Научная статья на тему: Развитие связной письменной речи младших школьников


Развитие связной письменной речи младших школьников.
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком, но их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы. Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Свою работу мы начали с определения термина речь. За термином «речь» в методической литературе закрепились два основных значения. Так, по определению психолога В. А. Артемова, «речь является процессом выражения мысли человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе обращения в различных видах деятельности и общественных отношений» (1, с. 12) Далее нами было дано определение письменной речи. Письменная речь – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников (9, с. 3).
Затем мы определили, что в начальной школе необходима работа над речевой стороной сочинений и изложений (выработка у детей правильно употреблять слова в своей речи, строить предложения и связную речь) неразрывно соединяется с их содержанием, а воспроизведению авторской речи помогает языковой стилистический анализ. определили виды изложений и сочинений.
Развитие речи - это область методики преподавания русского языка; процесс обучения детей речи. Развитие речи учащихся также одна из главных задач учебного предмета «Русский язык». В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя - предметники следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т. д.
Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка создают ту базу, на которую должны опираться учителя, чтобы успешно (экономно и эффективно) решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Если, например, на уроках русского (родного) языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко в будущем в средней школе отвечать на вопросы на уроках истории, химии, математики, которые начинаются словом «Почему ... ».
Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком, но их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.
Вопросы письменной речи рассматривались такими педагогами, как В.А. Добромыслов, В.И. Чернышев, Л.В. Щерба, И.Р. Гальперин, С.И. Гиндин, Л.А. Киселева, О.А. Нечаева, Л.М. Лосева, М.А. Рыбникова, Д.Б. Эльконин, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, А.К. Маркова и др.
Уже краткий анализ методической и психолого-педагогической литературы в избранной нами области позволяет заключить, что основные разработки сделаны в предыдущие десятилетия. Сегодня исследований приемов и методов работы над связной письменной речью у младших школьников недостаточно.
За термином «речь» в методической литературе закрепились два основных значения. Так, по определению психолога В. А. Артемова, «речь является процессом выражения мысли человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе обращения в различных видах деятельности и общественных отношений» (1, с. 12).
Процесс выражения мысли и чувств-это деятельность говорящего(пишущего).
Речью называют также продукт деятельности-высказывание, текст, который предполагает наличие определенной внутренней (смысловой), внешней (языковой) конструктивной (структурной) связи отдельных его частей.
Речь как вид деятельности человека и как ее продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений, пр.) Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения на других людей.
Речь как результат речевой деятельности, как форма отражаемого содержания представляет собой способ формирования мысли и чувств посредством языка в процессе речевой деятельности человека.
Ведущими функциями речи является коммутативная или коммуникативная(или функции общения) и экспрессивная (или функция выражения мысли) (1, с. 13)
Ведущей оказывается референтная (в иной терминологии номинативная, денотативная, когнитивная) функция обозначения явлений действительности. Второй по важности признается эмотивная функция, то есть ориентированная на говорящего и на выражение отношения автора речи к содержанию сообщения или ее эмоциональной реакции на ситуацию общения. Эмотивная функция обнажено проявляется в междометиях, интонации, пронизывает все уровни языка.
Речевой контакт, необходимый для общения, обслуживается фатической функцией (от лат. for futussum furi-говорить). Она реализуется такими, которые имеют целью высказывание, продолжение или прекращение общения. Термин «фатическое (или контактоустнавливающее) общение» был введен применительно к диалогам, беседам, целью которых являются создание «уз общности» путем простого обменивания словами; (Н. Е. Богуславская, 1997)
Работа над культурой речевого общения позволяет помочь детям не только овладеть способами коммуникации, выражения мысли (чувств, переживаний), но и проникнуть в национальную культуру, получить огромное духовное богатство, хранимое языком.
Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников.
Письменная речь – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников (9, с. 3).
Письменная речь- способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Tricia Hedge). По мнению М. Р. Львова, письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи, знакомятся с их стилистическими различиями.
Письменной речи в общем свойственны те же черты, что и устному монологу, но они более строго выражены. В этом виде работы выше требования к построению предложений, к выбору слов, к логике, к полноте раскрытия темы, к последовательности изложения, к правильности языка. В то же время есть и отличительные черты письменной речи.
Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной.
Предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов. Даже размер целого сочинения (рассказа), как показали наблюдения, обычно в письменном варианте больше, чем в устном. Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной. Письменная речь от этого проигрывает. В некоторой степени этот ее недостаток компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и подчеркиванием, дополнительными замечаниями.
