Технологическая карта урока географии на тему Компас.Ориентирование на местности.5 класс


Технологическая карта урока по географии в 5 классе.
УМК автора Домогацких Е.М.
Тема урока : Компас. Ориентирование на местности.
Практическая работа «Определение сторон горизонта с помощью компаса»
Цель: Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами.
Задачи урока:- рассмотреть способы ориентирования.
- сформировать представления о компасе как измерительном приборе.
-познакомить с алгоритмом ориентирования с использованием компаса.
Планируемые результаты обучения:
1. личностные: формирование понимания значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека..2. метапредметные: развивать умение работать с измерительными приборами.
3. предметные: давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие бывают стороны горизонта; делать вывод о назначении компаса; формулировать алгоритм работы с ним.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний с выполнением практической работы..Методы: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, продуктивный.
Основные понятия изучаемые на уроке: ориентирование, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, компас
№п/п Этапы урока УУД Деятельность учителя Деятельность ученика Методы и приемы обучения
1. Организационный момент Личностные
( умение доброжелательно и уважительно относиться друг к другу, к окружающим.) Доброжелательный настрой учителя.
Прикоснитесь ладошками друг к другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. Приветствие учителя. Настраиваются на урок. « Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! ( хорошего вам настроения!»
2 Проверка выполнения домашнего задания Регулятивные
( адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения домашнего задания и вносить необходимые коррективы1.Что такое глобус? Географическая карта? аэрофотоснимок?
2. Чем отличается глобус от географической карты?
3. Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?
4.Что означают на географической карте пятна желтого, зеленого, коричневого цвета, оттенки синего? Работают с тематической картой, глобусом. Делают выводы Индивидуальный опрос, беседа,
3 Мотивация познавательной деятельности Регулятивные: целеполагание,
планирование и реализация задач урока, преобразование практической задачи в познавательную. Все вы, наверное читали книгу Бориса Полевого « Повесть о настоящем человеке». Помните, как раненый военный летчик Маресьев был сбит фашистами и упал на окупированную врагом территорию в 50 км от линии фронта? Планшет с картой он потерял при падении. Тяжело раненный, он решил идти на восток, чего бы это ни стоило. Сначала летчик ориентировался по Солнцу, но при приближении к фронту ориентиром для него стали звуки отдаленного боя. По звукам он и определил расстояние до линии фронта. Были ли случаи, когда кто-нибудь из вас заблудился в незнакомой местности? Какую тему на уроке будем изучать?
Цель урока: сформировать знания об ориентировании и научиться пользоваться измерительными приборами.
Задачи:- изучить стороны горизонта.
-при помощи компаса научиться ориентироваться на местности. Озвучивают тему урока. Ставят задачи урока. Запись темы в тетрадь.
4
Актуализация субъективного опыта
Познавательные:
Умение ориентироваться в системе знаний; строить логическое рассуждение
Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей.
1.Как человек ориентируется на незнакомой местности?
2.Какие местные признаки позволяют человеку ориентироваться на местности?
Постановка проблемного вопроса:
« Можно ли ориентироваться без компаса?»
При изучении темы на уроке вы узнаете ответ не поставленный вопрос. Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения по проблемному вопросу.
Беседа
5. Изучение нового материала Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные умение излагать свое мнение, аргументировать его
Регулятивные: выбирать средства достижения цели; планировать деятельность, самостоятельно исправлять ошибки.
В переводе с латыни «ориенс» означает восток, причем здесь восток.
Ориентирование – это определение своего местоположения относительно других сторон горизонта.
-Какие стороны горизонта выделяют?
- Определите стороны горизонта в классе, на территории школьного двора.
Стороны горизонта по другому называют странами света, и еще румбами.
Выделяют 4 основных румба, 4 промежуточных
-Что означает ориентироваться?
Для ориентирования на местности в незапамятные времена в Китае был изобретен измерительный прибор компас. Выделяют несколько видов компасов: туристический, учебный, геологический. Рассмотрите по рисунку 18 в учебнике хорошо всем известных компасов.
Как ориентироваться при помощи компаса?
Правила пользования компасом:
1 Установите компас на горизонтальной поверхности.
2.Дождитесь остановки стрелки пока синий конец будет указывать на север.
3. Вращайте компас, пока синий конец не совпадет с буквой С.
4. Компас сориентирован.
Вывод: Компас – это прибор с помощью которого можно ориетироваться.
Выполнение практической работы №2
(см. приложение №1) Работают в парах, изучают измерительный прибор компас работают по алгоритму. Выполняют практическую работу.
Обучающиеся анализируют материал учебника, рисунок выявляют характерные черты указанных сторон горизонта записывают в тетрадь.
Формулируют собственное мнение. Делают выводы. Анализ учебного материала.
Исследование объектов.
Работают с компасом.
В классной комнате определяют стороны горизонта при помощи компаса.
6 Физкультминутка Личностные : уважение и признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира. « Стороны горизонта» По команде учителя учащиеся поднимают руки( вверх, вперед, влево, вправо) в соответствии со стороной горизонта. Учащиеся выполняют упражнения на расслабление мышц рук, спины, глаз, шеи. 7 Первичная проверка понимания Коммуникативные: действуют с учетом позиции другого, развитие речевой деятельности. Осуществляет адресную помощь.
Установите соответствие между стороной горизонта и ее видом.
Сторона горизонта вид
Север а) основнаяСеверо-запад б) промежуточнаяЮго-юго-востокзапад Учащиеся определяют стороны горизонта по карте полушарий в паре
Работа с физической картой полушарий.
8 Первичная проверка закрепления
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Работа с текстом и ответы на вопросы: Внимательно прочитайте историю изобретения компаса и ответьте на вопросы после текста.
«Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности изобрели! китайцы. Китайский философ Хэнь Фэйцзы так описывал устройств! современного ему компаса: "...он имел вид разливательной ложки магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней. и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклой основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг.» Таким был самый древний прибор для определения стран света».
-Какой вид имел древний компас? -Каким способом были нанесены обозначения стран на древнем компасе? -Что выполняло функцию магнитной стрелки в древнем компасе? Читают предложенный текст и отвечают на поставленные вопросы.
Отчет о проделанной работе
8 Информация о домашнем задании Познавательные: -составлять описание на основе достоверных источников информации П 6
Схематично составить план учебного кабинета, выделить разными цветами те объекты, которые расположены на С,Ю,В,З. Схематично рисуют план учебного кабинета Запись в дневник.
Объяснение учителя.
9 Рефлексия Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет, поддерживает, учит корректным формам общения.
Я удивился…
Я обратил внимание.. Я задумался над…
Эти знания мне нужны..Продолжают мысль о результатах урока.
Высказывают собственное мнение

