Отчет по производственной практике ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования «Пробные уроки»


Отчет по производственной практике ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования «Пробные уроки»
Я, Колмык Виктория Николаевна, студентка государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Ейского полипрофильного колледжа», проходила производственную практику в ГБОУ школа интернат №1, которая находится в городе Ейске по улице Коммунистической. Эта практика вызвала у меня много положительных эмоций. Моим руководителем практики являлась Великановская Людмила Анатольевна, которая помогала мне во многих ситуациях, направляла в правильное направление при подготовке к уроку и разработке технологических карт. В школе-интернат я проводила уроки в 3 «Д» классе, их классный руководитель являлась Цыганкова Анна Анатольевна. В нашем классе было 10 учеников, их особенностью являлось заторможенность психических процессов. В целом детки очень хорошие, большая часть класса стремится получить знания и участвовать в ходе урока, но есть и единичные случаи, которые не хотят что-либо узнавать и даже бывали моменты, когда делали все наперекор учителю. Классный руководитель добрый, хорошо ладит с учащимися, объясняет материал подробно и доступно. Когда я пришла в это заведение, мне было не комфортно, так как все новое, непривычное, немного другое, но проведя весь день , наблюдая за учителем, детьми, персоналом, мне показалось ,что все не так страшно и нужно привыкнуть, а когда я правила свой первый урок в этой школе, а именно это была математика 30 января 2017 года , я поняла , что в этом нет ничего сложного, и стоит просто правильно подобрать материал и взаимодействовать с учениками.
Ученики учатся пять дней в неделю, в основном у них в день около пяти уроков и так же есть учащиеся, которые остаются на внеурочные занятия или посещают группу продленного дня. (Расписание уроков- таблица №1)
Таблица №1.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1.Русский язык
2.Математика
3.Физкультура
4.Литературное чтение 1.Литературное чтение
2.Английский язык
3.Окружающий мир
4.Физкультура
5.Русский язык 1.Русский язык
2.Математика
3.Изо
4.Кубановеденье 1.Литературное чтение
2.Математика
3.Русский язык
4.Физкультура
5. Английский язык 1.Математика
2.Технология
3.Русский язык
4.Музыка
5.Литературное чтение
В коррекционной школе-интернат я находилась около недели, наблюдала уроки учителя, а так же уроки которые проводили девочки с моей группы, но в других классах. Я же в свою очередь провела в этой школе два урока (смотреть в таблице №2).
Таблица №2.
Дата Предмет Тема Класс Оценка
30.01.17 Математика «Связь компонентов и результатов при делении» 3 «Д» «5»
31.01.17 Литературное чтение «Знакомство с разделом. Произведение С.Черного «Что ты тискаешь утенка»» 3 «Д» «5»
Мой первый урок (математику) учительница оценила на «5», но сделала мне маленькое замечание на будущее, что бы я чаще требовала от детей полных ответов, так как иногда я пропускала это. Я учла ее наставление и следующий урок ( литературное чтение ) провела намного лучше, за что и получила еще одну пятерку.
На уроках я старалась использовать как можно больше различных методов и приемов работы, включала в работу и интерактивную доску, приносила наглядности на уроки, составляла задание на карточках для учащихся.
А вот и фотографии с практики в ГБОУ школа интернат №1.