В-третьих, письменная речь осложнена орфографией, которая отнимает у младших школьников много сил, а иногда и веру в себя.
Известно, что некоторые дети, боясь орфографических ошибок, стараются писать сочинения покороче, попроще. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи детей, поэтому нужно знать методику орфографической подготовки к сочинению и изложению.
Наконец, письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная, особенно в начальных классах. Для некоторых детей процесс письма как бы превращается в самоцель, они забывают о главном: содержании текста, отборе языковых средств.
Как утверждает М. Р. Львов, письменная речь - это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому овладение письменной речью особенно полезно для повышения общей языковой культуры. Письменная речь оказывает в школе все возрастающее влияние на устную речь учащихся (9, с.25).
Андрюхова Л. Л. И Шевердина Н. А. считают, что в начальной школе необходима работа над речевой стороной сочинений и изложений (выработка у детей правильно употреблять слова в своей речи, строить предложения и связную речь) неразрывно соединяется с их содержанием.
При работе над словарем нужно учить детей находить для выражения своих мыслей и чувств наиболее точные и яркие слова, но это непросто, потому что они еще не умеют достаточно хорошо оформлять свои мысли словами. Трудность обусловлена еще тем, что в своих работах учащимся нужно воспроизвести языковые средства автора. Воспроизведению авторской речи помогает языковый стилистический анализ.
Младшим школьникам предлагаются произведения, которые принадлежат к художественному или научному и публицистическому стилю. Их основные признаки мы сейчас и рассмотрим.
Художественный стиль:
1. Используется в художественных произведениях: рассказах, романах, стихах.
2. Задачи речи: изобразить живую картину, создать отношение к изображаемому.
3.Высказывание обычно бывает:
- конкретным (описывается определенный котенок, а не котята в общем);
- образным, живым, выразительным;
-эмоциональным.
4. Характерные языковые средства:
- конкретные слова (трава, солнце);
- слова в переносном значении (вкусные запахи);
- эмоционально окрашенные слова (травушка, солнышко);
- выразительные средства, создающие художественный образ;
-использование эпитетов (золотой дождь), метафор (костер рябины красной), олицетворений (вьюга злится), сравнений (снежинка словно звездочка).
Научный стиль.
1. Используется для точной передачи научных знаний в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных трудах.
2. Задача речи – сообщение.
3. Особенности стиля: точность, ясность, однозначность (слова употребляются только в прямом значении).
4. Характерные языковые средства: специальные слова – термины.
Публицистический стиль используется в газетных и журнальных статьях; его можно определить по характерным языковым средствам. В таких текстах используются: общественно – политическая лексика; афоризмы, поговорки, пословицы; торжественная лексика; обращения; риторические вопросы; побудительные и восклицательные предложения. Языковой анализ нужен не только для того, чтобы безошибочно определять стиль речи текста изложения, он нужен также, чтобы поучиться отбирать точные слова и выражения для составления своего текста. Языковой анализ всегда полезен: он обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел. Поэтому не нужно заставлять учащихся заучивать «красивые» слова на тему сочинения и вносить их в сочинения. Наши дети чутки и к красотам природы, и к яркому, правдивому слову. Они сами будут находить нужные слова, если учитель будет осторожно их к этому побуждать, не навязывая им тех или иных слов в обязательном порядке. Пусть учащиеся пишут своим, детским языком, грамматически правильно строят предложения.
Но зачастую анализ речевой стороны сочинений и изложений учащихся 3-4 классов показывает, что в построении простого распространенного предложения, которое, согласно «Программе общеобразовательных учреждений. Начальные классы», является на этой ступени обучения основной формой выражения мыслей, встречается большое количество различных недостатков:
Незаконченность и неполнота мыслей;
Пропуски слов необходимых для точности мыслей;
Неправильный порядок слов.
Для предупреждения и изжития такого рода ошибок в сочинениях и изложениях необходимы упражнения в образовании словосочетаний, а с ними предложений на уроках грамматики и орфографии при изучении состава предложения и всех частей речи.
Учитель должен всегда следить за правильностью речи: и при ответах ученика на вопросы, и при рассказе и пересказе на уроках чтения, и при разборе работ, написанных детьми самостоятельно. В работе над связной речью важным средством является разбор с учащимися их письменных работ: выявление их положительных сторон, исправление недостатков, упражнения в тех формах речи, которые вызывают наибольшее количество ошибок.
