Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения



Отдел образования
администрации Шахунского района





Творческая работа
(описание педагогического опыта)
Тема «Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения».









Выполнила
Учитель начальных классов
МОУ Шахунской СОШ №14
Лебедева Наталья Николаевна
Стаж работы
учителем начальных классов
20 лет



г.Шахунья
2010год
1.Введение
1.1.Значимость и актуальность темы.стр.3
1.2.Противоречия, послужившие созданию данного опытастр.3
1.3.Цель педагогастр.4
1.4.Задачи по достижению цели стр.4
1.5.Методы исследованиястр. 4
1.6.База исследованиястр. 4
2.Теоретическая часть
2.1.Результаты анализа изученной литературыстр. 5
2.2Ведущие психоло – педагогические и методические идеистр. 6
2.3.Нормативная модель новообразования личности учащихся как ожидаемого результатастр.7
3.Практическая часть.
3.1.Этапы работы по проблеместр. 7
3.2.Описание фрагментов уроковстр. 7
3.3.Описание практических работстр. 12
3.4.Памятки для учащихся по развитию речи.стр. 13
3.5.Результаты диагностикистр. 16
4.Заключениестр. 17
4.1.Эффективность проводимой работыстр. 18
4.2.Трудностистр. 18
4.3.Механизм диссеминациистр. 18
5.Литературастр. 18
6.Приложения.
6.1Опись приложений.
-разработка урока по литературному чтению во 2 классе А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
-карточки – задания по развитию устной речи.























Речь – это канал развития интеллекта
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.И. Жинкин

1.ВВЕДЕНИЕ
1.1.Значимость и актуальность темы.
В данной работе описывается опыт по теме « Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения».
Я взяла эту тему для разработки, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Развитие речи учащихся – это всегда актуально, первостепенно, важно.
«Заговори, чтобы я тебя увидел»»,- утверждал Сократ.
Главная задача школы – воспитание личности, которая впоследствии будет легко адаптироваться в обществе. Развитие речи – это двигатель интеллектуального развития человека – это во – первых, во – вторых, развитие речи есть развитие мышления, в – третьих, от того, насколько человек владеет речью, зависит его карьера, способность к самовыражению, успехи в личной жизни; в – четвертых, в настоящее время, время передовых технологий, отмечается низкий уровень культуры речи. Поэтому задача современной школы – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной форме актуальна во все времена.
Для меня эта проблема особенно актуальна потому, что я работаю в классе компенсирующего обучения. Класс был сформирован из детей с задержкой психического развития. Первые занятия показали, что почти у всех детей наблюдается отставание в овладении монологической речью. Дети с большим трудом выражали свои мысли. Речь их отличалась бессвязностью, отсутствием логики, выразительности, элементов сравнения. В ней имелось много тавтологических ошибок. Ни один ребёнок ни мог придумать 2 – 3 предложения на заданную тему. Выявив с помощью логопеда речевые особенности детей, я пришла к выводу, что значительные трудности у учащихся связаны с низким уровнем речевой активности, недоразвитием познавательной деятельности, незрелостью мыслительных операций, низким уровнем саморегуляции, умственной деятельности.
Обследование детей в сентябре школьным психологом и логопедом подтвердило мои предположения: чтобы мои ученики стали успешными по всем предметам, надо начать с развития их речи.
Наиболее благоприятные для этой работы – уроки литературного чтения. Их основное содержание - работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, предложением и связной речью.
Так было положено начало формирования моего опыта по проблеме развития речи учащихся.

1.2Противоречия, послужившие созданию данного опыта.

Опыт возник в результате противоречий между реальным уровнем речевого развития младших школьников класса КО и программными требованиями, которые предполагают:
Составление устных высказываний 100% учащихся не
на заданную тему (3 – 5 предложений) смогли правиться с заданием.
2. Передача в устной речи эмоциональной окраски 22% не справились с
предложений и выбора интонации, соответствующей заданием, 56% передача с
речевой ситуации. искажениями.
3.Толкование значения слов через подбор синонимов 56% низкий уровень,
и антонимов. Обогащение словарного состава речевой
деятельности. 33% удовлетворительный.
4. Особенности лексики различных типов текстов. 100% - отмечались
аграмматизмы, повторы,
неадекватное использование слов.
1.3. Цели педагога.

