Изучение интервалов на уроке сольфеджио.


Открытый урок по «Сольфеджио» 2 класс (8 лет обучения, ФГТ).
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МАОУ ДОД «ДМШ №3» г. Иркутска Коханая Анна Игоревна.
Дата проведения:18.05.2015 г.
Тема «Формы работы над интервалами на уроке сольфеджио».
Цели урока.
Образовательные:
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление интервалов;
- сформировать умение и навыки в освоении интервалов;
Развивающие:
- развить интерес к интервалам через творческое самовыражение.
- развить наглядно-образное, аналитическое мышление;
- развить умение применять полученные знания при использовании новых форм работы.
Воспитательные:
- воспитать в детях эстетических вкус, стремление к творчеству;
- воспитать эмоциональную отзывчивость, организованность, активность, самостоятельность;
- воспитать умение работать в команде.
Задачи:
- Обобщить и закрепить знания учащихся об интервалах;
- Систематизировать вокально-слуховые навыки;
- Провести контроль полученными знаниями, умениями, навыками.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации занятия: групповая и индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение: фортепиано, парты, стулья, доска с нотным станом.
Применение педагогических технологий.
Технология проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации вопросами учителя: «Что такое интервал?», «Где слышали данное понятие?», «Какое значение интервалы имеют в музыке?». Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.
Технология личностно-ориентированного обучения
На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение своих уникальных мелодий в процессе импровизации и т. д.). Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.
Технология формирования мотивации или игровая технология.
Включение в учебный процесс игровых и соревновательных моментов повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).
Здоровьесберегающая технология.
На уроке важно создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка является – средством релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Урок не должен приводить к утомляемости, учебный труд имеет четкую организацию, и строиться смене видов деятельности. К учащимся используется индивидуальный подход с учетом личностных возможностей.
Структура занятия:
1.1. Приветствие. Вступительная часть. 5 мин.
2.1. Вокально-интонационные упражнения. 5 мин.
2.2. Чтение с листа. 9 мин.
2.3. Творческое задание. 7 мин.
2.4. Слуховой анализ. 5 мин.
2.5. Письменная работа. Кроссворд. 8 мин
3.1. Подведение итогов. 3 мин.
3.2. Домашнее задание. 3 мин.
Ход урока.
1.1. Приветствие. Вступительная часть. Обсуждение понятия «интервал» как временного промежутка, расстояния, определение интервала как музыкального термина. Виды интервалов (широкие-узкие, большие-малые) и их классификация (диссонанс-консонанс). Дети высказываются свои мысли, рассуждают, отвечая на вопросы. (5 мин.)
2.1. Вокально-интонационные упражнения. Исполнение группой песни «Интервалы» из учебника «Сольфеджио» Ж. Металлиди, А.Перцовской. При помощи песни повторяем название интервалов, пропеваев простые интервалы в восходящем и нисходящем движении. (2 мин.)
Обращаем внимание на отдельно взятые интервалы, используя интервальные попевки «Секунда», «Терция» О. Камозиной из учебника «Неправильное сольфеджио» и В. Романенко «Кварта», «Квинта». Задание выполняется группой. (3 мин.)
2.2. Чтение с листа. Глядя на интервальную последовательность, записанную на доске, повторяем написание интервалов. (2 мин.)
Следующие задание выполняется возле инструмента. Ученики подходят к фортепиано.
Пение песен-прибауток с использованием интервальной цифровки. После объяснения задания, проговариваем ритмизированный текст «Прибауток» тактируя одной рукой. Когда текст успешно усвоен, глядя в нотную запись, восстанавливаем мелодическую линию по интервальной цифровке. Закрепляем упражнение при помощи русской народной песни «Зима». (7 мин)
2.3. Творческое задание. Импровизация на инструменте на основе художественно-изобразительной композиции «Тоновые облака» Т.Боровик. Ученики, глядя на изображение, повторяют контуры рисунка, используя большие секунды (тоны). Обсуждаем получившиеся композиции учащихся, проводим анализ и даём им оценку. (7 мин.)
Ученики возвращаются на места.
2.4. Слуховой анализ. Определение интервалов на слух – проводится индивидуальный опрос учащихся, дети дают ответы на вопросы о широте звучания, окраске прозвучавших созвучий, напряженности (диссонанс, консонанс), называют интервалы. (5 мин.)
2.5. Письменная работа. Кроссворд. Далее объясняется классификация четных-нечетных интервалов, находящихся на разных и одинаковых позициях нотного стана соответственно. После обсуждения нового материала, ученики приходят к выводу, что данная система способствует быстрому узнаванию интервалов в графическом виде. Предлагается применить эти знания на практике. (3 мин.)
Следующее задание построено на соревновательном моменте. Ученики объединяются в группы по 3 человека. Каждой группе выдаётся лист с письменными заданиями:
-подписать интервалы;
-вписать полученные ответы в бланк кроссворда;
-отгадать ключевое слово.
После выполнения задания идёт обсуждение результатов, дети дают объяснение получившимся ключевым словам (обращение, вершина, основание). (5 мин.)
3.1. Подведение итогов.
Выводы о значении интервалов в музыке, их влиянии на эмоциональный фон произведения, связь с характером музыки. Оценка знаний учащихся. (3 мин)
3.2. Домашнее задание.
Запись и объяснение домашнего задания. (3 мин).
Нотный материал:
Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. – М.: Классика-XXI, 2006
Камозина О. Неправильное сольфеджио. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио 2 класс. – Спб.: Композитор, 2013. - С. 37-39
Романенко В. «Интервалы». – Иркутск.
Русские народные песни «Прибаутки», «Зима».