Прежде чем указывать детям на недостатки речи, нужно показывать им хорошие образцы ее в работах их товарищей. На каждом из таких уроков следует работать только над этим видом речевых ошибок. Коллективная работа всего класса над написанием учащимися сочинениями и изложениями является одним из наиболее эффективных примеров обучения детей правильной речи (2, с. 25).
По мнению Ладыженской Т. А., важную роль в обучении русскому языку играют упражнения в устном и письменном сочинении и изложении. Работа над сочинением и изложением вырабатывает у детей навык последовательно, логично, грамматически правильно излагать устно и письменно свои мысли; употреблять в своей речи слова в соответствии с их значением, правильно строить предложения.
Умения, необходимые для создания высказывания (для говорения и письма):
1. Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресовано, при каких обстоятельствах, зачем создается (чтобы поделиться чем-то, выразить свои чувства, сообщить, объяснить что-то, воздействовать на собеседника) .2. Умение планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли; возможные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста.
3. Умение реализовывать намеченный план, т.е. раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка:. выбирать средства (слова, формы слов, типы конструкций, интонацию и т.д.) с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста; обеспечивать развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений и частей текста между собой; руководствоваться нормами речевого поведения.4. Умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, т.е. оценивать содержание с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, последовательности изложения, используемые средства языка с точки зрения задачи речи, основной мысли, требований культуры речи, этическую сторону речевого поведения: если позволяют условия, вносить исправления в свое высказывание (16,с. 220).
Автор «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы» Рамзаева Т. Г. также указывает, что учащихся первого класса надо учить коллективному устному и письменному изложению прослушанного и прочитанного. Упражнения в письме изложений с начала года чередуются с упражнениями в письме рассказов (сочинений) по картинкам, по наблюдениям. Уже в период обучения грамоте дети составляют устно по вопросам или без вопросов пересказы знакомых им сказок, рассказов. Во втором полугодии, по окончании обучения грамоте, учитель, продолжая упражнения в устном пересказе, рассказах по картинкам на темы из жизни, начинает давать самые легкие работы по письменному изложению. Важно, чтобы дети сами читали текст, который они будут передавать по вопросам, так как, разбирая текст и перечитывая его, они запоминают строение предложений и усваивают правописание многих слов.
Небольшие тексты, которые излагаются учащимися первого класса, нужно записывать на доске, если его нет в книге. К концу первого класса они читают текст по предложениям, указывают, о ком или о чем говорится в каждом предложении. Читают еще раз, пересказывают прочитанное. Учитель пишет вопросы. Учащиеся должны понять, как составлять полный ответ на вопрос: опустив вопросительное слово, повторить слова вопроса и добавить к ним слова, содержащие ответ. Должны устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему (21, с. 93).
Во втором классе упражнение в письме изложений и сочинений начинается с тех видов работы, которые проводились в конце предыдущего года. В дальнейшем они постепенно усложняются и становятся более самостоятельными. Содержанием сочинений во втором классе, как и в первом и последующих классах, могут быть наблюдения детей за жизненными ситуациями, природой (природа, учеба, игры, предметы и явления природы). «Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы» предусматривает следующие виды работ по обучению сочинению во втором классе: составление устных и письменных рассказов о детских играх и забавах, о работе, о наблюдениях за жизнью и явлениями природы на основе ведения календаря, экскурсий в природу и на производство; написание устных и письменных сочинений по картинке и серии картинок, по опорным словам.Во втором классе, как и в первом, при обучении связной речи играют важную роль постоянные упражнения в построении предложений. В начале первой четверти учебного года сочинение по картинкам проводится также, как и в первом классе. От ответов на каждый вопрос, что практикуется в начале первой четверти, учащиеся переходят к ответам, состоящим из двух – трех предложений. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся отчетливо представляли себе границы каждого предложения, выражающего отдельную мысль (21, с. 90).
В «Программе общеобразовательных учреждений. Начальные классы» Рамзаевой Т. Г. указано, что во втором классе следует проводить письменное изложение текста по данному учителем плану из трех – четырех пунктов с предварительной устной подготовкой. Первые изложения могут быть проведены так же, как в первом классе по вопросам, причем, на каждый вопрос учителя учащиеся составляют одно предложение. К концу второго класса дети должны писать изложение (по вопросам) повествовательного текста (тридцать – 45 слов) (21, с. 90).