Была поставлена цель:
Научить каждого ребёнка свободно, уверенно, лексически, грамматически и интонационно грамотно строить монологические высказывания в определённых речевых ситуациях через систему упражнений.
1.4.Задачи по достижению цели.
изучить психолого – педагогические идеи и методические рекомендации по развитию речи младших школьников.
создать систему заданий по развитию речи учащихся
в условиях специальной коррекционной работы приблизить уровень владения устной речью учащихся ККО к уровню, который характерен для их нормально развивающихся сверстников.
обеспечить своему опыту транслируемость (распространение).

1.5.Методы исследования.

1. . Диагностика уровня развития речи младших школьников.
2. Наблюдение за речью учащихся в ходе уроков.
3. Анализ результатов мониторинга ЗУНов учащихся по чтению.
4. Сравнение результатов с программными требованиями.
5. Ситуативные игровые приёмы по определению словарного запаса младших школьников, синтаксического построения высказывания, навыков речевого общения.

1.6 База исследования.
Базой исследования служит традиционная программа общеобразовательной школы «Школа России». Авторы М.В. Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова.
Класс КО. Учебник «Родная речь» Авторы М.В. Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова. М: «Просвещение» 2005 г.
Тетради «Литературное чтение»
Автор Л.С. Васильева – «Лицей» 2005 г.
Тетради для творческих работ.
Автор О.А. Шаповалова – «Лицей» 2007 г.

Теоретическая часть:
2.1 Результаты анализа изученной литературы.
Речь устная – это вербальное(словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Устная речь делится на:

- Диалогическую речь Монологическую речь
(это речь поддерживаемая, (длительное, последовательное,
имеющая собеседника, она более связное изложение мыслей,
простая, в ней могут присутствовать знаний одним лицом. Она тре-
интонации, жесты, паузы, ударения). бует больших знаний).
Продукт речи – речевое высказывание, созданное ребёнком индивидуально или коллективно.
Результат развития речи – это сформированность коммуникативно – речевых умений.
Методы развития речи:
1. Имитационный (опирается на образцы имеет)
Виды работы – чтение наизусть, драматизация, пересказ, изложение).
2. Коммуникативный (опирается на теорию речевой деятельности).
Виды работы – перекрёстная дискуссия (берётся тема: «Зима», один ряд доказывает, что ему нравится зима, другой ряд - не нравится зима, создание сюжетов по воображению).
3. Конструктивный (позволяет перевести интуитивное владение речью на осознанный уровень).
Виды работы:

- Моделирование речи
- Программирование речевого высказывания.
Модель – это отражение существенных признаков и связей.
Программирование – основано на процессе прогнозирования. От готового текста - к речи детей, от прогноза – к тексту.
В настоящее время во многих статьях затрагивается проблема развития речи: работа над произношением, над словом, над предложением, над связной(контекстной) речью, наконец это работа над устной речью. Развитие речи тесно связывается с развитием логического мышления. Устная речь является начальным и конечным моментом процесса усвоения учащимися новых знаний. Чем развитее устная речь ребёнка, тем выше уровень его письменной речи.
С именами Львова М.Р, Ладыженской Т.А, Рамзаевой Т.Г, Купаловой Ю.А. связано формирование коммуникативного направления в обучении русскому языку и литературному чтению как средству общения, обучение речевой деятельности. Зимняя И.А. определяет речевую деятельность, как активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения (условных и реальных).
Коммуникативная направленность речи обеспечивает:
-реализацию основной функции языка – быть средством общения;
-формирование умений ориентироваться в ситуации общения, адекватно воспринимать речь, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения;
-знакомство с различными системами общения, среди которых язык – главное, но не единственное средство общения.
Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимо:
-наличие материала для высказывания;
-создание специальных речевых ситуаций, рождающих у учащихся желание вступить в речевое общение;
-организация мыслительной деятельности.
Формирование речевой деятельности у учащихся предполагает развитие умений:
-слушать и понимать обращённую речь;
-обращаться с учителем (поддерживать диалог);
-отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их;
-ориентироваться в ситуации общения(знать Зачем? О чём? Кому? Как говорить?);
-правильно строить своё высказывание в зависимости от ситуации общения.
Средства устного общения

Вербальное невербальное
(слово) (голос, тон, темп, громкость,
мимика, жесты, поза).

