Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме Ориентирование на местности. Компас









Конспект открытого урока по окружающему миру
«Ориентирование на местности»

Учитель начальных классов МБОУ «Куликовская средняя школа»
Жгилёва Людмила Васильевна








Тема: Ориентирование на местности
Тип урока: урок получения  новых знаний
Форма организации урока – игра-путешествие
Форма организации работы учащихся – индивидуальная, групповая, работа в парах
Программа «Окружающий мир», А.А. Плешаков (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы). Всего 68 ч, в неделю 2ч.
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011
Раздел: Путешествия, 18 ч
 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки.
Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (игра «Верно-неверно»); технологии проблемного обучения.
Цели урока:
1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.
2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.
3. Совершенствовать умения применять знания на практике.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

УУД:
Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.
Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.
Основные этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Мобилизующее начало урока (организационный момент)
Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода
Учащиеся настраиваются на хорошую работу на уроке.

Ориентировочно-мотивационный этап (проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы)
Через создание проблемной ситуации, через раннее полученные знания, подвожу учащихся к самостоятельной постановке цели урока, формулированию проблемных вопросов
Учащиеся показывают подготовку дома, знания, полученные на прошлом уроке.
Учатся работать в команде. Формулируют цель урока и его задачи.


Операционно-исполнительный этап (этап изучения нового материала)
Организуется работа по учебнику. Перед учащимися возникают вопросы, на которые они смогут ответить, прочитав статью в учебнике, нацеливаю учащихся сделать выводы по раннее обсуждавшимся вопросам, мотивируя через создание проблемной ситуации искать ответ на вопрос. Объединяю учащихся в группу и прошу выполнить работу в тетради, подготовленный ученик проводит практическую работу.
Учащиеся работают с учебником, ищут необходимую информацию по вопросам учителя, делают выводы. Работая в группе, ищут информацию об ориентировании по местности с помощью компаса.
Составляют синквейн о компасе.
Выполняют практическую работу.

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов, рефлексия)
Создание ситуации успеха, через подведение итога урока (использование взаимооценивания и самооценивания учащимися; обсуждение практического применения полученных знаний на практике).
Учащиеся соотносят цель, которую они ставили в начале урока с результатом деятельности, решают, достигнута цель или нет. Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек, высказывают своё мнение об учащихся, которых они хотели бы похвалить за работу на уроке, оценивают своё отношение к уроку, понравился им урок или нет.















Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять» (предположите, как вы сегодня поработаете на уроке – трехуровневый)
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята получить отметку «пять» вам сейчас возможность представится. Давайте проверим ваши знания. На доске рисунок-схема. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта. Работа учащихся в группе.
Учитель: Проверим, что у вас получилось
Учитель: а сейчас приглашаем всех на поединок «умов». Знатоки 2 класса Куликовской школы против зрителей.
Блиц – опрос: (вопросы выданы гостям, задают по очереди, ребята отвечают)
Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)
Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)
Сможем ли мы дойти до линии горизонта? Почему? (Линия горизонта всегда отдаляется, тк Земля круглая)
Назовите названия основных сторон горизонта (север, юг, запад, восток).
Если вы стоите лицом на север, что будет сзади? (юг)
Назовите противоположные стороны: запад -(восток), СВ -(ЮЗ)?
Где пригодятся нам эти знания? Итоги. (оцените свою работу в группе на этом этапе)
3. Самоопределение к деятельности.
1) А сейчас отправимся немного погулять.
В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок
Положили в кузовок.
- Маршрут нашего путешествия нам известен (лес), давайте отправимся в путь. (Работа в группе – руководитель Валерия)
- На плакате есть клеточки. Вот на этих клеточках мы нарисуем наш маршрут. Начнем путешествие из точки О. Выйдя из точки О, мы пошли 2 клеточки на север. 3 клеточки – на запад. 3 клеточки – на север. 4 клеточки – на восток. 5 клеточек – снова на восток. 6 клеточек – на юг. 3 клеточки – на юго-запад.
- Куда мы пришли? ( Картинка лесной полянки).
(оцените, как вы поработали в группе – слово Лере), на полянку прикрепить бабочек.

2) Постановка проблемной ситуации.
- Вот, ребята, шагаем мы по лесу и видим столько красоты кругом (Помогайте мне). А через некоторое время понимаем, что мы заблудились. Что же нам делать, ребята? Не оставаться же ночевать в лесу? Как нам выбраться?
- ( Мнения детей).
- Достаточно ли у нас знаний для того, чтобы выйти из леса? ( Нет).
4. Изучение нового материала.
1) Просмотр ролика
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)
- Прочитайте тему урока на стр.74 учебника. (Ориентирование на местности.)
- Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)
- Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи в учебнике.
- Что же такое - ориентирование на местности? (Ответы детей)
- Прочитайте об этом на с.74 учебника.
- Что такое ориентиры?
- Подскажите незнакомому человеку, как лучше пройти от школы администрации посёлка, какие ориентиры есть по этому маршруту? (Ответы детей) (выполняют группой)
-Работа с учебником. Прочитайте задания 1, 2 стр.74
(Ребята, кто понял, что такое ориентирование на местности и ориентиры?)
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление знаний
1) Работа в рабочей тетради № 1 стр. 45
- Прочитайте с.75 учебника, что такое компас.
- Допишите определение в тетради
2) Знакомство с компасом
- А теперь, будущие туристы, отгадайте загадку.
Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда. ( компас)
Синквейн: какой?(2), что делает? (3), предложение (4), вывод (1)
- Какой он? Найдите подходящие прилагательные: маленький, кругленький, нужный, полезный
- Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.) Его функции: ведёт, направляет, указывает.
-Подумайте, людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( Летчики, Военные, моряки). Компас спасает нам жизнь. Или Надежда – мой компас земной. Что даст компас этим людям? (с/оценка работы на данном этапе)
История возникновения компаса.
А Виолетта расскажет нам, как выглядел первый компас. слайд
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые считают, что первый компас появился в Китае и использовался при движении по пустыне, а выглядел он так(Слайд).
Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела магнитная стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг.

7.  Практическая работа – проводит Матвей
Рабочая тетрадь стр. 46 № 3
-Прочитайте тему практической работы
- Какова цель данной работы?
-Я познакомлю вас с устройством компаса.(показывает и называет части компаса)
- Теперь выполните задание в рабочей тетради
Послушайте и посмотрите, как правильно пользоваться этим прибором
Правила работы с компасом: (объясняет и выполняет вместе с ребятами)
1.Положите компас на ровную поверхность.
2.Подождите, пока стрелка компаса успокоится.
3. Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки, а красный – с буквой ю.
Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
4.Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.
Расставить таблички в классе по сторонам горизонта.
Вывод и оценка практической работы.
- Оцените свою работу на этом этапе и отметьте свое настроение
8. Рефлексия
Тест № 47 (в парах) - с/проверка, оценка
-Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, турслеты)

Домашнее задание.

Учебник стр.74-75, тетрадь с.45,47












Карточки: север, юг, восток, запад; слова для синквейна.
Презентация «Тест»



Синквейн.
Компас.