Открытый урок по учебному предмету Сольфеджио ДПОП на тему Вводные ступени (1 класс)

Конспект открытого урока 06. 05. 2014 г.
Преподаватель МОУ ДОД «Усть-Ордынская детская музыкальная школа»
Белобородова Виктория Викторовна
Открытый урок по учебному предмету ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»
1 класс (8-летний курс обучения)

Тема урока «Вводные ступени»
Образовательная цель: рассмотреть порядок ступеней в мажорной гамме, с точки зрения устойчивости и неустойчивости на примере гаммы Фа мажор.
Деятельностная цель: научить детей определять вводные ступени в мажорной гамме.
Метапредметные УУД
Познавательные: уметь узнавать на слух, устойчивые, неустойчивые и вводные ступени, воспринимать их по характеру звучания, размышлять о них, выразительно исполнять, сопоставлять неустойчивые и вводные ступени с устойчивыми при пении и слушании мажорной гаммы.
Регулятивные: выполнять учебные действия, включая слуховой контроль во время слушания ступеней в мажорной гамме, разучивания и исполнения музыкальных примеров, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.
Коммуникативные: уметь интонировать мажорную гамму, в ней ступени, Т5/3, уметь сольмизировать и сольфеджировать музыкальные примеры, ритмически точно воспроизводить мелодию музыкальных примеров, формировать навыки коллективного взаимодействия (чувство ансамбля), навыки индивидуального пения, тембровой слитности голосов и строя.
Личностные УУД
Формирование навыков самоконтроля, мотивации к самосовершенствованию, исследовательской и творческой деятельности, взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при творческой помощи преподавателя.
Воспитательные результаты I уровня:
Закрепление вводных ступеней в мажорной гамме.
Воспитательные результаты II уровня:
Получение опыта слышания, воспроизведения и игры на инструменте вводных, устойчивых и неустойчивых ступеней в мажорной гамме, исполнения музыкальных примеров с простукиванием ритма и тактированием в пройденных тональностях, сочинение вальса на предложенные звуки, выбирая пройденные ритмические основы самостоятельно.
Использование образовательных технологий
личностно-ориентированная, игровая.
Межпредметные связи
Теория музыки: правило о вводных ступенях, о гамме Фа мажор
Математика: римские цифры I, II, III, IV, V, VI, VII
Хор: исполнение песен «Паровозик», Английской народной песни
Фортепиано: игра на фортепиано мелодического оборота II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I в гамме Фа мажор
Тип занятия: повторение изученного материала. Жанр занятия: тематический. Вид занятия: урок-беседа. Методы: словесный, наглядный, сравнения, ретроспективы, игровой, музыкального обобщения.
Оборудование:
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- доска.
Демонстрационный материал:
- учебник Ю. Фроловой Сольфеджио 1 класс. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.;
- столбица;
- клавиатура;
- пособие по гамме Фа мажор;
- пособие по вводным ступеням;
- картинка «Паровозик».
Раздаточный материал:
- простые карандаши,
- ластик.
Оформление:
Место проведения занятия – кабинет малой теории.
План занятия:
Организационный момент (1 мин.).
Музыкальное приветствие (1 мин.).
Совместное озвучивание (преподавателя и обучающихся) темы и цели занятия (1 мин.).
Песенка про «Вводные ступени» В. Белобородовой. Правило о вводных ступенях. (1 мин.)
Правило о гамме Фа мажор. Пение гаммы Фа мажор в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3. (3 мин.)
Построение гаммы Фа мажор, в ней комплекса. (4 мин.)
Записать ступенями в тетради мелодический оборот в гамме Фа мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I. (5 мин.)
Игра на фортепиано и пение мелодического оборота в гамме Фа мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I. (3 мин.)
С. 73 Английская народная песня – сольмизация, спеть сольфеджио с простукиванием ритма и тактированием. (6 мин.)
С. 95-96 Сочиняем вальс. Ритмические основы выберите самостоятельно и запишите полученные мелодии в размере ѕ. (5 мин.)
