Конспект по междисциплинарному курсу Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии для студентов IV курса СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предмет: «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»
Раздел V: Нарушения темпо-ритмической организации речи
Преподаватель: Морозова О.М
Группа: 41


2014г
Тема: Роль воспитателя в устранении заикания у детей дошкольного возраста
Тема 2.5.Методики воспитания и обучения детей с нарушениями речи
Практическое занятие №3
Тип занятия: комбинированный
Задачи:
1) Закрепить знание этиологии, классификации и возрастных особенностей детей с заиканием. Продолжать учить осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Учить планировать, организовывать и проводить индивидуальную работу с детьми с заиканием в течение дня; вести документацию, обеспечивающую взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.
2) Развивать способность анализировать процесс и результаты организации индивидуальной коррекционной работы с детьми с ОНР; способность оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Формировать профессиональную речь, позволяющую свободно использовать терминологию логопедии в практической.
3) Воспитывать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Средства обучения: ТСО (компьютер, проектор, видеомагнитофон, магнитола, мобильный класс); дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, аудиокассеты, видеофильмы, презентация в программе Power Point, рабочие тетради, учебники, сборники игр и упражнений для развития речи и др.).
Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяВременной отрезок
Организационный этап - *Посмотрите на слайд. На нем вы видите знаменитых персоналий известных в различных областях общественной жизни. Скажите, что их всех объединяет?
- Верно - все эти знаменитости заикались. Аналитическая деятельность 15с
Основной этап:
-сообщение темы;
- И мы с вами, сегодня, продолжаем изучение речевого нарушения называемого во всем мире «заикание». *И у нас видеописьмо. Внимание на экран. Анализ видеообращения10с+2,5м
- Таким образом, можно считать, что нам поступил социальный заказ. Ответить на актуальный, в практике коррекционной педагогики, вопрос. Он и будет являться темой нашего урока. * Записывают тему занятия 30с
-определение задач - Сначала давайте определимся, что необходимо воспитателю, чтобы быть компетентным в работе с заикающимися детьми?
-Итак:
-Иметь представление о том, что такое заикание;
-Как заикание проявляется;
-Какие основные направления коррекционно-педагогического воздействия существуют в работе с заикающимися дошкольниками;
-Характер распределения деятельности между логопедом и воспитателем.
-Это и будут основные направления нашей сегодняшней работы.* 40с
-актуализация знаний; -За четыре предыдущих урока мы познакомились с теоретическими основами заикания, поэтому я предлагаю вам систематизировать представления об этом нарушении концентрированно – графическим способом, через кластер.*
Предлагаю работать на интерактивной доске по цепочке.@
-Таким образом, какой можно сделать общий вывод о заикании?
*-А можно воспользоваться выводом о заикании МКБ №10. Работают на интерактивной доске 20с+5м+20с
- Дети с заиканием принимаются в специализированные логопедические группы. Но чтобы быть направленными в такие группы дефект должен быть выявлен. В связи с этим обстоятельством, вопрос: «Какова роль воспитателя в выявлении заикания у дошкольников?
-Предлагаю вам, работая в парах, увидеть в краткой психолого-педагогической характеристике признаки заикания – 1 минута.
-Таким образом, какие мы можем выделить основные признаки заикания.* 40с+1м+10с
-усвоение новых знаний *-При реабилитации заикающихся преследуется основная цель- выработка беззаикливой речи, при этом применяется комплексный подход, что предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию, воспитателя.
Достижение устойчивой плавной речи у заикающихся возможно благодаря решению трех основных задач:*
- Формирование навыка плавной речи.
- Воспитание личности заикающегося.
- Профилактика рецидивов заикания.
Решение первой задачи связано с применением целого ряда логопедических технологий:
1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.
2. Регуляция эмоционального состояния.
3. Развитие координации и ритмизации движений.
4. Формирование речевого дыхания.
5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
6. Развитие просодической стороны речи.
7. Развитие планирующей функции речи.
Решение второй задачи связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения к себе, к своему речевому дефекту и формирование социальной активности. Это осуществляется с помощью психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок и логопедических занятий.
