Урок изобразительного искусства в 3 классе на тему: «Лети, лети, бумажный змей!». Создание художественной работы на тонированной бумаге. Вписывание узора в ромбовидную форму.


Урок изобразительного искусства
в 3 классе
на тему:
«Лети, лети, бумажный змей!». Создание художественной работы на тонированной бумаге. Вписывание узора в ромбовидную форму.
по программе:
«Изобразительное искусство и художественный труд» (Т.Я.Шпикалова)
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1
Г. Малоярославца
Янишевская Реана Рустамовна
2016г.
Технологическая карта урока
Тема «Лети, лети, бумажный змей»
Тема Лете, лети, воздушный змей!
Цель темы формирование представления об искусстве создания простейших воздушных конструкций на примере истории создания и изображении бумажного змея , выполненных мастерами;
умение делать разметку на листе не пользуясь измерительными приборами;
учить вписывать узор в художественную деталь заданной формы «ромб»;
развивать основы эстетической культуры учащихся в процессе художественного изображения воздушного змея;
Основное содержание темы, термины, понятия Особенности художественного творчества: художник и зритель.
Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.
Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость,
плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.).
Обобщение и уточнение понятий «кайт», «бумажный змей».
Оборудование:
Предметные умения УУД
Простой карандаш, ластик.
Кисти, баночки с водой, гуашь, альбомные листы тонированной бумаги (формат А4).
Мультимедиа оборудование с программой Microsoft Power Point

Знать элементарные правила смешивания основных цветов.
Уметь свободно работать карандашом, передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение.
умение анализировать, выделять главное, обобщать, систематизировать информацию;
Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного.
Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана, последовательности действий.
Познавательные: знакомство с образным языком изобразительного искусства на основе творческого опыта.
Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Мировая художественная культура, история , устное народное творчество, музыка
(классическая), окружающий мир. Фронтальная, индивидуальная. Методическое пособие.
Наглядный демонстрационный материал
ИКТ (презентация).
I этап Мотивация к деятельности
Вводная беседа (3минут).
Цель: мотивировать учащихся на изучение темы
«Лети, лети, бумажный змей»
- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам вспомнить какое сейчас время года?
- Осень.
- Какие осенние месяцы вы знаете и сколько их?
- У осени три месяца : сентябрь октябрь, ноябрь. (Слайд № 4)
- Правильно. Давайте обратимся с вами к народному календарю. Осенние месяцы в народном календаре на Руси имеют свои названия. Сентябрь – «листопад», октябрь – «грязник», ноябрь - «полузимник», «листогной».
- Почему месяцы именовали так? ( Ответы детей).
- Какой месяц осени сейчас на дворе?
- Октябрь.
-Октябрь - десятый месяц по счету - назывался непоэтично: «грязником». В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Октябрь знаменуется холодными ветрами. (Слайд № 5)
- Не зря первые дни октября называли «Астафий ветряк», «Ветряк дует всяк». Приметы этих дней: . на Астафья примечай ветер: северный к стуже; южный к теплу; западный к мокроте; восточный - к вёдру. Если с туманом длинно сегодня летит паутина - длинную осень укажет, не скоро снег ляжет. . Погода этого дня продержится без изменений четыре недели. (Слайд № 6)
- А если мы с вами обратимся к календарю наших дней, то 4 октября – это День космического флота. А как называются летательные аппараты, с помощью которого люди отправляются в космос? (Ракета.) Правильно. А знаете как назывался первый летательный аппарат, изобретённый людьми? Кайт. (Слайд № 7)
-Кайт - воздушный змей (от англ. kite), который применяется для создания тяги на воде или на суше, используя силу ветра. Таково было также название хищной птицы из семейства соколиных, отличавшейся очень красивым полетом. Гилберт Уайт в «Натуральной истории Селборна» описывал его так: «Эти соколы… летают кругами, расправив неподвижные крылья». Воздушный змей ромбовидной формы, паря в воздухе, напоминает очертания сокола. Поэтому с англичане, жившие в средние века,могли дать им одиноковые названия.
- Так какая же тема нашого урока? (Слайд № 8)
II этап. Учебно-познавательная деятельность
2.Изучение нового материала (7 минут).
Цели:
Формирование представления о изображении воздушного змея; познакомить детей с истории создания воздушного змея, о его роли в жизни людей;
Беседа на тему «История создания воздушного змея?»
- А знаете ли вы где и когда появились первые воздушные змеи? Какой формы и размеров они могут быть? Обо всём об этом мы узнаем с вами из презентации.
(Слайд № 9)
Воздушные змеи были изобретены в Китае. Первые воздушные змеи Китайцы начали делать из бамбука и листьев растений. После изобретения шелка в 2600 году до нашей эры Китайцы стали делать воздушные змеи из бамбука и шелка. В Китайском фольклоре много историй о том, что воздушные змеи запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто воздушные змеи применяли в военных целях. Существует легенда о том, что в 202 году до нашей эры генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками, и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами. Воздушные змеи были сделаны из бамбука, бумаги и шелка. Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали.
(Слайд № 10)Из Кита воздушные змеи появились и в Японии. В Японии воздушные змеи приобрели популярность. Стали появляться воздушные змеи в виде красочно раскрашенных полотен. Воздушные змеи запускали для того, чтобы отпугнуть злые силы, защититься от несчастий, обеспечить хороший урожай и здоровье. Современные Японские воздушные змеи - настоящие произведения искусства. На них изображаются благородные самураи, народные герои, священные животные и птицы.
(Слайд № 11)В 105 году н.э. римляне запускали украшенные тканевые флюгера как военные флаги. Обычно они были в форме животных с широкими ртами и поднимались на шестах, чтобы поймать ветер. Ниспадающий цилиндрический хвост флюгера из ткани, извивающейся как туловище дракона, придавал всадникам уверенности в себе и создавал угрожающий вид, который придавал страх врагу. Также флюгера указывали стрельцам направление и силу ветра. Византийцы в 9 веке поднимали на воздушном змее воина, который с высоты бросал в неприятельский стан зажигательные вещества. (Слайд № 3).
(Слайд № 12) Великий путешественник Марко Поло доставил истории о кайтах в Европу в конце 13 века. В 18 -19 веках кайты стали использоваться в качестве транспортных средств и практических инструментов в научных исследованиях. Ученые использовали воздушных змеев для исследования ветра, погоды, электричества в атмосфере, рельефа земли. Изобретатели с помощью кайта создавали устройства для того, чтобы поднимать в воздух наблюдателей и научную аппаратуру, посылать сигналы бедствия с тонущих кораблей. Воздушный змей, управляемый Хоманом Вальшем, 10 летним мальчиком, помогает строить висячий мост через реку Ниагара. Эксперименты с кайтами внесли свой вклад в развитие самолетостроения.
Обратив взгляд в прошлое, вы узнали, как воздушные змеи помогли людям добиться выдающихся научных дострижений. История эта охватывает многие века и страны, поэтому можно смело сказать, что изобретение воздушных змеев имело всемирное значение. Поэтому изготовление и запуск воздушных змеев еще долго будет одним из самых интересных хобби в мире.
Основные составляющие воздушных змеев. (Слайд № 13)
Независимо от модели и класса воздушного змея, с которыми вы можете ознакомиться в разделе "КАКИЕ бывают змеи", он состоит из нескольких элементов: полотно, каркас, соединительные детали, привязка (уздечка), хвост, нить (леер), катушка для намотки нити.

