Педагогическая статья Развитие речи через обогащение словарного запаса и грамматического строя речи


Развитие речи через обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Курс русского языка, входящий в учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы, имеет практическую направленность и ориентирован, по словам его автора М.С. Соловейчик, на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи по этой программе начинается с 1 класса и предусматривает наблюдение над стилистическим расслоением речи, различение деловой и картинной (изобразительной) речи. С этой целью школьники учатся словами рисовать картину, что вполне соотносится с разделами авторского пособия, упражнениями и заданиями, а также с представленными здесь дидактическими материалами. На этом этапе младшие школьники обучаются соблюдать правила поведения во время общения (слушать говорящего, не перебивая), замечать в речи новые слова, выбирать из предложенных слов наиболее уместные. Во 2 классе в числе речевых умений, которые должны быть сформированы у учащихся, названы следующие: создавать предложения, обдумывать предмет речи, отличать текст от группы предложений, создавать речевые произведения. В 3, 4 классах школьники учатся вежливо выражать свое отношение к мнению собеседника, оценивать речевое поведение, строить несложные тексты-рассуждения. РУССКИЙ ЯЗЫК (авт. М.С.Соловейчик) Концептуальными положениями курса являются:1. Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование у него уважения к языку и к себе как его носителю, а потому – сознательного отношения к своей речи.2. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.3. Направленность обучения на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.4. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля. 5. Становление грамотного письма направляется коммуникативным мотивом и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников желания безошибочно выражать мысли на русском языке. Для формирования орфографических умений и одновременно для психологической разгрузки учащихся (снятия страха перед ошибкой) предусмотрена система обучения особому способу письма – письму "с окошками". 6.В комплексе с учебником используется тетрадь-задачник – средство обучения, позволяющее не только совершенствовать отдельные умения школьников, закладывать основы их учебной самостоятельности, но и более экономно расходовать время и силы каждого ученика.7. Специальными средствами, обеспечивающими сочетание учебной деятельности с коммуникативной, являются: форма диалогового общения авторов учебника с ребенком; использование персонажей (дошкольника Антона и мальчика-иностранца, изучающего русский язык; применение заданий типа "Расскажи дома"; работа над сочинениями как обучение созданию текстов конкретных жанров (записок, писем, поздравлений, загадок, инструкций, дневниковых записей, рассказов о своей жизни и др.).8. Расширен диапазон используемого дидактического материала: он включает высказывания самих детей (удачные, несовершенные и даже с ошибками), выполняющие различные функции обучающего, развивающего и воспитательного характера. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (авт. О.В.Кубасова) Концептуальными положениями курса являются:1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.2. Развитие творческих способностей учащихся, чему способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.). Работе над развитием речи способствуют, например, задания и вопросы типа: «Выбери наиболее точный заголовок», «Какая из пословиц больше других подходит к тексту? Почему?», «Какая мудрая мысль высказана в этой сказке?», «В каких словах произведения выражена главная мысль?», «Чем похожи и чем различаются два последних рассказа? Герой какого рассказа тебе более симпатичен? Почему?». Формированию правильности чтения посвящены, например, упражнения: «Читай внимательно: МЫЛ - МИЛ-МАЛ -МЯЛ -МЕЛ»; «Читай сначала так, как пишем, потом - так, как говорим БАЛУґЮТСЯ- БАЛОВАґТЬСЯ «Читай внимательно: ГЛАЗАМИ - ГЛАЗКАМИ, КИНУЛА -КИВНУЛА Упражнения в орфоэпическом чтении.Прочитай не так, как написано, а так, как мы говорим.УЧЕНИЦА, САДИТЬСЯ, ЧТОБ, К ДОСКЕ, ПЕРО, МНОГО, ЧЕТЫРЕ, В КЛАССЕ, СИДИТСЯ.ОРЕЛ, ОВЕЧКА, КОГТИ, ПОДЖАРЕННОГО. СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА. «Редактирование». Например:Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.КТО ЛЮБИТ ПРУД – ТОГО И ЛЮДИ ЧТУТ.С ДЕТСТВА НЕ НАМУЧИШЬСЯ, ВСЮ ЖИЗНЬ НАУЧИШЬСЯ.У РАБОТЯЩЕГО В РУКАХ ТЕЛО СПОРИТСЯ.КТО МАХАТЬ НЕ ЛЕНИТСЯ, У ТОГО И ХЛЕБ РОДИТСЯ. Работа над олицетворением «Какими словами поэт как бы оживляет цветы, придает им человеческие черты? Зачем это понадобилось автору?» (А. К. Толстой «Колокольчики мои...»).«Перечитай стихотворение, найди слова, которые помогают “оживить“, очеловечить образы черемухи и ручья, делают их для нас ближе и роднее» (С. Есенин «Черемуха»).«Какие слова помогают представить ветер как живое существо?» (М. Исаковский «Ветер»). Работа над рифмой.После чтения сказки Б. Шергина «Рифмы» предлагается за-дание:«Поиграй в рифмы.» Напротив каждого слова напиши другие слова, в рифму. Соревнуйся с друзьями, кто больше придумает рифм.дочка –книжка –кошка – вода –и т. д.» Наблюдение над эпитетами.«Как поэт называет черемуху?Как можно сказать по-другому?А как все-таки лучше: душистая или пахучая, с приятным запахом?.. Какое слово помогает тебе острее ощутить запах черемухи?» Работа над сравнениями.«Почему стихотворение “Кактус“ поэт закончил словами о еже? Что общего у кактуса и ежа?» (Р. Сеф «Кактус»).«Посмотри вокруг. Определи, что на что похоже? Соревнуйся с друзьями, кто найдет больше пар предметов, похожих друг на друга» (Р. Сеф «На свете все на все похоже...»).«Что пишет поэт о ветвях черемухи? Помогает ли сравнение лучше увидеть красоту цветущей черемухи?» (С. Есенин «Черемуха»). Чтению по догадке обучаем с помощью таких упражнений:Закончи:ДЕНЬ РОЖД.....ДВА ВНУКА, СТАРШИЙ И МЛАДШИЙ, РЕШИЛИ СДЕЛАТЬ БАБУШКЕ В ДЕНЬ ЕЕ РОЖДЕНИЯ........ВЗЯЛИ НА-КОП-ЛЕН-НЫЕ ИМИ ДЕНЬГИ И ОТ-ПРА-ВИ-ЛИСЬ В ........НАДО КУПИТЬ ТАКУЮ ВЕЩЬ, ЧТОБЫ БАБУШКА ОБРА........ «Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.1) Ты пойдешь сегодня в театр?2) Ты пойдешь сегодня в театр? (О чем спрашивается в этом предложении?)3) Ты пойдешь сегодня в театр? (О чем спрашивается теперь?)4) Ты пойдешь сегодня в театр? (Что хочет узнать тот, кто спрашивает, выделяя голосом слова «в театр»?)Заметь: от того, какое слово выделяется голосом, зависит смысл сказанного». Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствуют активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его "присутствию" в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.