-Система коррекционной работы делится на периоды.* На подготовительном создается охранительный режим и демонстрируется плавная залигованная речь. На втором формируется навык плавной речи. На третьем закрепляются навыки беззаикливой речи в различных речевых ситуациях. 2м
Одним из условий успешного преодоления речевого дефекта у детей является тесное взаимодействие в коррекционном процессе логопеда и воспитателя.
Отличительной особенностью работы воспитателя в логопедической группе для детей с заиканием является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Основной из них является закрепление навыков беззаикливой речи во всех режимных процессах и видах детской деятельности. Учитывая последовательность этапов по коррекции речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает доступный детям речевой материал.
От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с заиканием.
Воспитатель принимает участие на всех этапах работы, при решении всех коррекционных задач при руководящей роли логопеда. Этим, прежде всего, отличается роль воспитателя логопедической группы от общеобразовательной.
-И, в качестве P.S. видеописьма еще один фрагмент. Внимание на экран.* 1,5м+2,45м=4м15с
2м35с
ИТОГО:18-20м
-практическая работа (деловая игра) -Через 2 недели вам придется очутится на планете «Детство» в роли воспитателей. Вам предстоит наиграться вдоволь. Так почему же не начать сейчас, и узнать, в чем заключается роль воспитателя в формировании плавной беззаикливой речи, в виде игры.
Игра называется «В поисках сокровищ». 20с
-В одном нереальном мире существовало королевство Беззаикливой речи. Жители королевства были ограждены от появления заикания волшебными артефактами. Но, как водится, некий злодей выкрал артефакты и спрятал их в разных уголках королевства. И плавная речь жителей оказалась под угрозой.
Кому как не нам: умным, пытливым и энергичным помочь восстановить речевое равновесие.
Для этого нам надо разбиться экспедиционные группы. В каждой группе будет три члена экспедиции, каждый будет выполнять свою миссию:
«искатель» - должен хорошо ориентироваться на местности (в нашем случае персональном компьютере). Он должен искать артефакты (ответы на вопросы);
«копатель» - должен быстро читать следы артефактов (текст) и очищать его от лишнего (формулировать точный и краткий ответ);
«огласитель» - должен четко, внятно и понятно представить артефакт (ответить на вопрос).
Чтобы добиться хорошего, быстрого результата в команде должна быть взаимопомощь.
У каждой группы будет часть карты. И лишь когда все уголки королевства будут исследованы, королевство вновь окрасится в радостные цвета.
Итак, в путь! На поиски 10 минут.
1,5м+10м
ИТОГО:32м
-проверка изученного материала -Время вышло! Будем следовать за стрелками, указанными на карте:
Первая часть карты!
Какой общий вывод можно сделать?
Вторая часть карты!
Какой делаем вывод? и.т.д. 6 групп
-Итак, собранные артефакты позволили нам вернуть радость речевого общения жителям королевства, которое по праву снова стало называться королевством Беззаикливой речи.
-А что же приобрели мы – искатели сокровищ!?
-Нам все же достались сокровища. И это – знания, которые, присоединяясь к словам Фуллера, я желаю вам успешно применить на преддипломной практике уже через две недели. 35м
-закрепление новых знаний -А пока приготовьтесь к тому, чтобы определить ценность приобретенных вами сокровищ, т.е. к проверке знаний:
-Работая на интерактивной доске, распределите задачи коррекционной работы в три группы;
По тому же принципу распределите содержание коррекционной работы относительно периода;
В зависимости от этапов работы постепенно усложняются этапы планирующей функции речи. На доске они расположены в усложняющемся порядке. Посмотрите внимательно, и если есть ошибки, исправьте их. 6м
ИТОГО:73м
Итог:-Итак, сделаем краткий обобщенный вывод: «Какова роль воспитателя в устранении заикания у дошкольников»?!Воспитатель, при ведущей роли логопеда, активно принимает участие в работе по устранению заикания на всех этапах коррекционного воздействия и закрепляет приобретенные навыки в различных формах работы и видах детской деятельности.