Из опыта работы концертмейстера хореографического ансамбля

Гупалова Таисия
Педагог дополнительного образования
КГУ «Гимназия №2» акимата города Рудного

Из опыта работы концертмейстера хореографического ансамбля

Сопровождение хореографии – специфический вид аккомпанемента, который основан на способности концертмейстера, воспринимать хореографический материал, который педагог-хореограф предлагает детям. Музыкальное сопровождение дает танцевальной пластике, движениям ритмическую основу и определяет её эмоциональную образную структуру.
Работая более 20 лет в гимназии концертмейстером, мне посчастливилось познать искусство танца с такими метрами хореографического искусства, как Запорожкин Валерий Иванович (ансамбль «Арман»), Соколова Анна Евгеньевна (ансамбль «Капельки»), Береговая Ирина Владимировна (ансамбль «Мечта») и Тулеваева Инга Ербаховна (ансамбль «Томирис»).
Всё в мире ритмично, и музыка и движение. Танец отражает все, что есть в музыке: настроение, эмоции, характер, темп, метр, ритм. С началом музыкальной фразы начинается новое танцевальное движение, танцевальная фраза. Концертмейстер должен знать и понимать образ и эмоциональное содержание танца. Занятия в хореографическом классе состоит из целого ряда разнообразных движений.
В творческом плане урок состоит из экспозиции, кульминации и заключения. А структура урока состоит из экзерсиса (упражнение у станка) и экзерсиса на середине зала. Экзерсис складывается из одних и тех же танцевальных движений в определенном и установленном порядке от простых движений, к сложным. Концертмейстер озвучивает всё, каждое движение. Хореограф, дает определения, что композиция, построенная по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальными движениями.
У меня выработалась своя структура музыкального материала, которая отражает все требования хореографа, предъявляемые к музыкальной импровизации концертмейстера. Особенность работы концертмейстера в хореографическом классе - его умения грамотно оформлять в музыкальном отношении занятия на любом этапе обучения. Для удобства работы концертмейстера создана своя музыкальная копилка, отдельно оформлена по жанрам и стилям.
На уроках хореографии всё построено на музыкальном материале, музыкой оформляется поклоны в начале и в конце уроков, сами экзерсисы переход от одного экзерсиса к другому, подготовка к движению. Все движения разные, разная пластика и всё согласовано с музыкальным сопровождением.
На занятиях музыкальный материал разнообразен, различный темп, метроритмический рисунок с затактом и без него, учитывающий определенные движения экзерсиса.
На занятиях у любого хореографа в гимназии всё организованно по времени, в условиях определенного темпа и ритма. Сама музыка выявляет особенности танцевальных движений, его рисунок, характер, динамику, фразировку, т.е. всё, что передает идейно-образного эмоционального содержание танца. Чтобы точно соответствовать многообразно технических и художественных задач музыка должна быть разнообразной и качественной.
Концертмейстер должен управлять своим инструментом так, чтобы звучание помогало развитию технике танца, формированию выразительных движений и умений передавать в пластике различные эмоциональные состояния. Концертмейстеру, следует понимать точно какой темп нужно исполнять, ритм, характер. Если востребованный характер плавный, мягкий, связный – то и музыкальное сопровождение, должно быть, соответствовать характеру и темпу, если нужен характер движения четкий и быстрый, резкий, отрывистый-то и музыкальное сопровождение должно соответствовать.
Музыкальный багаж у концертмейстера должен быть значимым и разнообразным, это мастерство его профессионализма. Обязательным требованиям работы в хореографическом классе является быстрая ориентация в выборе нужного музыкального материала, для поддержки танцевальных движений и умений импровизировать в своей специфике.
Требования педагога хореографа музыкальных фрагментов в объеме 8,16, 32, 64 такта определения темпа и ритма. Педагог задает комбинацию движений, а концертмейстер - баянист исходя из их характера и ритмического рисунка подбирает музыку.
В соответствии с требованиями импровизации концертмейстер должен:
Ощущать метроритм, темп.
Воспроизводить те или иные движения (поклон, приседание, шаг, бег, прыжки, вращения, кружение).
Понимать квадратную структуру музыкального произведения и хореографического движения (в пределах 8 или 16 повторного строения) с четким делением на две фразы 4 (2+2) и т.д.
Исполнять выразительную мелодию, явно с ощущаемой фразировкой и разнообразием формы.
Быть достаточно точным в выражении жанров.
Импровизация концертмейстера должна быть четкой и ясной, нюансировка – яркой и мелодичной. Именно движениями определяется ритм и характер танца.
Музыкальная импровизация включает в себя основные моменты: вступление, музыкальный фрагмент и заключение, полный каданс.
Допускается концертмейстеру собственные сочинения мелодий, композиций, импровизаций с требованиями учебно-хореографической постановкой. Значение природной предрасположенности музыканта к импровизациям очень велико. Существуют определенные мелодическо-интонационные, темпо-ритмические и аккомпанементно-фактурные виды, характерные для вальса, мазурки, галопа, польки и более современных как рок-н-ролл, буги-вуги и т.д. Весь этот музыкальный материал грамотный концертмейстер должен знать. Серьезной задачей для концертмейстера является определенный темп, от которого зависит вся работа в целом. Концертмейстер обязан помнить все темпы движений, так как музыка танца исполняется в строгом и четком ритме.
Концертмейстер должен хорошо читать с листа, причем самым разнообразным по стилю жанрам произведения. Грамотно пользоваться профессиональной лексикой и специальной терминологией, выучить принятые и исторически обусловлены французские термины, знать их перевод на русский язык. Результат работы в хореографическом классе так же зависит от концертмейстера, который умеет видеть всю композицию постановочного танца.
Концертмейстер – особая профессия, им может стать не каждый, даже самый талантливый баянист, так как от него требуется постоянного совершенства. Самое главное здесь - любить свою профессию, свой инструмент, трудолюбие и любовь к своему делу, к искусству. Чтобы четко представить структуру урока, нужно уметь ориентироваться в нотном тексте, так как хореограф может остановить в любом месте и начать отрабатывать какой-либо кусочек упражнения, нужно быть очень внимательным. У каждого хореографа своё видение в КПТ (композиции постановочного танца), своя изюминка красоты и образа танца.
Особенности работы концертмейстера заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные музыкальные занятия в любом танце.
Играя, концертмейстер должен четко знать и осознавать, что он не является самостоятельным исполнителем, а своей игрой должен помогать глубже, проникнуть в эмоциональную структуру танца. Нужно держать в поле зрения весь класс. Во время исполнения нужно учитывать разные физические способности воспитанников. Особенно это важно когда одно движение выполняется по одному. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами, это должен учитывать концертмейстер.
Профессия-концертмейстер хореографии представляет собой особенный, уникальный и ни с чем несравнимый комплекс, комплекс умений и навыков, комплекс необычайно-развитых слуховых и зрительных ощущений, который основан на глубоких знаниях музыки.
Музыкальное сопровождение на уроках хореографии – это тот фундамент, на котором держится сегодня искусство хореографии. Это профессия необходимая хореографии, требующая от баяниста - концертмейстера творческой самоотдачи.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215