Приложение 1
Пр. р. № 2 Определение с помощью компаса сторон горизонта
На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линия синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.
Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы
занесите в таблицу.
Сокращённые названия сторон горизонта Полные названия сторон горизонта
ССВ ЗСЗ СВВЮВ Наблюдения в классе.
Точка наблюдения Сторона горизонта Объекты
Парта
Ряд доска
дверь
классный уголок
шкаф
компьютер
окно
Практическая работа № 2 «Определение с помощью компаса сторон горизонта»
Задание 1: На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линия синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.
Задание 2:Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.
Сокращённые названия сторон горизонта Полные названия сторон горизонта
ССВ ЗСЗ СВВЮВ
Задание 3: Ориентирование в кабинете.
Точка наблюдения Сторона горизонта Объекты

Парта №
Ряд № доска
дверь
классный уголок
шкаф
компьютер
окно
Алгоритм работы с компасом
1. Установите компас на горизонтальной поверхности.
2.Дождитесь остановки стрелки пока синий конец будет указывать на север.
3. Вращайте компас, пока синий конец не совпадет с буквой С.
4. Компас сориентирован.
5. Определите стороны горизонта.(С,Ю,В,З)
.Внимательно прочитайте историю изобретения компаса и ответьте на вопросы после текста.
«Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности изобрели! китайцы. Китайский философ Хэнь Фэйцзы так описывал устройств! современного ему компаса: "...он имел вид разливательной ложки магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней. и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклой основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг.» Таким был самый древний прибор для определения стран света».
-Какой вид имел древний компас?
-Каким способом были нанесены обозначения стран на древнем компасе?
-Что выполняло функцию магнитной стрелки в древнем компасе?
1.Внимательно прочитайте историю изобретения компаса и ответьте на вопросы после текста.
«Компас, как и бумагу, еще в глубокой древности изобрели! китайцы. Китайский философ Хэнь Фэйцзы так описывал устройств! современного ему компаса: "...он имел вид разливательной ложки магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней. и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклой основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг.» Таким был самый древний прибор для определения стран света».
-Какой вид имел древний компас?
-Каким способом были нанесены обозначения стран на древнем компасе?
-Что выполняло функцию магнитной стрелки в древнем компасе