Очень важно научить ребёнка общаться при помощи мимики и жестов. Средства невербальной коммуникации образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации.
Требования к речи:
-правильность грамматическая;
-ясность – доступность речи для понимания другими людьми;
-частота речи – отсутствие «паразитических слов»;
-точность – умение передать свою мысль, рассказать о каким – либо случае, описать предмет или явление в соответствии с действительностью.
-выразительность – умение ярко, убедительно, и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на слушателя;
-богатство языковых средств.
В методической литературе описано много приёмов по развитию речи. Но я всё же нахожу новые формы, методы и средства обучения применимые именно к моему классу. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.
Стремлюсь учить детей серьёзному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовый материал, в том числе широко использую детские высказывания. Обращаю особое внимание на постановку вопросов и задач проблемного характера, использую игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определённую речевую ситуацию. Учу детей пользоваться справочной и научной литературой, самостоятельно добывать знания, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
На уроках литературного чтения мною используются различные технологии, методы и приёмы обучения, которые способствуют развитию речи учащихся:
1.Чтение с остановками (данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована).
2.Элементы ТРИЗ – педагогики.(ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач). Эта педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий.
3. Синквейны (пятистрочие).
4. Кластеры (графические систематизаторы, которые показывают несколько типов связей между объектами или явлениями.
5.Логическая цепочка(данная стратегия помогает при пересказе текстов).
6. «Мозговой штурм» (помогает активизировать речь младших школьников, формирует нестандартное мышление).
Использование данных стратегий, оказалось мощным фактором для развития и создания у учащихся ККО новых форм внимания, памяти, воображения и мышления.

2.2. Ведущие психолого – педагогические и методические идеи.

Анализ изученной литературы показывает, что в основе методик развития речи учащихся лежат такие психолого – педагогические идеи, как:
1. Идея поэтапного усвоения знаний, пошагового состава действий;
2. Идея развивающего обучения;
3. Идея формирования творческого мышления учащихся;
4. Идея личностного подхода к обучению.
Эти идеи побуждают учащихся к творческому поиску, влияя на формирование специальных коммуникативно – речевых умений в области создания связных устных высказываний.


2.3.Нормативная модель новообразования личности как ожидаемого результата в ходе работы по развитию устной речи учащихся.


Возрастной период
Ведущая деятельность
Речевые
новообразования

Младший школьный возраст (6-11 лет)
Учебная.
Речевая деятельность:
-имитационная;
-коммуникативная;
-конструктивная;
Виды речевой деятельности:
-слушание;
-говорение;
-чтение;
-составление устных рассказов.


Сформированность речевых умений:
-правильно строить высказывания.
-адекватно воспринимать обращенную к нему речь;
-ориентироваться в содержании высказывания;
-отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания, интонационно – грамматно его оформлять;
-умение логически строить высказывание в зависимости от заданного типа и стиля речи.




3. Практическая часть.
3.1. Этапы работы по проблеме.
Для работы по теме « Развитие устной речи младших школьников на уроках литературного чтения».
1.Прослушала курс по данной теме при ГОУ ДПО НИРО.
2.Посещала практические семинары.
3. Разрабатывала конспекты уроков по развитию речи учащихся.
4. Проследила динамику роста и продуктивность применяемых форм и методов на разных этапах обучения.
5. Изучала литературу, интернет – ресурсы.
3.2. Описание фрагментов уроков.
Развитие устной речи происходит на всех уроках литературного чтения.
В работе по развитию устной речи я выделяю четыре линии:
1)работа над звуковой культурой речи
2)работа по обогащению словаря
3)работа над словосочетанием и предложением
4)работа над связной речью


