Рабочая программа Охрана лесов


Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Охрана лесов»
Составители:
Житов И.М., Роднаева О.А.,
педагоги дополнительного образования
Направленность программы:
эколого-биологическая.
Уровень программы:
начальное образование.
Срок реализации:
2 года.
Киренск
2014
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Охрана лесов» разработана на основании нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Положении о дополнительной общеразвивающей программе МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония».
Цель
улучшить осведомленность учащихся о противопожарной безопасности.
Задачи
расширить их знания в этой области,
сформировать правильное отношение детей к опасности, которая может произойти от пожаров.
поощрение молодежи за передачу полученной информации в семьи, друзьям и знакомым.
Эта программа предоставляет возможность и ученикам, и педагогу сосредоточиться на окружающей среде своего сообщества. Она обеспечивает возможность для объяснения и обмена мнениями об аспектах пожара и предотвращении лесных пожаров.
Дети должны обсуждать задания в группах и в классе, петь, играть по ролям, играть в игры, писать рассказы, рисовать картинки и проводить опыты и ученики, и педагог получают пользу, взаимно обмениваясь заданиями. Ребенку должно быть выделено время, чтобы поделиться своими идеями с одноклассниками. Это позволяет педагогу распознать недопонимание учениками проведенных занятий.
Дети учатся более эффективно, если они принимают активное участие в процессе обучения. Дети в каждом классе должны знать цели программы.
Виды обучения учащихся разнообразны: лекция, рассказ, беседа. Для поощрения двухстороннего усвоения информации, чтобы у ребенка функционировало как правое, так и левое полушарие мозга, мы предусмотрели различные возможности для проверки понимания учащимися каждого понятия, а также возможность для наблюдения за правильным поведением ученика во время индивидуальной деятельности. Программа позволяет ребенку учиться, принимать и сохранять информацию. Как только у ученика вырабатывается способность сохранять информацию, это значит, что он способен применять полученные знания в ежедневной практике, а также передавать их другим.
В дополнение к учебному плану учитель должен понимать, что ребенку необходимо предоставить возможность делиться своими знаниями о предотвращении пожаров в любое время со своими одноклассниками или в организации, где работают его родители. Этот факт является решающим, поскольку он позволяет ученику не только самому усваивать материал, но и передавать полученные знания другим людям.
Ожидаемые педагогические результаты и методы их оценки
Достигнутый в постижении программы результат должен оцениваться по тому, какое влияние оказывает программа на школьное сообщество.
А. Мониторинг возрастного уровня и оценка
Должна быть установлена система предварительного и окончательного тестирования, она даст учителю ценную информацию о качестве его преподавания и уровне понимания учащимися. Если более 20% класса не усвоили концепцию, работа должна быть повторена с большим упором на управляемую интерактивную деятельность и/или необходимо добавить больше мероприятий для закрепления материала.
Данная программа составлена на основе противопожарной общеобразовательной программы (по проекту Фореста). Мной были внесены изменения в годовое количество часов, так общий объём составил 204 часа. Продолжительность обучения 2 года (по 3 часа в неделю). Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Кроме того, добавлено по возможности больше практических занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ Тема Всего часов В том числе
Теоретические занятия Практические работы
1. Вводное занятие 2 2 -
2. Пожары 48 24 24
3. Предотвращение пожаров 42 24 18
4. Подведение итогов 10 4 6
ИТОГО: 102 54 48
2 год обучения
№ Тема Всего часов В том числе
Теоретические занятия Практические работы
1. Вводное занятие 2 2 -
2. Пожарный контроль 18 10 8
3. Пожары и леса 60 22 38
4. Пожар и безопасность 14 8 6
5. Подведение итогов 8 2 6
ИТОГО: 102 44 58
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное занятие
Познакомить учащихся с планом работы детского объединения, объяснить им какими практическими и теоретическими занятиями они будут занимать в объединении, может быть учащиеся смогут предложить свою альтернативу, что поможет при составление плана занятий педагогу.
Пожары:
Дети должны уметь объяснить, что такое пожар, при каких условиях загораетсяогонь и как он горит.
Дети должны знать, что огонь опасен и в некоторых случаях только взрослыемогут его зажечь и присматривать за ним.
Дети должны уметь объяснить разницу между хорошим и плохим огнем,приводить собственные примеры хорошего и плохого огня.
Предотвращение лесных пожаров в окружающей среде:
Дети должны уметь объяснить, что необходимо сделать, если они найдутлежащие не на месте спички или зажигалку.
Дети должны уметь объяснить, как защитить свой дом от пожаров.
Дети должны уметь объяснить понятие «защитное место».
