стоит задача сформировать у младшего школьника положительную мотивацию к учебной деятельности. Цель: Способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников.Задачи: -Изучить теоретические и методологические основы данной проблемы. - Изучить технологии формирования мотивации у учащихся начальных классов. - Использовать в практической деятельности.- Осуществлять мониторинг динамики мотивации. Значительный вклад в изучение мотивации как психического явления внесли отечественные ученые-психологи А.Н. Леонтьев , Б.И. Додонов , В.С. Магун , В.К. Вилюнас . С их точки зрения мотивация играет важную роль в становлении личности человека. Формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривались отечественными учеными в рамках психологической теории деятельности, согласно которой деятельность определяет сознание. В зарубежной психологии комплексное исследование мотивации проделано А. Маслоу . Школьная мотивация являлась одним из аспектов исследования в психолого-педагогических работах А.Н. Леонтьева , Л.И. Божович , В.И. Селиванова , А.И. Высоцкого , К.Н. Волкова , Н.В. Афанасьевой , Д. Г. Левитеса , Хайнца Хекхаузена, В.К. Вилюнаса, Н.Ф. Талызиной. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо»надо, чтобы каждый говорил себе:Я смогу!Я добьюсь! Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех. Формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Принципы:Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока; обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником; демократический стиль педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки; психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения: - дидактические игры и упражнения; личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; - внеклассные мероприятия по предметам; - творческие работы учащихся по разным предметам; - проведение предметных олимпиад; - использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.); интеграция обучения (проведение интегрированных уроков). Условия, при которых возникает и развивается интерес к учению, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности:1.Понимание нужности, важности , целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.2.Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью 5. Ситуация успеха Приёмы, которые помогают формировать положительную мотивацию у учащихся.Приём «Привлекательная цель» можно использовать на этапе целеполагания. Перед обучающимися ставится простой вопрос, в ходе ответа на который они выполняют учебное действие, которое планируется: «Что станет с нашей речью, если не будет предлогов?»При определении темы урока и его целей можно использовать приём «Прогнозирование». На этапе включения нового знания в общую систему знаний и повторения для работы в парах можно использовать прием «Оратор»: за одну минуту необходимо убедить соседа по парте в том, что данная (названная) тема ему просто необходима.На этом же этапе урока можно использовать прием «Автор», когда ученику предлагается стать автором учебника и объяснить своим одноклассникам необходимость изучения определенной темы.На этапе открытия новых знаний используется прием «Лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Учащиеся должны увидеть ошибку и «показать» ее условным знаком, интонацией, жестом и прочим (если этого допускает учитель). Сначала учитель показывает, как надо реагировать на ошибку, предупреждает о ней заранее, позже учащиеся смогут определять ошибки сами. Этот прием обостряет внимание учащихся, учитель же поощряет внимательность. На этапах повторения пройденного материала важно, чтобы обучающимся было интересно еще раз проработать изученный материал. Здесь можно использовать прием «Своя опора». Ученик самостоятельно составляет опорную схему или развёрнутый план ответа.На этапе самоконтроля и самооценки мотивацию обучающихся можно повысить, если использовать работу в парах. Например, один ученик в паре получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа (правильным могут быть один, два и три ответа). Ученик делает выбор и готовит объяснять партнеру, почему он выбрал тот или иной ответ. Далее пара обсуждает и принимает решение, а затем это решение представляется классу. В ходе этой работы каждый ученик из пары оценивает свой ответ. На этапе рефлексии можно использовать прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде тестовых заданий, кроссвордов. Затем одни ученики задают вопросы, другие на них отвечают. Помогает поддерживать интерес к учению и выполнение творческих заданий. Их можно предлагать на этапах первичного закрепления во внешней речи, рефлексии и подведения итогов. ...Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя и мотивации научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать… А.Б. Орлов Педагогический опыт представляла на МО учителей начальных классов (протокол №3 от 29.02.2016 г.)Методическую работу опубликовала на сайте: infourok.ru