Работа над звуковой культурой речи
Техническая сторона речи СВУР (средства выразительности
(дикция, артикуляция, дыхание) устной речи)
(логич.пауза, логич.удар).
Каждый урок я начинаю с поэтической пятиминутки. Обучение по «образцу» (имитативный метод) заучивание стихов, фразеологизмов, поговорок и пословиц - всё это обогащает речь, способствует её развитию, укрепляет память, даёт основу для отработки выразительности речи. Тематические поэтические пятиминутки прививают любовь к поэзии, открывают для детей новые имена. Звучат прекрасные стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Фета. Также полезно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока, провожу с детьми минутку скороговорок. Скороговорки – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они помогают вырабатывать отчётливую и внятную речь, тренируют и усовершенствуют работу голосового аппарата, вырабатывают умение пользоваться различными темпами речи (быстро, умеренно, медленно). Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». Нужно её проговорить с чувством радости, удивления, грусти, с вопросительной интонацией. Иногда проговариваем, сопровождая хлопками, взмахами рук. Провожу в классе конкурс скороговорщиков, для этого ребята заранее подбирают скороговорки. Очень много скороговорок есть в тетради по литературному чтению, что облегчает первоначальную работу с нами. Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников.
Активно использую долгоговорки. (Как на горке, на пригорке жили двадцать два Егорки, раз Егорка, два Егорка и т.д. до 22). Долгоговорки произносятся на выдохе, что тоже способствует совершенствованию речевого аппарата, отрабатывает дикцию и скорость чтения.
Работе по обогащению, активизации словарного запаса на уроках чтения также уделяется большое внимание. Активно использую на уроках словари (толковый, синонимов, фразеологизмов, этимологический). Словарную работу проводим так же в тетрадях по литературному чтению.
Работа над словом усложняется от класса к классу.
Работа над контекстуальными синонимами:
1 класс Н.Артюхова «Трусиха»
Какими словами автор называет собаку? (Лохмач, огромный, злющий пёс)
Почему собака называется грозным врагом? (Чтобы подчеркнуть, что она большая и злая, а Андрюша маленький и беззащитный).
Что делал Андрюша, оставшись один на песке? (Он ревел от страха)
Что делала Валя, прогнав Лохмача? (она плакала навзрыд) Уточнение учителя: «Реветь – значит громко плакать; Плакать навзрыд – значит плакать громко с рыданиями. Валя рыдала потому, что сильно испугалась за братишку, перенервничала. Почем у автор использовал такие разные слова? (удачно подобранные слова помогают избежать повторения одинаковых слов, точно характеризуют героев рассказа, их душевное состояние).
2 класс К. Паустовский «Барсучий нос».
С помощью выборочного чтения дети находят контекстуальные синонимы: зверь, чёрный нос, острая морда, полосатая шкура, маленький барсук.
Вопрос: Почему автор использовал в рассказе такие разные слова? (это помогает избежать повторению одинаковых слов).
Работа по обогащению словаря:
а)использование синонимов (пламенно – горячо)
б)объяснение слова через антонимы
в)включение слова в контекст (нельзя сказать: « Я рыскаю свою варежку»).
г)этимологический анализ (прорубь – это то, что прорубили во льду).
д) слово – магнит.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Во 2 классе школьники учатся активизировать свой словарный состав с помощью глаголов, прилагательных ( солнце – греет, светит, садится, освещает и т.д.)
