Открытый урок по сольфеджио Предметная взаимосвязь на уроках сольфеджио


Детская музыкальная школа Зеленовского РОО с.ДарьинскоеОткрытый урок по сольфеджио
на тему: «Предметная взаимосвязь на уроках сольфеджио» с учащимися 5,7 класса ДМШ
Провела педагог I категории
музыкально-теоретических предметов
Погосова Т.В.
с.Дарьинское2015 год
Разработка открытого урока по сольфеджио
"Предметная взаимосвязь на уроках сольфеджио"
Дата и время урока: 7 декабря 2015г., 9.00ч.
Участники урока: учащиеся ДМШ выпускного класса (5,7 кл.), группа смешанная, 7 учеников.
Цель: развитие интереса учащихся к познавательной деятельности посредством изучения творчества выдающихся композиторов на уроках сольфеджио в виде диктанта, сольфеджирования, слухового анализа. Расширение кругозора учащихся.
Задачи урока:
Использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио.
Проведение ладо - интонационной работы, слухового анализа с использованием фрагментов классической музыки.
Знакомство детей с самобытным творчеством великих композиторов.
Используемый материал:
видеозапись и ноты фрагмента балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Танец феи Драже» (диктант);
видеозапись и ноты фрагмента из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», IV действие, ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря…»(клавир) (вокально-интонационная работа, слуховой анализ);
видеозапись и ноты фрагмента из оперы Дж. Верди «Набукко»,
III акт, «Va, pensiero, sull’ali dorate» (пение по нотам).
заготовки для ладо – интонационной работы (гамма ре минор в разных видах и размерах; пропевание ступеней, интервалов, аккордов в данной тональности; последовательность аккордов).
Оборудование:
Видео проектор, компьютер, портреты композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Дж. Верди;
План урока:
I. Ладо – интонационная работа.
II. Диктант
III. Вокально – интонационная работа
IV. Слуховой анализ
V. Пение по нотам
VI. Подведение итогов
Вступительное слово педагога: В музыкальной школе все дисциплины между собой взаимосвязаны, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга, методически не верно.
Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами. И, пожалуй, самый тесный контакт возможен между двумя теоретическими дисциплинами – сольфеджио и музыкальной литературой.
Теоретические сведения закрепляются музыкальными примерами: для слухового анализа, сольфеджирования, диктанта выбираются отрывки из произведений уже изученных по музыкальной литературе или те, которые в дальнейшем будут изучаться.
Цель данного урока: раскрыть взаимосвязь двух теоретических дисциплин, а именно: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио.
Ход урока
Организационный момент.
I. Ладо – интонационная работа.
Работа в тональности ре минор гармонического вида.
1)пение гаммы ре минор натур.вида в размере 2\4 четвертными, восьмыми, пунктирным ритмом (№1,2);
2)пение гаммы ре минор гармонич.вида в размере 3\4 (№3);
3)пропевание ув2 с разрешением, разделившись на два голоса (№4);
4)пропевание ступеней: вверх – устойчивые, вниз – неустойчивые, спеть, разделившись на голоса (№4);5)пропевание последовательности аккордов: t5\3 - s6\4 - D6 - t5\3 (№5).
II. Диктант
фрагмент балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Танец феи Драже»
(тон-ть ре минор, 8 тактов) (№6)
Просмотр видео фрагмента балета
Вопросы: угадать произведение. Кто автор балета? Композитор какой эпохи? Какие произведения этого композитора еще знаете?
Разбор диктанта: (проигрывание) определить лад, тональность, размер, количество тактов, случайные знаки, паузы. Пропеть диктант на слог «та» с дирижированием. Определить ход мелодии, скачки и т.д.
Запись диктанта.
III. Вокально – интонационная работа
фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», IV действие, ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря…»
1) №7 определить тональность, размер, сложности ритма, пропеть с дирижированием.
Вопросы: кто автор оперы? Назовите главных героев оперы. На какой сюжет написана опера? Какое первое название оперы?
Просмотр видео фрагмента оперы
Педагог: Ария полна глубоких раздумий, скорби и волнения. Но Сусанин с достоинством и мужеством, с чувством исполненного долга жертвует своей жизнью, защищая Родину.
2) разучивание номера, пропевание сольфеджио и со словами. Постараться передать настроение главного героя, используя динамические оттенки и фразировку. Обратить внимание учащихся на использование в арии мелоса русской народной песни.
IV. Слуховой анализ
№7 ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря…»
1) на доске записана аккордовая последовательность: t5\3 – s6 – t6\4 – t3 – t5\3 – s6\4 – t5\3 – s6 – D6\5 – t5\3 – s5\3 – D2 – t6. (№8);
2) определить и подписать аккорды;
3) прослушать, пропеть аккорды;
4) пропеть №7 с аккордовым сопровождением.
V. Пение по нотам
фрагмента из оперы Дж. Верди «Набукко», III акт, «Va, pensiero, sull’ali dorate» «Лети, мысль, на золотых крыльях»
Педагог: Мы не можем обойти творчество великого итальянского композитора 19 века Джузеппе Верди. Им написано 26 опер, которые являются мировыми шедеврами. Это «Аида», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Отелло» и т.д. Сегодня мы познакомимся с номером из оперы Верди «Набукко». Это третья опера композитора, с которой начался творческий расцвет Верди.
1) №9 определить размер, тональность, ритмический рисунок;
2) пропеть настройку в Фа-диез мажоре в пунктирном ритме (1 тетрахорд поет 1 ряд, 2 тетрахорд поет 2 ряд);
3) пропеть номер с дирижированием, проработать сложные места;
Просмотр видео фрагмента оперы
раздать русский перевод слов
Педагог: эта опера написана на библейский сюжет. Название оперы происходит от имени вавилонского царя Навуходоносора.  В опере повествуется о бедствиях евреев, об их пленении вавилонянами, а затем отпущении на родину.
Этот фрагмент из 3 акта оперы, где плененные иудеи в ожидании казни оплакивают свою участь и тоскуют об утраченной родине.  
«Va', pensiero» —наиболее известный музыкальный фрагмент этой оперы. В Италии он до сих пор считается неофициальным гимном одного из регионов.
4) разучивание номера.
VI. Подведение итогов урока.
Задание на дом. Выставление оценок.