Конспект урока физики в 9 классе Обобщение по теме Механические колебания

Физика 9 класс.
Тема урока: Обобщение по теме «Механические колебания».
Цели урока:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Механические колебания»; совершенствовать умения работать с физическими понятиями, формулами; формировать умения решать задачи по теме;
2) способствовать развитию познавательной активности; учебно-интеллектуальных умений; формировать навыки самоконтроля и самооценки;
3) формировать интерес к физическим явлениям, происходящим вокруг и уметь применять знания, полученные на уроке, в повседневной жизни.
Оборудование:
1) мультимедиапроектор
2) штатив
3) шарик на нити
4) секундомер
5) часы.
У учеников на парте (на каждого):
1) рабочая карта урока
2) карточка с тестом
3) набор карточек с обозначениями физических величин
4) карточка с графической задачей
5) лист с кругом продуктивности.
На доске.
- Обобщение по теме «Механические колебания».
- Дата.
- Домашнее задание: §30, привести примеры резонанса.
- Критерии оценок.
Задача Тест Формулы
нет ошибок – «5» пять плюсов – «5» четыре формулы – «5»
одна ошибка – «4» четыре плюса – «4» три формулы – «4»
две ошибки – «3» три плюса – «3» две формулы – «3»
- Круг продуктивности.
Эпиграф: «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Б.Пастернак.
Ход урока.
1) Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Я рада видеть вас.
Я очень надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание и продуктивность нашего урока!
2) Вступление. (мотивационный момент)
14 или 15 лет назад каждый из вас узнал, что такое колебания и волны, впервые закричав, появившись на свет.
Что запало в душу за эти годы?
Рассветы, закаты, пламя свечи, удар грома или блеск молнии?
А может быть великолепная музыка и краски? А кого-то задела и насторожила кардиограмма сердца вашего самого близкого человека?
И вновь мы говорим о том, что колебания повсюду.
«Неисчерпаемое в привычном».
3) Цели и задачи урока.
Итак, на уроке мы будем говорить о механических колебаниях. Вспомним основные понятия, величины, формулы их связывающие. Постараемся применить при решении задач. (запись темы урока в тетради)
Посмотрите внимательно на свой рабочий стол. У вас у каждого имеется рабочая карта. Возьмите ее, пожалуйста. На этой карте вы видите все этапы урока, их продолжительность и способ оценки (самооценка, взаимооценка). Запишите свою фамилию и имя.
4) Тест.
Итак, проведем тест. С помощью него оцените, на сколько хорошо вы знаете основные понятия, величины, характеризующие механические колебания.
Возьмите, пожалуйста, карту с тестом. Вы видите, что он состоит из пяти вопросов. Свою работу будете оценивать сами.
Пять плюсов – «5».
Четыре плюса – «4».
Три плюса – «3».
И запишите эту оценку в карту урока.
На эту работу 3 минуты.
Т
·ест.
1. Механические колебания – это
1) движение, при котором траектория движения тела повторяется через одинаковые промежутки времени
2) вид равномерного механического движения, которое повторяется.
2. Период колебаний – это
1) время колебаний
2) промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание.
3. Амплитуда колебаний – это
1) наибольшее (по модулю) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия
2) отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.
4. Частота колебаний – это
1) число полных колебаний
2) число колебаний в единицу времени.
5. Какой пример колебательного движения приведен ошибочно?
1) Покачивание веток деревьев на ветру.
2) Взлет ракеты.
Читаю вопрос, а дети говорят ответ. Правильный ответ на слайде.
Кто справился на «5» (молодцы), «4», «3» (в чем была ошибка).
В рабочую карту поставьте оценку.
5) Этап «Формулы».
Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на рабочую карту. Какой следующий этап? (ответы)
Итак, формулы.
Перед вами набор карточек с обозначением физических величин. Я хочу, чтобы вы правильно выбрали физическую величину и правильно составили формулу по теме. Каждый работает индивидуально. На этом этапе вы оцениваете друг друга.
Четыре формулы – «5».
Три формулы – «4».
Две формулы – «3».
T=13 EMBED Equation.3 1415; T=13 EMBED Equation.3 1415;
·=13 EMBED Equation.3 1415;
·=13 EMBED Equation.3 1415
Запись формул в тетрадь.
На это три минуты.
Проверка и оценка работы.
6) Решение задач.
Обращаемся к рабочей карте. Следующий этап.
Задачи разделим на экспериментальную и графическую.
№1 Экспериментальная задача.
Вашему вниманию представлен нитяной маятник. Необходимо определить его период, если число колебаний равно 5.
Ваши действия? (ответы детей)
Какой из формул будем пользоваться?
Запись в тетради решения задачи.
№2 Ребята, возьмите карточку с графиком. Внимательно прочитайте содержание задачи. Эту задачу решаете самостоятельно.
У кого будут затруднения, поднимите руку, я подойду.
Проверка работы.
Оценка: нет ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3».
У кого «5», «4», «3»?
7) Домашнее задание.
§30, примеры резонанса из жизни, запись в тетради.
8) Итог урока.
Ребята посмотрите на свои рабочие карты. Что мы сегодня сделали на уроке?
А сейчас подведем итоги урока. Возьмите, пожалуйста, лист с изображением круга (показываю).
Радиусы этого круга называются так же, как и этапы на рабочей карте (показываю).
Перенесите ваши оценки на круг следующим образом(показываю).
Соедините эти точки и заштрихуйте треугольник (показываю).
Чем больше треугольник получился у вас, тем продуктивнее вы были на уроке.
Урок окончен.