В 3 классе - 4 классе внимание детей направляется не только на значение слова, но и на его происхождение.
4 класс Н.А. Некрасов «В зимние сумерки».
В стихотворении встретилось слово «сумерки». Учитель задаёт учащимся вопрос: «В сумерки – когда это?» Ответ детей покажет, верны ли их представление о смысле слова: «В сумерки – под вечер или когда вечереет». Подобные ответы показывают, что дети понимают смысл слова, и нет необходимости останавливаться на его значении. В словарной работе внимание так же уделяется приёмам: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение.
4 класс А.В. Кольцов «Урожай»
Задание: прочитай стихотворение и выпиши в тетрадь эпитеты, олицетворения, сравнения.
Учитывая особенности детей класса ККО (зрительную кратковременную память, неустойчивость внимания) использую на уроках зрительные опоры, алгоритмы. Дети испытывают большие трудности, сталкиваясь с типами сообщений (описания, повествования, рассуждения). Но я использую зрительную опору для помощи в рассуждении. Например, при ознакомлении со сказкой Д.Мамина – Сибиряка «Серая шейка» (эпизод) я спрашиваю: «Где происходят события?» При этом рисую реку. Когда же задаю вопрос: «Где протекает река?», также рисую, но уже лес.
-Что я должна нарисовать на берегах реки? – спрашиваю детей.
-Деревья, кустарники, - отвечают они.
-Как выглядела река?
-Река была покрыта льдом. Середина реки не замёрзла, образовалась полынья.
Затем я использую наглядное пособие с изображением полыньи, в которой находится уточка, лиса.
-Как выглядит лиса? Что она делает?
-Рыжая, пушистая, глаза хитрые, она осторожно крадётся по тонкому льду, немного пригнувшись.
2 класс Тема: «О детях и для детей». В.Сутеев « Палочка- выручалочка».
При составлении устного описания ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда речь его будет живой, эмоциональной.
Тем не менее, при составлении устного описания работаю чётко по алгоритму описания (см. Приложение).
Очень помогают серии картинок при составлении описания животных. Сначала уточняет представление о признаках зверей: кто крупнее, заяц или волк? Кто мельче, ёж или белка?
Основная цель этой работы: зрительное восприятие. Затем провожу словарную подготовку. Про каких зверей говорят маленький зверёк?(так говорят про белку и ежа)далее дети называют отличительные признаки ежа и коллективно составляют его описание. В описании выделяют три части:
Вводную (общие впечатления);
Основную (признаки);
Вывод
Эту работу в классе компенсирующего обучения я проводила по определённому алгоритму:
1.Внешний вид ежа (форма, глазки, лапки, чем покрыто тело, есть ли хвостик и т.д.)
2.Какую форму напоминает тело ежа? (форму овала)
3.Какие глазки? (глазки блестящие, маленькие, как пуговицы)
4. Какие лапки? (лапки маленькие, быстрые)
5. Чем покрыто тело ежа (тело ежа покрыто маленькими иголочками, мордочка забавная)
6. Вывод (зверёк маленький, быстрые симпатичный).
Более сложной задачей, на мой взгляд является обучение пересказу.
Виды пересказов:
Подробные (полные, близкие к тексту)
Начинаем учиться пересказывать со сказок. Наш девиз: «Учимся думать, учимся пересказывать думая».
При пересказе используем план.
Виды планов:
1.План в виде вопросов (чтобы вопрос объединял 2-3 предложения)
2.План в виде назывных предложений
3.Цитатный план
4.План в виде ключевых слов
5.Картинный план
6.Символический план
II. Выборочный пересказ (пересказ одной части или одной микротемы)
III Краткий пересказ (предполагает сохранение основных мыслей каждой части).
Задача учителя: научить выделять главную мысль в тексте




