Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и пение « для учащихся со сложной структурой дефекта 1-10 классов

ГБОУ СКОШИ № 7 VIII вида


«Согласовано»
Председатель МО
_________
Протокол № ___ от
«____»________20 ____ г.
«Принята»
На педагогическом совете

Протокол № __ «27__»августа 2014 г.
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СКОШИ №7
__________

«_30__»_августа_20_14_





Рабочая программа
По учебному предмету « Музыка и пение »
для учащихся со сложной структурой дефекта



Разработана на основе программ :
1. Государственных специальных (коррекционных) Общеобразовательных Учреждений VIII вида авторов Бгажноковой И.М. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» («Музыкальноритмические занятия» ) ,
2.Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР «Программы обучения глубоко у/о детей» ( глава « Пение и ритмика»)






Составитель:
Сторожук Л.А.
Учитель гуманитарного цикла
первая квалификационная категория




Для учащихся 2, 4, 7, 10 классов 2014-2015 учебного года.




Москва , 2014




Пение и музыка

Пояснительная записка

В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей.
Это система должна обеспечить ребенку доступ к такой приятной и развивающей сфере жизни как музыка. Музыка показывает, на сколько разнообразны возможности обучения и развития. Она может показывать влияние на восприятие поведения, речь, двигательные функции, успокоить, снять напряжение, закрепощенность, поддержать, организовать, объединить с другими людьми. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания детей, учит воспринимать и понимать прекрасное, замечать хорошее, творчески самостоятельно действовать, является средством активизации умственных способностей поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности.
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей со сложной структурой развития. Система построения и проведения музыкальных занятий является одним из видов коррекционной работы.
Цели обучения:
Освоение элементарных форм восприятия музыки.
Осознанное прослушивание музыки.
Ознакомление с основными элементами музыки.
Ознакомление с музыкальными инструментами.
Осознавание мыслей и чувств.
Подбор музыкального сопровождения к ситуациям.
Подбор аккомпонимента для мелодий и песен.
Обучению пению.
Преодоление речевых нарушений путем развития воспитания и коррекции в сочетании со словом и музыкой.
Для успешного решения задач музыкального воспитания учитель должен познакомиться вначале учебного года с состоянием речи глубоко умственно отсталых детей. Это помогает на уроках в процессе фронтальной работы учитывать индивидуальные способности детей, а также подбирать песенный и речевой материал. Нельзя забывать об эмоционально-волевой сфере учащихся. Несмотря на группой характер занятий, как отдельные части, так и весь урок в целом должен строиться по принципу приведения ребенка в состояние гармоничной уравновешенности, т.е. к каждому ученику в зависимости от его личностных и физиологических особенностях подбирается индивидуальный подход.
Задачи музыкального воспитания:
Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомить с разнообразными произведениями.
Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, в муз. – ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах.
Оказывать влияние на всесторонние развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности.
Развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности.
Коррекционные задачи:
Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляция процессов возбуждения и торможения.
Укрепление и тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации в движении.
Коррекция ряда речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончания слова.
Коррекционные задачи должны органично сочетаться. Построение урока должно быть таким, чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в учебном процессе: выполнять движение телом в такт музыки, участвовать в музыкальных играх, хороводах, придумывать движение, петь совместно с педагогом, классом, сольно, музицировать на музыкальных инструментах.
В усовершенствовании, удачном сочетании и эффективном использовании в коррекционном обучении и воспитании на уроках используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.
Для стимулирования музыкальной активности детей применяется практический метод (игры на детских музыкальных инструментах, слушание, ритмические упражнения с использованием ударно-шумовых инструментов).
Применение комплексно-игрового метода на уроках музыки и пения наиболее целесообразно. Умело подобранные упражнения, игра, песенный материал обеспечивает более легкое понимание и запоминание учебного материала. Развивает познавательный интерес, разряжает обстановку и поддерживает интерес детей к учебе.
Учащиеся должны находится под постоянным контролем учителя, который следит за их эмоциональным состоянием. Если ученик устал, в первую очередь следует позаботиться о снятии усталости. С этой целью на уроке используется музыкально-двигательные упражнения, музыкальные зарядки, физ. минутки.
В качестве спокойного метода работы можно использовать элементы рисования, где учащиеся с помощью символов, цвета изображают настроение музыки, содержание текста песен, музыкальные инструменты.
Программа по пению и музыки включает в себя следующие разделы:
«пение», «слушание музыки», «музыкально-ритмическая деятельность».
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Музыка и слова вырабатывают чувства организованности. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата, что является лучшей формой дыхательной гимнастики.
В пении должны участвовать все учащиеся. Во время занятий дети сидят или стоят напротив учителя. Такое положение позволяет хорошо видеть педагога, выполнять упражнения двигаться, пропевать и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Основой уроков музыки является хоровое пение. Очень важно подбирать соответствующий игровой материал, который должен быть доступен для пения и восприятия глубоко умственно отсталыми детьми. Мелодия и текст должны быть простыми, а содержание текста должны быть ясным, конкретным, с незначительным объемом слов. Репертуар должен соответствовать возрасту и особенностям речевого развития детей со сложной структурой развития. Учащимся, которым трудно воспроизвести всю песню, овладевают пением отдельных ее частей.
Большую роль на уроках пения играют вокальные упражнения, «распевания» на попевках и легких песнях, в старшем возрасте – отдельные музыкальные фразы знакомых песен. Программой предусмотрено пение, как в сопровождении музыкального инструмента, так и без него. Во время пения следует научить детей держать корпус и голову прямо, руки опущенными (если ученики поют стоя), или положить их на колени (при пении сидя).
Программа каждого класса предусматривает постоянную работу:
1. Над четким произношением и пропеванием текста, логоритмические упражнения на гласные звуки, сочетание гласных и согласных звуков, применением артикуляционной гимнастики, речевых, дыхательных упражнений, на уточнение произношения простых звуков в песнях, стихах, рифмовках, чистоговорках.
2. Работу над смысловым содержанием песни, которая позволяет по возможности не только выразительно исполнять песню, узнавать, но и понимать ее содержание.
В содержании каждого урока входит слушание музыки, способствующее расширению у детей представлению о музыкальных произведениях. Учащиеся слушают и эмоционально реагируют на музыку различного характера (в младших классах двигаются под музыку, реагируют, узнают и слушают мелодии. В старших классах с помощью учителя объясняют услышанное, определяют музыкальные жанры, выбирают музыку по вкусу). Дети учатся воспринимать различные темпы, динамические оттенки, высоту звуков. Как художественное слово или картина, музыка становится болеем доступным средством выражения чувств, настроений, развивает и повышает музыкальную восприимчивость, эмоциональность. Для слушания и исполнения берутся высокохудожественные, мелодичные произведения, с яркой мелодией, ясной формой, богатой гармонией, что способствует общепедагогическому влиянию на различные болезненные отклонения в психофизической сфере глубоко умственно отсталого ребенка. (Т.е. помогает установить равновесие в деятельности нервной системы учащихся: умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, отрегулировать неправильные и лишние движения).
В программу включены музыкально-двигательные упражнения: пение песен, хороводов, музыкальных игр с элементами движений; игра на простых музыкальных инструментах. Ритм – наиболее физический элемент музыки. Музыка и движение – основные средства формирования двигательных навыков ритмической тренировки. Организация специальных музыкально-двигательных заданий и упражнений способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами интеллекта и речи, содействует устранению речевого двигательных нарушений и, в конечном итоге, в социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта. Музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения: улучшает выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движения музыкой придает энергию и мягкость, большой размах и сдержанность, содействует их свободе и непринужденности.
К прослушиваемым произведениям, особенно к танцам и маршам составляются ритмические аккомпанементы: щелчки пальцев, топание, удары руками по бедрам, хлопки, отстукивание ритма. Цель ритмических аккомпанементов – выявление основного характера произведения, совершенствования двигательной координации. Использование игры на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых) отводится особая роль, поскольку они вовлекают учащегося в сферу музыки, помогают развить его творческие способности, знакомят с одеяльными элементами музыкальной грамоты.
Умело подобранные упражнение развивают эмоционально-волевую сферу у учащихся, где они ставятся в такие условия, когда должны проявлять активность, инициативу, находчивость, развивают познавательный интерес, воспитывают правильное отношение к окружающему миру, расширяют представление о музыкие, окружающих его звуках, помогают ребенку раскрыться навстречу музыкальным ощущениям и оценить значение музыки как обогащающего фактора.
Таким образом, вся система музыкально-ритмических средств варьируется в зависимости от физических нарушений, состояния двигательной сферы учащихся, от коррекционных задач каждого этапа музыкально-педагогической работы, целей и задач на уроках. Использование всего многообразия методов и приемов в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации детей с глубоким нарушением интеллекта.
Уроки музыки в классах проводятся по 1 часу в неделю .
В год 34 часа.

