Открытый урок в ДШИ «Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №4» г. Курска




Открытый урок
«Формирование навыков игры на виолончели на начальном этапе обучения»




Выполнил: преподаватель
оркестрового отделения
Гончарова М.А.






Курск – 2016 г.
Цель урока:
Формирование навыков игры на виолончели,
Формирование интереса к музицированию;

Задачи урока:
Образовательные:
Формировать исполнительские умения и навыки с помощью специальных упражнений;
Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (деташе, легато), обучение выразительному исполнению;
Сформировать и закрепить навык правильной посадки за инструментом;
Сформировать навык правильной постановки;
Формировать умение использовать простейшие средства музыкальной выразительности;
Формировать умение применять теоретические знания на практике;

Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащегося;
Развивать технические возможности;
Развивать музыкальный слух и чувство ритма учащегося;
Развивать координацию рук;
Развивать навык слухового контроля;

Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус;
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным  произведением.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Изучение нового материала.
Форма урока:  урок с элементами исследования.
Методы:
Словесный
Наглядный
Практический
Реализуемые технологии:
Развивающего обучения
Творческая лаборатория
Художественно-эстетическая
Здоровьесберегающая
Оборудование:
Виолончель 3\4
Виолончель 4\4
Фортепиано
Стул
Сборники нот
Ожидаемые  результаты:
Ученик умеет самостоятельно контролировать правильную посадку и постановку рук;
Учащийся владеет начальными приёмами игры на виолончели;
Учащийся умеет применять знания об основных штрихах и средствах музыкальной выразительности на практике;
Учащийся имеет понятие о транспонировании;
Учащийся умеет транспонировать лёгкие мелодии на квинту;
Учащийся умеет самостоятельно разбирать несложные пьесы;.
План урока:
Начало урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
Основной этап:
-развитие и закрепление полученных навыков правильной посадки, звукоизвлечения, приёмов игры «пиццикато», «деташе» и «портато» при помощи упражнений и работы над пьесами;
-Изучение нового :знакомство со штрихом «легато» : показ, обсуждение, практическая работа;
Заключение:
- итоги работы;
- оценивание;
- домашнее задание.
Ход урока
1.Представление учащегося. Сообщение темы урока и задач.
2.Основная часть.
Посадка за инструментом. Преподаватель напоминает о важности правильной посадки и просит учащегося вспомнить и назвать три точки опоры инструмента. Учащийся садится и берёт инструмент. Если нужно, преподаватель исправляет ошибки.
Учитель: «Перед тем, как изучить новый материал, давай вспомним те приёмы игры, с которыми мы уже познакомились и над которыми ты работал в классе и дома. И начнём с пиццикато». Преподаватель просит вспомнить, что это за приём игры и продемонстрировать его. Ученик исполняет пьесу А. Гедике «Танец» (исполняется на открытых струнах). Учитель обращает внимание на ритмическую точность и свободу правой руки.
Далее начинается работа над постановкой левой руки и игрой в первой позиции. Преподаватель просит учащегося вспомнить основные принципы постановки левой руки и проверяет результаты домашней работы с упражнениями №1, 2 и 3. Учитель замечает неточности исполнения: «Как ты думаешь, почему пальцы не всегда падают на нужное место и не всегда вовремя?». Если ученик затрудняется с ответом, обращает внимание на то, что пальцы высоко подняты над струной и\ или находятся в стороне от грифа. Поясняет, что если держать пальцы над «своим рабочим местом» им будет легче работать; предлагает сыграть упражнения и проследить за этим. Упражнения исполняются ещё раз.

Работа над интонацией. Учитель просит определить в каких упражнениях звучит тон, а в каких полутон. Слушаем как они звучат на фортепиано, повторяем голосом, попевками, а затем на инструменте. Учитель : «Как мы можем увеличить расстояние между звуками, повысить ноту?» (Использовать диез) «В классе и дома ты играл песенку «Серый кот». Какие ноты ты использовал? Сыграй, пожалуйста!» Ученик исполняет пьесу «Серый кот». Учитель : «Попробуй повысить ноту «фа» и играть вместо неё «фа#». Ученик исполняет. Преподаватель просит рассказать, как изменилась мелодия.(Изменился характер, мелодия стала светлой, весёлой, мажорной). Преподаватель: «Эту песенку ты исполняешь на струне.”ре” . Как ты думаешь, можно ли её исполнить на других струнах в той же первой позиции, такой же аппликатурой? Попробуй!» После исполнения на других струнах учитель спрашивает: «Что изменилось, а что осталось прежним?» (Такое же расстояние между звуками, мелодия, но изменился тембр). Преподаватель даёт понятие о транспонировании, как о «музыкальном лифте, который переносит мелодию вверх или вниз.