1. Каркас. Это две, три или несколько реек, формирующих змея. Каркас служит для поддержки полотна в натянутом положении и отвечает за прочность и жесткость конструкции.
2. Полотно (парус). Оно натягивается на каркас и создает препятствие потоку воздуха, тем самым отвечает за возникновение подъемной силы. Полотно всегда находится впереди каркаса по отношению к ветру.
3. Соединительные детали. Позволяют делать змеев разборными. Они должны быть прочными. Если змей разборный, возможно множество решений в зависимости от используемого материала и размера змея.
4. Уздечка (привязка) - место крепления воздушного змея.
Цель: активно изменить деятельность детей , и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий
3. Физминутка.
(Слайд № 15)
Ты лети, мой змей воздушный,Выше, прямо к облакам.Воле ты моей послушный,Крепкой нитке и рукам.Ты кружись и извивайсяПадай вниз и поднимайся,Белой птицей взвейся ввысьИ смотри, не оторвись.
III этап. Интеллектуально- преобразовательная деятельность.
4. Творческая работа (25 минут).
Практическая работа.
Цель: умение делать разметку на листе не пользуясь измерительными приборами;
учить вписывать узор в художественную деталь заданной формы «ромб»;
развивать основы эстетической культуры учащихся в процессе художественного изображения воздушного змея;
- Чтобы изобразить воздушного змея, мы должны придерживаться следующих этапов работы:
1. Разметка формы воздушного змея. (Слайд № 16)
2. Выполнение узора, вписанного в ромбовидную форму. (Слайд № 17)
Чтобы вписать узор в данную форму, необходимо учесть:
А) узор полностью должен соответствовать выбранной форме ромба (растянутость, симметричность); геометрический узор , абстрактный узор (паутина, спираль) - не нарушая последовательности и не искажая сами фигуры;
Б) детальный рисунок должен занимать всю поверхность полотна воздушного змея и иметь также симметрию изображения.

3. Рисование цветом. (Слайд № 18)
- При рисовании цветом обратите внимание на цвета красок. Они должны быть радужными, избегайте тёмных цветов. Для раскрашивания крупных деталей рисунка, надо взять широкую плоскую кисть, и тонкую – для прорисовывания мелких деталей. Воздушный змей – это олицетворения воздушности, радости, хорошего настроения.
III этап. Интеллектуально- преобразовательная деятельность.
5. Итог урока. Оценка результатов деятельности.
Цель:
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
умение анализировать свои работы посредством сравнения. - Понравилась ли вам работа, которую вы выполняли на уроке?
- Как считаете, тяжело было размещать рисунок в ромб? (Слайд № 19)
- Что нового вы узнали?
- Как вам кажется, правильно ли вы вписали узор или детальный рисунок в своей работе?