Дети должны уметь проводить противопожарный осмотр своих квартир, сада,автомобиля, инструментов и предпринимать решительные действия, есликакой-то предмет находится в пожароопасном состоянии.
Дети должны знать, как правильно зажечь и потушить костер.
Дети должны уметь объяснить, как правильно потушить сигарету.
Дети должны уметь перечислить, как по вине человека случаются пожары и каких предотвратить.
Подведение итогов
Цель — обобщить все изученное за год, подвести итоги проделанной работы. Выход на экологическую тропу.
2 год обучения
Вводное занятие
Познакомить учащихся с планом работы детского объединения, объяснить им какими практическими и теоретическими занятиями они будут занимать в объединении, может быть учащиеся смогут предложить свою альтернативу, что поможет при составление плана занятий педагогу.
Пожарный контроль:
Дети должны уметь объяснить, что надо делать, если они увидят пожар в лесуи/или горящий костер.
Дети должны уметь объяснить понятия «пожароопасный сезон» и класспожарной опасности.
Дети должны уметь перечислить категории причин пожаров и дать примеры покаждой категории естественные, по вине человека и неизвестногопроисхождения.
Дети должны уметь объяснить, что такое «предписанный» пожар и привестисоответствующие примеры.
Пожары и леса:
Дети должны понимать компоненты лесного сообщества.
Дети должны уметь перечислить примеры, как взаимосвязаны компоненты лесамежду собой.
Дети должны уметь объяснить роль и значение лесов для человека.
Дети должны уметь объяснить положительные и отрицательные последствиялесных пожаров.
Дети должны уметь объяснить, как местность влияет на вид пожара.
Дети должны уметь объяснить, как погода влияет на особенностираспространения огня.
Дети должны уметь объяснить, как различные типы горючих материалов,находящихся в лесу, влияют на вид пожара.
Дети должны уметь объяснить четыре вида распространения огня.
Дети должны уметь объяснить, как животные выживают в лесных пожарах.
Дети должны уметь объяснить, как растения выживают в лесных пожарах.
Дети должны уметь объяснить историю лесных пожаров на российскомДальнем Востоке устно и с помощью наглядных материалов.
Пожар и безопасность:
Дети должны уметь объяснить, что нужно сделать человеку, если на немзагорелась одежда.
Дети должны вместе со своими семьями разработать схему противопожарныхмероприятий и план действий в случае пожара в доме или в условияхприближающегося лесного пожара.
Дети должны уметь объяснить, кто борется с лесными пожарами, назватьобязанности этих людей.
Дети должны уметь описать и объяснить назначение противопожарныхинструментов.
Подведение итогов
Цель — обобщить все изученное за год, подвести итоги проделанной работы. Выход на экологическую тропу.
Приложения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Насекомые сибирских лесов/первый атлас цветных фотографий для специалистов лесного хозяйства. – Красноярск: Центр защиты леса, 1999 – 96 с., ил.
Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989.-320с.: ил.
Противопожарная образовательная программа (по проекту Фореста)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Сладков Н. И. Лесные тайнички - Л.: Детская литература, 1970.
Сладков Н. И. Под шапкой-невидимкой Л.: Детская литература, 1972.
Экологическая азбука для детей и подростков. М., 1995.
Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Изд-во МГУ, 1989.-320с.: ил.
Список необходимого оборудования
Определители растений, определители следов жизнедеятельности животных, лупы, бинокли, планшеты, лопаты, вёдра, спички, калькуляторы, миллиметровая бумага, канц. принадлежности и др.
Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу «Охрана лесов»
Рецензируемая образовательная программа представляет собой модифицированный вариант программы эколого-биологической направленности.
Данная программа составлена на основе программы противопожарной образовательной программы по проекту Фореста.
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 12 до 15 лет, со сроком реализации 2 года.
Целью программы является улучшение осведомленности обучающихся о противопожарной безопасности. Данная цель раскрывается в основных задачах курса.
Актуальность программы заключается в том, что она представляет возможность сосредоточится на окружающей среде своего сообщества.
В пояснительной записке педагогом представлены задачи курса, ожидаемые педагогические результаты и методы их оценки. Материал программы соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Содержание рецензируемой программы четко структурировано, выделены этапы работы, представлены ожидаемые результаты каждого года обучения и итоговой аттестации воспитанников.
Программа содержит список рекомендованной литературы для педагога и обучающихся, перечень оборудования.
Дополнительная образовательная программа «Охрана лесов» соответствует требованиям, предъявляем к дополнительным образовательным программам.
Программа «Охрана лесов» Житова И.М. и рецензия на нее обсуждена на методическом совете МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония», протокол № ___ от _________г.
Составитель рецензии Роднаева О.А., зав.отделом
МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»