План-конспект урока по сольфеджио на тему Обращения интервалов

План открытого урока преподавателя МБУ ДО «ДШИ р.п. Средний»
Спешиловой О. В. с учащимися 2 класса фортепианного отделения

Тема урока: Обращение интервалов.
Цель урока: Сделать открытый урок «открытием для учащихся».
Задачи урока:
- развитие структурно-логического мышления учащихся, способного
привести их к открытию новых элементов- интервалов и их обращений.
- развитие четкого осознания, слышания, пения и игры на инструменте
интервалов и их обращений.
- воспитание навыков зрительного анализа музыки.
Методы работы:
- метод проблемного обучения, способствующий активизации логического
и творческого мышления учащихся
- метод наглядного обучения, способствующий формированию слуховых
представлений учащихся с помощью наглядных пособий
- словесный и диалоговый методы предполагают активную коммуникацию
учащихся и педагога
- игровой метод предполагает активное участие учащихся в творческом
процессе урока
- поисковый метод, связанный с самостоятельным открытием учащимися
музыкальных законов

Ход урока:
Рассказ о Пифагоре и о его учении об интервале
Музыкально-игровой спектакль – песенки про интервалы
Построение простых интервалов от звука
Слуховой анализ.
Страна «зазеркалье»- обращение интервалов.
Диктант.
Подведение итогов. Домашнее задание.

Содержание урока:
Не допускай ленивого сна
Пифагор.

Познакомить учащихся с учением Пифагора об интервалах. «Знаете ли вы кто такой Пифагор? Великий математик, благодаря которому мы с успехом пользуемся таблицей умножения . В старших классах на уроках геометрии вы будете изучать теорему Пифагора . Гармонические числа- интервалы- были найдены тоже им. Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что такая музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь разгадать любую тайну. Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как удары молотов создают вполне определенное созвучие, и после этого занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами. С помощью чаши с водой и однострунной арфы он изучил взаимосвязь между уровнем воды и длиной струны и обнаружил, что половина длины струны поднимает ноту на одну октаву вверх. Восемь звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до древнейшая музыкальная гамма.»

Прослушать песенки про интервалы(автор Кайкова С.А.) подготовленные учениками 4-го класса.



Построить все интервалы от звука у доски.
Слуховой анализ интервалов: м3, ч8, б2, м2, ч4, м3 , ч5, б3, ч4.
Предложить ученикам поучаствовать в игре « Зазеркалье».
Сделать обращения интервалов и соединить их пары
Разучить попевку (Н. Федотова «Учимся играя»пр.27):




Диктант: (Г.Ф. Калинина № 110)
-определить тональность
-определить движение мелодии: восходящее, нисходящее, поступенное, скачками, по звукам трезвучия.

7. Подвести итоги урока: Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:
Выписать интервалы из диктанта, сделать их обращения.
Выполнить задания в рабочей тетради (Первозванская урок 28.)














15