Сочинение - составление текста на определенную тему из жизни детей, об их увлечениях, о любимых животных, игрушках и т.п. Коллективное составление текста - повествования (30-40 слов). В «Программе общеобразовательных учреждений. Начальные классы» третьего класса указывается на необходимость тщательной и всесторонней помощи учителя при подготовке учащихся к сочинению. Он помогает детям понять тему, подготовить словарь, предупреждает орфографические ошибки. Учащиеся начальной школы упражняются, главным образом, в сочинении повествовательного характера (21, с.95).
Однако в третьем и в четвертом классах сочинения могут иметь описательный характер, отражать наиболее существенные признаки предметов и явлений. Иногда сочинения могут быть в виде элементарного рассуждения, в котором учащийся объясняет причины и следствия тех или иных событий или явлений. Материалом для сочинений, согласно «Программе общеобразовательных учреждений. Начальные классы», является окружающая действительность, которую ребята наблюдают, изучают, а также личный опыт ребенка, его собственная деятельность.
Сочинения – повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т.п.) с предварительной подготовкой и включением в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов – рассуждений делового стиля: речевая этика, устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.
Работа над сочинениями в третьем и четвертом классах, как известно, проходит в три этапа:
1. Подготовка к сочинению;
2. Письмо сочинения;
3.Разбор исправленного учителем сочинения в классе вместе с учащимися.
Изложение текста - повествования по коллективно или самостоятельно составленному плану (в 60-75 слов).
По сравнению с первым и вторым классами усложнение работы над изложением в третьем классе сводится к тому, что от ученика требуется более подробный ответ на каждую часть плана, а также умение самостоятельно разобраться в том, что именно из содержания прочитанного относится к данной части и что к ней не относится. План составляется под руководством учителя, по преимуществу носит характер кратких заголовков, которые могут быть выражены вопросительными и повествовательными предложениями (в зависимости от трудности текста и от подготовки учащихся).
Составленный план может быть записан на доске, но нужно приучать детей запоминать содержание текста для изложения в логической последовательности. Главное, что отличает работу над изложением в четвертом классе – это упражнения в самостоятельном составлении плана изложения (в третьем классе план составляется при непосредственном руководстве учителя). Работа над планом изложения теснейшим образом связывается с работой над планом художественных произведений и деловых статей на уроках чтения (4, с.53).
В 4 классе, как указывает Иванкина Н.Н., большая часть работы по подготовке к изложению может быть выполнена учащимися самостоятельно. Важно, чтобы учитель в этой самостоятельной и очень напряженной работе оказывал учащимся необходимую помощь (учил правильно строить предложения, выбирать слова, правильно их записывать), избегая при этом прямой подсказки, а лишь соответствующим образом направляя мысль ребенка. В этом и заключается возможность индивидуального подхода к ребенку.
В третьем классе дети должны иметь общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение; о стилях речи (разговорный, деловой, художественный, публицистический).
В четвертом классе дети должны научиться распознавать и определять: 1. Тему и основную мысль текста;
2. Заголовок, структуру текста – повествования, текста – описания и текста-рассуждения, а также подробно, сжато излагать повествовательный текст с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану) (5,с. 54).
Таким образом, мы видим, что в первом классе особое внимание уделяется развитию устной правильной речи.
Во втором классе «Программой общеобразовательных учреждений. Начальные классы» предусматриваются следующие виды работ по обучению детей написанию сочинений: составление устных и письменных рассказов о детских играх и забавах, о работе, о наблюдениях за жизнью и явлениями природы на основе ведения календаря, экскурсий в природу и на производство; написание устных и письменных сочинений по картинке и серии картинок, по опорным словам.В третьем и в четвертом классах сочинения и изложения отражают наиболее существенные признаки предметов и явлений, носят описательный характер.
К концу четвертого класса обучающиеся должны уметь: определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована; озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста; распознавать тексты: повествование, рассуждение и использовать их в речи.
Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится со школьными предметами: русским языком и литературой, которые, прежде всего, служат задачам развития речи учащихся
Таким образом, мы видим что, используя в работе памятки- подсказки, ребятам легче работать над развитием связной письменной речьи.
Нами были составлены следующие памятки: этапы подготовки к изложению, этапы подготовки к краткому изложению, изложению в деталях; нами были охарактеризованы типы речи и составлены памятки, как составить текст того или иного типа.