Учительница анализировала мои уроки с хорошей точки зрения, так как я очень старалась при проведении уроков. Цитирую запись из дневника по практике, анализ который написала Цыганкова Анна Анатольевна (урок литературного чтения, тема: «Знакомство с разделом. Произведение С.Черного «Что ты тискаешь утенка»»), к примеру:«Организованное начало урока. Начат урок с речевой разминки (чтение со сменой логического ударения, с разной интонацией). Работа над составлением предложений (наглядность на доске) , предложения получились «Жизнь дана на добрые дела», «Мы в ответе за тех кого приручили». Затем объяснение смысла , студентка добивается полных ответов. Данный этап и фронтальная беседа явились логическим переходом к изучению новой темы. Работа по учебнику. Электронная физминутка снимает напряжение, проведена вовремя. В течение урока следила за посадкой и осанкой детей. Интересный и доступный рассказ об авторе ( с использованием мультимедийной презентации). Первичное восприятие ( чтение стихотворения учителем). Первичный анализ, плюс словарная работа (подробно разобрала все не понятные слова с приведением примеров). Беседа о личном восприятии. Анализ содержания стихотворения, характеристика героев и их поступков. Вторичный синтез, чтение про себя, чтение по цепочке, выразительное чтение, детьми. Использование раздаточного материала. Игра « Диктор». Рефлексия в конце урока и запись домашнего задания. Проследила, чтобы все записали.» -1727203860165Затем после ГБОУ школа интернат №1 у меня началась практика пробных уроков в МОУ СОШ №7, в этой школе я проходила практику ранее , а именно в 2016 году , которую закрыла на «5». Так же у меня руководителем практики являлась Великановская Людмила Анатольевна, Я отправилась в тот же класс ,что и на производственной практике в октябре 2016 года, это 2 «А» класс, а классным руководителем является Шепелева Наталья Александровна. Классы в общеобразовательной школе достаточно большие, во 2 «А» 27 учащихся, класс сильный, очень эмоциональный, активный, но бывают трудные ситуации, когда ученики долго думают или немного затормаживают процесс урока, но это все преодолимо.
Ученики 2 «А» класс учатся в первую смену пять рабочих дней (В субботу не учатся), чаще всего у второго класс в день пять уроков, но бывает и меньше (расписание – таблица №3), после основных уроков ученики посещают внеурочные занятия ( кружки, такие как «волшебная кисточка», «планета знаний», «шахматы» ).
Таблица №3.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1.Математика
2.Русский язык
3.Физкультура
4.Литературное чтение 1.Русский язык
2.Математика
3.Английский язык
4.Изо
5.Литературное чтение 1.Математика
2.Русский язык
3.Окружающий мир
4.Физкультура
5.Кубановеденье 1.Литературное чтение
2.Русский язык
3.Музыка
4.Математика
1.Русский язык
2.Литературное чтение
3.Английский язык
4.Технология
5.Физкультура
Основные уроки проходят с 8:00 до 12:25, затем каждый отправляется на внеурочные занятия, кого-то забирают родители.
За период практики пробных уроков с 26.01.17 по 15.01.17 я провела в общеобразовательной школе №7 пять уроков.
А именно:
Предмет Дата Тема Оценка
Математика 7.01.17 «Порядок действий выражений без скобок» «5»
Русский язык 8.02.17 «Написание букв у,и,а после шипящих» «5»
Технология 10.02.17 «Сооружения древней Греции и Рима (макетирование)» «5»
Математика
14.02.17 «Площадь прямоугольника» «5»
Окружающий мир 15.02.17 «Природная зональность» «4»
Наталья Александровна тепло нас приняла и на протяжении всей практики она показывала нам, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, и мы в свою очередь учились правильно давать уроки. Мы прислушивались, наблюдали за всем этим и писали анализы уроков учителя и студентов , а в конце каждого анализа делали вывод о проведенном уроке, о его структуре, поведении детей и их активности.
В первые дни практики нам было трудно, так как мы еще плохо знали детей, их уровень развития изменил с октября 2016 года. Давая первые уроки в этом классе, мы боялись, что детям будет не понятно то, как мы излагаем материал , бывали моменты когда мы вели себя неуверенно, боялись не уложиться во время, но мы старались.
Большую помощь кроме руководителя практики нам так же оказала и учительница нашего класса. Она давала нам советы, указания, указывала на наши ошибки.
На каждом из моих уроков я старалась дать детям как можно больше знаний, и излагал материал в интересной для детей форме. Каждый урок, который был проведен, чем-то заинтересовывал детей. Уроки старалась проводить в доступной, интересной форме.