К программе приложены пояснительная записка и годовое –тематическое планирование для 2, 4, 7, 10 классов 2014-2015 учебного года.


2 КЛАСС


Пение

Закреплять навыки певческой установки, учить петь звонким голосом, правильно дышать не поднимая плечи. Учить сохранять указанный темп песен, точнее выполнять ритмический рисунок, по возможности передавать правильно мелодию. Учить петь плавно , без скандирования, развивать подвижность артикуляционного аппарата в упражнениях и песнях, учить правильно формировать гласные, отчетливо произносить согласные звуки. Доносить понимание текста песен, связывая с характером звучания музыки.

Слушание музыки
Продолжать вслушиваться в музыкальные звуки. Воспитывать интерес и любовь к музыке. Воспитывать умение слушать вокальную музыку (фортепианную, оркестровую). Развивать желание слушать понравившиеся произведения. Учить различать темпы: быстрый, медленный. Знакомить детей с запевом, припевом и вступлением к песни (элементарно).


Музыкально-ритмическая деятельность
Приучать детей выполнять движение с пением в соответствии с характером музыки (плясовой, спокойной, маршевой), в умеренном или быстром темпе. Учить реагировать на начало звучания песен и их окончания, менять, движения, в соответствии с изменением текста в песнях, упражнениях. Выполнять музыкально-ритмические упражнения на музыкальных инструментах (колокольчиках, барабанах), связанные с различной длиной звука. Прививать навыки ансамблевой игры и умение слушать партнера, закреплять навыки игры на ранее разученных музыкальных инструментах.
ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ

2 КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ





Тема
Основы музыкальных знаний
Музыкально-исполнительская деятельность
Кол-во часов

1
«Царство звуков»
Пение знакомого песенного материала
Пение песен из м/фильмов
1

2
«На зеленом лугу»
Дыхание. Артикуляция
Муз.-игр. упр.
Песня «Кто пасется?»
1

3
«В горах»
Звуковысотное восприятие
Песня «Дождик»
1

4
«В гостях у сказки»
Звуки низкие и высокие
Песня «Колобок»
1

5
«Тихая ночь»
Напевность. Дыхание
Песня «Колыбельная»
1

6
«В Стране Музыкальных Инструментов (барабан)»
Внимание. Ритм
Муз.-игр. упр.
Песня «Бравые солдаты»
1

7
«В Стране Музыкальных Инструментов (оркестр)»
Ритм. Мелодический рисунок
Песня «Наш оркестр»
1

8
«В лесу»
Высота. Громкость. Тембр
Песня «Куда летишь, кукушечка?»
1

9
«Волшебное царство звуков». «Сказочная страна»
Обобщение пройденного материала
Муз.-дид. игры.
1




Итого:
9



2 класс II ЧЕТВЕРТЬ





Тема
Основы музыкальных знаний
Музыкально-исполнительская деятельность
Кол-во часов

10
«На лугу»
Певческая установка: дыхание. Повторение песен
Упр. Песня «Кто пасется?»
1

11
«Ручеек»
Звуковедение. Напевность
Упр. Песня «Кукушечка»
1


12
«Музыкальные ступеньки»
Артикуляция гласных звуков. Звуковысотное восприятие
Упр., пение. «Бим–бом»
1

13
«Какая бывает музыка?»
Введение понятия «вокальная музыка» (фортепианная, оркестровая)
Муз. отрыв. Пение. «Маленькой ёлочки»
1