С. 73 «Паровозик» - спеть со словами с простукиванием ритма. (5 мин.)
Подведение итогов занятия (2 мин.).
Домашнее задание (3 мин.).
Ход занятия:
1.
· Организационный момент
Добрый день, уважаемые преподаватели, родители и ребята! Мы целый год изучали предмет сольфеджио: слушали, пели, стучали ритмы, знакомились с новыми словами, учились рисовать скрипичный ключ, писать ноты на нотном стане, строить гаммы, играть на инструменте, петь по ручным знакам и многое другое интересное ребята узнали на уроке сольфеджио. И вот сегодня, мы покажем, то чему научились ребята, проучившись, год в музыкальной школе. Начнем наш урок с музыкального приветствия. Встаньте, пожалуйста, ребята.
2.
· Музыкальное приветствие
- «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте учитель! Прозвенел звонок, начался урок!»
– Спасибо! Присаживайтесь
3.
· Вокально-интонационные навыки
- Песенка про «Вводные ступени» В. Белобородовой: «Семь, два, семь, два - вводные в тонику». Использование пособия по вводным ступеням.
- Спеть гамму Фа мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3. Использование пособия по гамме Фа мажор.
4.
· Теоретические сведения
- Правило: вводные ступени вводятся в тонику: VII и II ступени.
- Правило о гамме Фа мажор.
- Построить гамму Фа мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, Т5/3.
Работа в тетрадях и индивидуальная работа у доски.
5.
· Анализ на слух
- Записать ступенями в тетради мелодический оборот в гамме Фа мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I. (Работа с клавиатурой).
6.
· Игра на фортепиано и пение
- Мелодический оборот в гамме Фа мажор: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I.
- Исполнение группой обучающихся мелодического оборота с помощью ручных знаков.
7.
· Сольфеджирование и пение с листа
Совместная работа преподавателя и детей над сольфеджированием, ритмом и тактированием. Индивидуальный опрос и парами обучающихся.
- С. 73 Английская народная песня – спеть сольфеджио с простукиванием ритма и тактированием (сб. Ю Фроловой Сольфеджио 1 класс).
- С. 74 «Паровозик» - дети, исполняя песню со словами, изображают веселый «паровозик», с простукиванием ритма (сб. Ю Фроловой Сольфеджио 1 класс).
8.
· Воспитание чувства метроритма
- С. 73 Английская народная песня – сольмизация, простучать ритм.
- С. 74 «Паровозик» - простучать ритм.
9.
· Воспитание творческих навыков
Совместная работа преподавателя и детей в выборе ритмических длительностей.
- С. 95-96 Сочиняем вальс. Ритмические основы выберите самостоятельно и запишите их.
10.
· Подведение итогов занятия.
10.1 – Дети задают друг другу вопросы по пройденному теоретическому материалу.
10.2. – Использование картинки «Паровозик», исполнение песни с использованием движений: показать движение паровозика.
10.3 – Остановился наш паровозик рядом с полянкой, где растут три цветочка. Каждый цветочек имеет свой цвет: красный цветочек – оценка «отлично» за урок, оранжевый цветочек – оценка «хорошо» и зеленый цветочек – оценка «три». Ваша задача выбрать по цвету тот цветочек, который соответствует оценке нашего урока. (Дети обосновывают выбор цветка).
Наш урок подошел к концу, споем «До свидания!»
13.
·Домашнее задание.
Подготовиться к контрольному уроку по темам: знать длительности нот, паузы, уметь строить гаммы: До, Ре, Фа, Соль мажор, в них комплекс, уметь транспонировать пример в другую тональность, знать римские цифры, уметь спеть номер с листа, простучать ритм, определить на слух ступени.
Литература
1.В.В. Белобородова, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» для учащихся 1-8 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть-Ордынский, 2012.
2.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975.
3.Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, гамма Фа мажор, пособие по устойчивым, вводным ступеням, памятка о гамме.
2.Карточки музыкальных обозначений: ноты I и II октавы, длительности нот, вводные звуки, устойчивые ступени, Т5/3.

15