С каждым днем, проведенным в школе, я стала чувствовать себя более уверенно, более свободно общалась с детьми, да и они ко мне привыкли, уже полностью запомнили имя и отчество и спокойно ко мне обращались, не испытывая страха или стеснения.
При проведении урока методы и приёмы соответствовали содержанию материала, целям, задачам каждого урока.
На уроках у меня всегда применялось целесообразное использование наглядных пособий. Старалась использовать на уроке такие пути, которые способствуют повышению творческой и познавательной активности учащихся.
Старалась развивать наблюдательность, аккуратность, дисциплинированность, логического мышления. На уроке было последовательное применение заданий и упражнений для выработки навыков и умений.
Перед проведением, какого либо урока, будь то математика или окружающий мир, я всегда сначала консультировалась с учителем (Натальей Александровной) так как именно она очень хорошо знает свой класс как никто другой, и она могла посоветовать что лучше добавить , а что убрать, затем я обязательно отправлялась на консультацию к своему руководителю практики ( Людмиле Анатольевне), которая в свою очередь помогала мне , она замечала ошибки в формулировке задач урока или в формулировке какого-либо задания, поправляла и наталкивала на более правильное формулирование мысли.
Особенно мне понравилось давать уроки по математике. Дети работали активно, бывало так , что даже успевали решить дополнительные задания. Весь класс подымал руки, ребята активно работали на этапе актуализации знаний, так как чаще всего была работа на интерактивной доски ,либо работа с наглядностью, учеников это сильно заинтересовывало, так же при закреплении материала все хотели побывать у доски.
Что касается уроков русского языка, то тут я тоже могу сказать , что дети были достаточно активны, им очень хотелось побывать у доски, работая устно , ученики всегда тянули руки , а так же помогали друг другу в верном формулировании ответов на мои вопросы. Так же ребята очень старались подражать , поэтому писали аккуратно и внимательно слушали меня в ходе урока, я же в свою очередь, следила не только за их умственными способностями, и за здоровьем, напоминая при письме о посадке, а так же проводя физминутки, немного отвлекая от тяжелой работы.
Так же хочу отметить и уроки технологии, которые всегда проходили эмоционально. Ученики достаточно сообразительны и умны, так как в ходе урока были верные ответы, а так же и дополнительная информация, которой ученик мог увлекаться ранее. Выполняемые работы на уроке проходили без осложнений и в конце урока мы проводили выставку получившихся работ. Ученики всегда увлеченно работали на уроке.


23933153716020
На всех моих уроках присутствовал наглядный материал, и уроки проводились в форме путешествия или исследования - за это меня похвалила учительница, ей нравились наглядности (рисунки, схемы), которые я использовала на уроке.
Эта практика дала мне многое. Я поняла то, что как мы научим детей, так они и будут вести себя в дальнейшем. Ведь ребенок, это зеркало, в котором отражается как семейное, так и воспитание, полученное в школе. Не надо ругать детей, если у них что-то не получается, нужно подбирать такие задания, чтобы заинтересовать их.
Качество проведенных мною занятий считаю высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них. Особых проблем с дисциплиной на уроках также не было, поскольку я старалась подбирать интересный учебный материал и использовать разнообразные методы и приемы работы с ним на занятиях.
Сложным оказалось уложить весь запланированный материал в 40 минут, но при этом чтобы заданий хватило на весь урок и не осталось не выполненных, либо же наоборот, чтобы хватило заданий на весь урок так, чтобы не осталось свободного времени.
Неоценимую поддержку мне оказали методисты из колледжа. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.
В рамках уроков я часто использовала творческие задания (мини-сочинения, создание иллюстраций к художественному произведению, прием словесного рисования, задание на развитие воображение и памяти и т.п.), чему учащиеся были всегда очень рады и хорошо на это реагировали. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.
В скорее, у меня будет продолжение практики пробных уроков, 6 апреля по 12 апреля, где я должна буду провести еще три урока.
Я надеюсь, что она пройдет так же хорошо, как и практика с 26 января по 15 февраля.