14
«Музыкальные загадки»
Дифференциация видов музыкального исполнения
Пение песен. Прослушивание музыкальных отрывков
1

15
«Царство звуков»
Звуки громкие и тихие
Упр. Пение. «Тук-тук-тук». «Колыбельная»
1

16
«К вершине творчества»
Обобщение пройденного материала
Муз.-дид. игры
1




Итого:
7

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 2 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ




Тема
Основы музыкальных знаний
Музыкально-исполнительская деятельность
Кол-во часов

17
«В стране пения»
Закрепление певческих навыков
Пение песен
1

18
«Уроки вокала»
Чистое интонирование. Слуховое восприятие
Вок. упр. Пение. «Наша песенка простая»
1

19
«Путешествие язычка»
Артикуляция гласных и согласных звуков
Лого. упр. Пение. «Наша песенка простая»
1

20
«На родных просторах»
Согласованное пение
Вок. упр. Пение. «Во поле береза»
1

21
«Его Величество Ритм»
Ритмико – слуховое внимание
Муз.-ритм. упр. Пение. «Бравые солдаты»
1

22
«Музыкальные шаги»
Темпы: «быстрый-медленный»
Лого.упр. Палчиковая игра «Веселые ладошки»
1

23
«Кто как ходит?»
Дифференциация видов темпа
Упр. Пение. «Воробей»
1

24
«Большой хоровод»
Пение с элементами движений
Упр. Пение. «Тук–тук»
1

25
«Музыкальные ступеньки»
Артикуляция гласных звуков. Звуковысотное восприятие
Упр., пение. «Тук-тук»
1

26
«К вершине творчества»
Обобщение пройденного материала
Муз.-дид. игра. Пение
1




Итого:
10

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 2 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ




Тема
Основы музыкальных знаний
Музыкально-исполнительская деятельность
Кол-во часов

27
«Урок вокала»
Строй ансамбль
Повторение песен
1

28
«Страна пения»
Согласованное пение
Упр. Пение. «Солнышко»
1

29
«Умный язычок»
Артикуляция. Чистое интонирование
Лого. упр. Пение. «Солнышко»
1

30
«Строим дом»
Дифференциация частей песен (запев, припев, вступление)
Песня «Строим дом»
1

31
«Кто где живет?»
Дифференциация звуков «высоко-низко»
Муз. игр. упр. Песня «Строим дом»
1

32
«Музыкальное эхо»
Дифференциация «громко-тихо»
Игры на музыкальных инструментах. Пение. «Эхо»
1

33
«Музыкальные часы:
День-вечер»
Дифференциация «быстро-медленно»
Упр. Песня «Строим дом»
1

34
«К вершине творчества»
Обобщение пройденного материала
Муз.-дид. игры
1




Итого:
8


Всего: 34 Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу года
Учащиеся должны знать:
- звуки высокие и низкие, длинные и короткие;
- темпы (быстрые, медленные);
- о пении под различное музыкальное сопровождение (вокальное, оркестровое);
- музыкальные инструменты и их звучание (фортепиано, труба, барабан, колокольчик).
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть или стоять при пении;
- брать дыхание бесшумно, не поднимая плеч;
- петь спокойно, без выкриков;
- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные;
- различать запев и припев к песни, вступление к ней;
- выразительно и эмоционально исполнять выученные песни, упражнения с простейшими элементами движений;
- исполнять простой ритмический рисунок на музыкальных инструментах по показу учителя.

4 КЛАСС


Пение
Продолжать учить детей различать звуки по высоте в мелодии. Учить выразительно исполнять выученные песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко-тихо). Вызывать желание исполнять песни, разученные ранее, петь их выразительно. Учить различать движение мелодии вверх и вниз, исполнять попевки с долгими и короткими звуками. Учить хоровому пению с солистами.

Слушание музыки
Воспитывать у детей активность в процессе музыкальной деятельности. Учить различать танцы (вальс, полька, народный танец), разнообразные по характеру народные песни. Учить определять вступление песни. Учить различать музыкальные инструменты по их звучанию: аккордеон, баян, фортепьяно, гитара. Привлекать внимание к изобразительным средствам музыки.

Музыкально – ритмическая деятельность