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


4 класс Тема: «Светлый край берёз, моя Россия!». Е.Баратынский «Весна, весна!»
-Введение учащихся в речевую ситуацию – закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Вспомните что – то, что порадовало или огорчило вас зимой.
-Перекрёстная дискуссия (предполагает активное включение всех учеников в процесс слушания и говорения). Класс делится на 2 группы. Одна высказывает все аргументы «за», другая «против». Используется дифференциация по степени помощи. Учащимся даются дополнительные карточки, где указаны положительные или отрицательные стороны весны. Вывод, который может объединить различные мнения о весне: «А у весны характер не простой. Всё дарит нам – и радость и печали».
Коллективное сочинение синквейна
Подснежник Весна
первый, чистый прекрасная, ясная
проснулся, озяб, пробился пришла, рассмеялась,
сквозь тёплое одеяло листьев разбудила
вверх! всё живое на свете
чудо!
4 класс К.Ф Рылеев «Иван Сусанин»
Кластер.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Использование данных приёмов позволяет каждому ученику понять радость творчества, почувствовать себя автором, ощутить радость успеха.

3.3. Описание практических работ.
Для прочного и полноценного формирования коммуникативно – речевых умений в области развития связной устной речи учащихся начальных классов необходима стройная система упражнений.
Упражнения, направленные на формирование умения ориентироваться в ситуации общения.
Задание №1
Составить высказывание – объяснение ПДД своему младшему брату.
Задание №2
Сопоставить задачи высказывания и его содержания.
Цель: поздравить друга с Днём рождения.
Задание №3
Выбрать подходящий тип и стиль высказывания.
Цель: объяснить причину опоздания на урок.
Упражнение, направленные на формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Задание №1
Составить высказывание по готовому началу, в котором отражена главная мысль. Озаглавить.
Рано утром я встал и посмотрел в окно. Какая красота!..
Задание №2
Сравнить несколько вариантов заголовков и выбрать наиболее удачный. ( Даётся текст и несколько вариантов заголовков).
Задание №3
Определить тему и основную мысль высказываний.
Задание №4
Прочитай текст, выбери подходящую к основной мысли пословицу:
Сапоги скрипят, каблучки стучат.
Будет, будет мошкара веселиться до утра.
Пословицы:
Тесные сапоги разносятся, а узкие ссядутся.
По размеру ноги выбирай сапоги.
В пляске сапог не жалеют.
3.Упражнения, направленные на формирование умения отбирать и систематизировать материал к устному высказыванию.
Задание №1
Составить графический план рассказа (Даётся рассказ)
Задание №2
Составить план предстоящего высказывания на тему (Пример: Встреча Нового года).
4.Упражнения, направленные на формирование умения выражать свои мысли правильно с точки зрения норм литературного языка.
Задание №1
Составить 3 предложения о Весне: повествовательное, вопросительное и побудительное.
Задание №2
Распространить предложения по вопросам.
Хорошо в (каком?) лесу! Деревья стоят в (каком?) инее. (Какие?) ручейки (как?) бегут (где?).
Задание №3
Замените выделенные слова синонимами:
В лесу жила белка. У белки пушистый мех. У белки красивый хвост. Белка любит орехи.
Задание №4
Расположить предложения в нужном порядке:
Лакомились гостинцами зайцы и птицы.
Петя развесил на ветках бусы из рябины.
Ваня принёс морковку.
Ребята нарядили в лесу ёлку.
Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса:
Найди (третий лишний):
Чудесный, замечательный, смешной.
Дорожка, тропинка, шажок.
Снег, лёд, полгода.
Упражнения, направленные на развитие монологической речи.
а) повествование от имени неживого предмета «История жизни старого башмака»;
б) «Если был бы я волшебником»;
в) «Почемучка» (Почему бывает дождь?)
г) «Сказки в заданном ключе» (введение в название в сказки нового объекта например: «Колобок и воздушный шарик».)
3.4 Памятки для учащихся.


№ 1. Описание неодушевлённого предмета
План
Какой предмет изображён на рисунке?
Какого цвета этот предмет или его части?
Где находится этот предмет? Что ты видишь на заднем плане?
Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый; свойства: красный, полезный).
Для чего используется этот предмет? Кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться)?
Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные)?
Твоё отношение к этом предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть).

№2. Описание растения
План
Какое растение изображено на рисунке?
Какого цвета это растение или его части?
Где оно растет? Что ты видишь на заднем плане?
Какое время года художник изобразил на рисунке?
Особенности этого растения (размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный.)
Какие краски использовал художник?( яркие, тусклые, светлые, тёмные)?
Твоё отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать(о цветах), потрогать).
Твоё отношение к этой картине (нравится, приятно на неё смотреть).








