Консультация для воспитателей. Презентация Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста.


Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Задачи формирования грамматически правильной речи детей.Исправление грамматических ошибок в речи детей.Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложенийПредупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий( начиная с младшей группы). Примеры грамматических ошибок в речи детей.Неправильное окончание существительных множественного числа в родительном падеже:Младший возраст: добавляют окончание «- ов» (матрёшков, варежков и т.д.);Старший возраст: такие ошибки сохраняются в основном в некоторых словах.Неправильное образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: гусята, жеребята, львята, ягнята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.Неправильное употребление несклоняемых имён существительных:пальто, кофе, какао, пюре, пианино, кино, радио, желе, шоссе.Неправильное определение рода существительных, особенно среднего рода: печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо. Неправильное ударение при склонении существительных:а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петли, туфли, ясли, торт;б) подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк – волка – волки – волков; доска – доски – доску – досок и др.;в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.Образование сравнительной степени прилагательных:а) простым способом при помощи суффиксов –ее (- ей), -е, особенно с чередованием согласных: высокий – выше, длинный – длиннее, дорогой – дороже, жидкий – жиже, звонкий – звонче, простой – проще, резкий – резче, сладкий – слаще, сухой – суше, тугой – туже;б) при помощи других корней: хороший – лучше, плохой – хуже. Причины грамматических ошибок у дошкольников.Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка (состояние нервных процессов, развитие внимания, памяти, мышления);Трудности овладения грамматическим строем языка;Состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия;Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём словаря;Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых: воспитатели, персонал детского сада, родственники детей);Недостаточное внимание к детской речи (педагогический контроль за правильностью речи ребёнка). Пути формирования грамматически правильной речи у детей.Создание благоприятной языковой среды;Специальное обучение;Практика речевого общения;Исправление грамматических ошибок. Методы и приёмы формирования грамматически правильной речиМетоды:дидактические игры;игры-драматизации;словесные упражнения;рассматривание картин;пересказ коротких рассказов и сказок.Приёмы:образец;объяснение;сравнение двух форм;повторение;создание проблемной ситуации;подсказ нужной формы;вопросы подсказывающего и оценочного характера.Образец – является основным приёмом на занятиях. Правила исправления грамматических ошибок. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отстроченное во времени С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», - подтверждает воспитатель. Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможно разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родит. падеж множ. числа - матрешек, ботинок, варежек). В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;Ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки.  Примеры игр и упражнений по морфологии:«Чего (кого) не стало?», «Угадай, где я был?», «Один – много», «Много чего?», «Продолжи предложение», Назови ласково», «1-2-5», «Подбери пару», «Что делают?», «Кто как кричит?», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Что где лежит?», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Варим компот»;«Исправь ошибку», «Собери предложение».