Физкультминутка: стоя выполняются следующие упражнения: повороты и наклоны головы, повороты корпуса вправо- влево(руки у груди), наклоны с выдохом.
Звукоизвлечение смычком. Деташе. Учитель просит вспомнить учащегося, как правильно располагать пальцы на смычке. Упражнение-разминка «Рисование». Учащийся рисует в воздухе «восьмёрку», «кружок» . Учитель акцентирует внимание на работе кисти и пальцев. Упражнения на открытых струнах. Преподаватель просит вспомнить ,какие части руки участвуют в работе в разных частях смычка. Ученик работает сначала в нижней, а после в верхней половине смычка. Затем исполняет упражнение всем смычком. Учитель обращает внимание на необходимость плавной смены смычка. «У колодочки ты опираешься на смычок весом всей руки, а у конца рука вытянута и находится далеко от струны и ей трудно извлечь такой же громкий звук. Как можно уравновесить звук?» (приподнять кисть у колодочки , подобрать пальцы на смычке, у конца развернуть волос). Учитель просит ученика исполнить пьесу «Пойду ль , выйду ль я» (на открытых струнах) и обратить внимание на правильное распределение смычка (более длинные «половинные» всем смычком, а короткие «четверти» половиной смычка). Учащийся исполняет. По необходимости, учитель указывает на недостатки и просит их исправить.
Игра на инструменте двумя руками. Учитель просит учащегося исполнить гамму до-мажор целыми длительностями. Спрашивает: «На что нужно обратить внимание при игре двумя руками?»(Синхронность смены смычка и падения пальцев, уровень локтя на разных струнах, пальцы над струной, смычок двигается по единой игровой точке, смена смычка Учащийся исполняет гамму. Учитель просит ученика проанализировать, что удалось выполнить, а что нужно исправить. Ученик исполняет гамму ещё раз. Исполнение гаммы ритмическим рисунком
Работа над распределением смычка.
Учитель: «Всё, чему мы учимся, исполняя гаммы и упражнения, мы должны уметь применять при исполнении музыкальных произведений.» Ученику предлагается исполнить пьесу «Не летай, соловей у окошечка». Он её исполняет. Учитель интересуется характером пьесы (грустная, напевная) и её жанром (это песня), а затем просит разделить её на предложения и построить музыкальные фразы. Ученик исполняет пьесу и напевает её. Звук становится тише там, где заканчивается дыхание, исполнение становится более осмысленным, звук певучим, смена смычка незаметнее.
Учитель предлагает исполнить контрастную по характеру пьесу «Цыплята» . Ученик определяет характер пьесы (весёлая, подвижная). Учитель: «Да, эта пьеса совсем другая и играть её нужно иначе. Если в предыдущей пьесе ты вёл смычок медленно и плавно, то здесь движения должны быть какими?» Ученик отвечает и исполняет пьесу более весело, живо. Учитель по ходу исполнения подсказывает, на что обратить внимание.
Учитель: « Теперь, когда мы закрепили свои знания, мы можем двигаться дальше и познакомиться с новым приёмом игры. Послушай, пожалуйста пьесу Р. Ловланда «Song from a secret garden». Как ты можешь её охарактеризовать? Как звучит инструмент?» Учитель исполняет отрывок из пьесы «Song from a secret garden». Ученик делится впечатлениями.(музыка .напевная, плавная, звуки пропеваются на одном дыхании и.т.д). Учитель : «Штрих, при котором несколько звуков исполняются «на одном дыхании», несколько нот укладываются на один смычок и звучат связно- называется «легато». Давай попробуем его исполнить в гамме до мажор. Обьединим по две ноты на смычок.» Ученик исполняет гамму. Если штрих более-менее получается, то ведётся работа над распределением смычка и чёткостью падения пальцев. Если же учащемуся очень сложно, то сначала гамма исполняется штрихом «портато» по две ноты на смычок. Учитель так же обращает внимание на распределение смычка , чёткость падения пальцев и соединение струн.
Заключительная часть.
Итак, сегодня мы закрепили навыки исполнения «пиццикато» и «деташе». Научились транспонировать мелодии на квинту. Познакомились с новым штрихом- «легато».
Домашнее задание: гамму до-мажор играй штрихами деташе и легато.; пьесы «Не летай соловей» и «Цыплята» играй соответственно их содержанию, правильно распределяй смычок, добивайся красивого звука.