№ 3. Портретное описание человека
или сказочного персонажа

План
Кто (какой сказочный персонаж)изображён на рисунке?
Из какой сказки?
Что он делает? Его поза.
Его возраст.
Какое у него лицо (морда)?
Какое у него настроение, какой характер?
Во что он одет, какого цвета его одежда?
Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане?





№ 4. Описание сюжетной иллюстрация к сказке, сюжетного рисунка(изображён один персонаж)
План
1.Кто изображён на рисунке (из какой он сказки)?
2.Что он делает, о чём он думает, говорит, поёт?
3.Его возраст
4.В какой позе он нарисован (какой момент из сказки изображён на рисунке)?
5.Какое у героя лицо (морда)?
6.Какое у него настроение, какой характер?
7.Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья)?
8.Где находится этот персонаж?
9.Какое время года изображено на рисунке?
10.Что нарисовано ближе всего к тебе?
11.Что находится в центре картинки?
12.Что ты видишь на заднем плане?
13.Какие краски использовал художник?
14.Твоё отношение к этому персонажу(нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
15.О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок?





№5.Описание сюжетной иллюстрации к сказке, сюжетного рисунка(изображено несколько персонажей)
План
1.Кто изображён на рисунке (какие сказочные персонажи, из какой сказки)?
2.Что они делают, о чём думают, о чём разговаривают, их позы?(какой момент из сказки изображён на рисунке?)
3.Что делает первый персонаж?
4.Его возраст.
5.Какое у него настроение, какой характер?
6.Во что он одет, какого цвета его одежда(шкура, чешуя, перья)?
7.Что делает второй персонаж?
8. Его возраст.
9.Какое у него настроение, какой характер?
10. Во что он одет, какого цвета его одежда(шкура, чешуя, перья)?
11.Где находятся эти персонажи?
12.Какое время года изображено на рисунке?
13.Что нарисовано ближе всего к тебе?
14.Что находится в центре картинки?
15.Что ты видишь на заднем плане?
16.Твоё отношение к этим персонажам(нравятся ли, хотел бы ты с ним встретится, поиграть, подружиться).
17.Какие краски использовал художник(яркие, тусклые, светлые, тёмные)?
18.О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок?


№ 6. Рассказ по нескольким картинкам
Помощь:
1)Внимательно рассмотри рисунки.
2)Подумай, что могло произойти до того момента, который нарисован на первой картинке.
3)Представь себе, что могло случиться после того момента, который изображен на последнем рисунке.
План
1.Вступление.
Помощь:
Что могло произойти до того момента, который нарисован на первой картинке.
а) Начало действия:
-время.
Помощь:
Однажды весной; как-то раз после обеда, как-то утром, в один прекрасный день
-место.
Помощь:
В саду, в лесу, на речке, в городе, в парке, на катке, дома, в школе
б) Развитие действия:
-сообщение о действующем лице (о действующих лицах). Помощь:
Маленький ёжик, старая черепаха, весёлая девочка
- Особенности и порядок действий.
Увидел(и) бабочку, пошёл на рыбалку, решил сходить за грибами

2. Основная часть.
Помощь: Опиши действия героя (героев) в моменты, изображённые на каждом рисунке.
в) Развитие событий:
Первый рисунок.
-время и место (если изменились);
-совершающие действия.
Помощь:
Действия героя (героев), его (их) размышления, настроение.
-кульминация (развитие событий).
Второй рисунок.
-время и место (если изменились);
-совершающиеся действия.
Помощь:
Действия героя (героев), его (их)размышления, настроение.
-кульминация (развитие событий).
Третий рисунок.
-время и место (если не изменилось);
-совершающиеся действия.
Помощь:
Действия героя (героев), его (их) размышления, настроение.
-кульминация (развитие событий).
3. Заключение.
Помощь:
Что могло случиться после того момента, который изображен на рисунке.
3.5 Результаты диагностики.

Результаты диагностики
Психологические наблюдения педагогом-психологом.
Итоги диагностики по методике «Исключение слов».
Цель: оценка вербально-логического мышления


2008-2009г 2009-2010г
Уровни



Высокий
-
-

Средний
3-33%
3-33%

Удовлетворительный
5-56%
6-67%

Низкий
1-11%
-


Итоги диагностики по методике выяснения активного словарного запаса.