Далее мы остановились на сочинениях, мы разработали памятки: как научиться писать сочинения; что значит говорить и писать на тему; главное в тексте-идея, основная мысль; как сделать нашу речь связной; как писать сочинение по картине; жанры живописи; как анализировать картину; как нужно подбирать материал к сочинению; памятка –подсказка как описывать неодушевленный предмет; памятка –подсказка как описывать животное; памятка –подсказка как описание растения; памятка –подсказка как описывать человека или сказочного героя; Памятка-подсказка описания сюжетного рисунка (изображен один персонаж); Памятка-подсказка описания сюжетного рисунка (изображено несколько персонажей). А также краткий учебный словарь.
Процесс формирования письменной речи длительный. Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. В данной работе были обобщены данные теории и практики развития речи учащихся на уроках родного языка, показаны пути решения конкретных вопросов методики развития речи. Разработаны методические рекомендации для учителей и учащихся. Это позволит поднять уровень практической деятельности учителя, которому постоянно приходится решать сложные задачи развития речи учащихся в процессе преподавания основ науки о языке. Поставленные нами задачи выполнены. Мы не можем претендовать на полноту освещения. Работа может быть продолжена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артемов В. А. Материалы коллоквиума по экспериментальной фонетике и психологии речи. М.: Просвещение, 1966. – 59 с.
2. Андрюхова Л. Л. , Шевердина Н. А. Уроки развития речи в начальной школе. Методика и практика преподавания –Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-320с
3.Зайцева О.О. Сочинение в начальной школе. – 2001. - №6. – С.28-35
4.Закожурникова М.Л. Сочинение и изложение в начальных классах. М.: Просвещение, 1964. – 284 с.
5.Иванкина Н.Н. О лингвометодической подготовке учителя к работе над развитием речи младших школьников //Нач. школа. – 2003. - №10. – С.54-59
6.Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников //Нач. школа. – 2002. - №9. – С.64-68
7.Кустарева В.А. и др. Методика русского языка. М.: Просвещение, 1982. – 304 с.
8.Ланщиков В.В. Методика обучения второклассников письменному изложению текста // Нач. образование. – 2006. - №4. – С.37-39
9.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
10. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 462 с.
11.Мартынова И.В. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений //Нач. школа. – 2001. - №4. – С.47-52
12.Мезенцева С.В. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка» //Нач. школа. – 2003. - №12
13.Мерзлякова И.Б. Написание сочинения – миниатюры с языковым заданием. //Нач. школа. – 2003. - №8. – С.77-79
14.Методика начального обучения русскому языку. /Под ред. Н.С. Рождественского. – М.: Просвещение, 1965. – 89 с.
15.Методика преподавания русского языка: Учебное пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.
16.Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
17.Микушова Т.П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в 3-4 классах //Нач. школа. – 2006. - №7
18.Нуруллина Н.Н. Как я учу детей писать сочинения //Нач. школа. – 1998. - №3. – С.80
19.Обучению русскому языку в 4 классе: Метод. Указ. /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1981. – 223 с.
20.Основы методики начального обучения русскому языку. /Под ред. Н.С. Рождественского. – М.: Просвещение, 1965. – 269 с.
21.Рамзаева Т.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Ч.1. – М.: Просвещение, 2001. – 198 с.
22. Рамзаева Т. Г. Русский язык, учебник для четвертого класса в 2 ч. -12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007г.
23.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 318 с.
24.Роляк Л.Н. Учимся писать сочинение по картине. // Нач. школа. – 2001. - №5. – С.96-99
25.Русский язык в начальных классах: Теория и практика /Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Академический центр «Академия», 1997. – 364 с.
26.Саломатина Л.С. Сочинение – мозаика на тему «Краски весны» в 4 классе //Нач. школа. – 2005. - №5
27.Самойлова Е.А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения. //Нач. школа. – 2002. - №10. С.51-54
28.Страхова Л.Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПБ.: Издательский дом «Литература», 2007. – 297 с.
29.Страхова Л.Л. Изложения для младших школьников. – СПб: Издательский Дом «Литература», 2006. – 357с.
30.Страхова М.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2007. -391 с.
31.Тихомирова Е.М. Сочинение по картине И.И. Шишкина«Зима» //Нач. школа. – 2006. - №12
32.Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1976 с. – 279 с.
33.Юртаев С.В. Принципы и методы развития