2008 – 2009 2009 – 2010
Уровни
3 г
4 г

Высокий
-
-

Средний
1-11%
4-44%

Удовлетв.
3-33%
5-56%

Низкий
5-56%
-


Итоги диагностики по методике исследования связной речи. (Даётся рассказ.
Учитель читает. Дети слушают, запоминают, готовятся пересказывать).
Оценка:
а)критерии смысловой целостности:
5б – воспроизведены все основные смысловые звенья.
2,5 б – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев
1 б – пересказ неполный, имеются значительные сокращения и искажения смысла
0 б – невыполнение.


3 г
4 г

5 б
-
-

2,5 б
22%
89%

1 б
56%
11%

0 б
22%
-


б) критерии лексико – грамматического оформления.
5 б – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм.
2,5 б – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания.
1 б – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов.



3 г
4 г

5 б
-
33%

2,5 б
-
56%

1 б
100%
11%


Итоги изучения свойств внимания (методика Мюнстберга).



Уровень
3 г
4 г

Высокий
0%
1-11%

Средний
3-33%
8-89%

Низкий
6-67%
0%


Анализируя данные результаты можно проследить положительную динамику роста всех творческих способностей: внимания, мышления, расширение словарного запаса, связной речи, повышение речевой активности.
Регресса не наблюдается, только прогресс.
4. Заключение.
4.1.Эффективность проводимой работы.
В плане развития речи учащихся за з года обучения в классе ККО у детей наметились эффективные сдвиги в положительную сторону. Приведу лишь несколько показателей развития устной речи: Уровень связанности речи во II классе составлял 29%, в III классе 49 %, в IV классе уже равен 68%. Уровень умения составления текста в соответствии с заданным жанром во II классе 18%, в III классе 39%, в IV классе 64%. Мои ученики занимают места в школьных интеллектуальных играх (Касьянов М. – 2008 – 2009 уч. год -3 место в интеллектуальной игре среди учащихся параллели)Русова Анна и Питилимова Надежда в этом учебном году участвовали в школьном «Конкурсе Чтецов». Результат: Русова А. – I место, Питилимова Н. – II место.
И всё это благодаря кропотливому труду учителя и учеников на протяжении нескольких лет.
4.2. Трудности.
Однако, как показывают результаты моей работы по данной теме, существуют некоторые диагностические, технологические и методические проблемы. В силу своих психологических особенностей, учащиеся не могут в полной мере усваивать получаемые знания. Учителю приходится применять очень много дополнительных усилий, опор, схем, алгоритмов для облегчения восприятия детьми новых понятий, новых знаний.
Но, несмотря на трудности, эффективность проделанной работы на лицо. Мои ученики стали более раскованные, общительные, самостоятельные.
Вывод: Учитель, индивидуализируя методы и приёмы общения, может весьма эффективно осуществлять коррекцию устной речи учащихся.
4.3.Механизм диссеминации.
Принимала активное участие в работе ШМО, где ознакомила коллег с некоторыми элементами и приёмами развития речи в классе компенсирующего обучения.
5.Литература.
И.В. Фомина, И.В, Щербакова «Развитие устной речи»
Издательство «Учитель» 2009г.
Бархин К.Б. «Развитие речи в начальной школе». -М.Учпедгиз, 1984г.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной речи учащихся начальных классов» - М. Владос 2001г.
Рождественский Н.С. «К проблеме развития речи» - М.Просвещение 1987г.
Фотекова Т.А. «Диагностика устной речи младших школьников» - М. Аркти 2003г.
Шуваева А.В. «Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом» - М. Аркти 2002г.
Толмачёва Г.А. «Развитие устной речи младших школьников в классе ККО» - М. Книголюб 2005г.



Авторская мораль

Повтор слов

Антонимы

Заголовок

Ключевые слова

Дерево смыслов

























Характер

Качества личности

Семья

Эпоха

Иван Сусанин



Root Entry