Выступление на Рождественких чтениях Православная культура в образовательном учреждении

«Православная культура в образовательном учреждении: результаты и перспективы развития»














Подготовила:
Жук Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МКОУ «АСШ имени А. А. Кудрявцева», высшая квалификационная категория







с. Архангельское
2015 г.
Современный процесс образования, без всякого сомнения, невозможно представить без знакомства с многовековой культурой православия, сформировавшей духовный и культурный облик России. Вот как говорит об этом Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа».
Необходимость подобного подхода находит поддержку и в органах государственной власти: в новый Стандарт государственного образования включено понятие «духовно-нравственное развитие и воспитание». Реализация этого положения подразумевает «взаимодействие с социальными субъектами воспитания, среди которых традиционные религиозные организации», т.е. открывается уникальная возможность получения образования через приобщение к традиционным культурным ценностям.
На современном этапе в педагогическую практику российской школы возвращается духовно-нравственное воспитание школьников на основе ценностей и культуры традиционных российских религий.
Модуль «Основы православной культуры» в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики» начал изучаться в нашей школе в 2011году в 4 четверти. Мы тогда стали, можно сказать, первопроходцами, т.к. во всех регионах Российской Федерации этот курс вводился с 1 сентября 2012 года.
Четыре года назад мы стояли у истоков введения нового учебного предмета ОРКСЭ, реализация которого вызывала большое количество вопросов:
Зачем в школе вводится курс ОРКСЭ?
Как будет организовано преподавание нового курса?
Что будут изучать дети?
Как будет организованно взаимодействие школы с семьёй в рамках курса ОРКСЭ?
В то время преподавание курса ОРКСЭ было решено проводить интегрировано на уроках литературного чтения и окружающего мира. В последующем на изучение различных модулей курса отводился 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.
Сейчас перед школой встают новые задачи в связи с введением преподавания религиозных культур и этики по выбору, включение в новые стандарты общего образования программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников:
- преподавание религиозных учебных дисциплин надо выстраивать на основе общих процедур и правил;
- создавать систему взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений с религиозными организациями;
- выстраивать взаимоотношения школы и родителей учащихся на новых принципах.
Введению нового курса предшествует подготовительная работа с родителями учащихся. В 3 четверти 3 класса проходит родительское собрание, на котором родители знакомятся с задачами нового курса, его структурой, основным содержанием, с тем как будет организованно его изучение. В начале 4 четверти проводится очередное родительское собрание в форме собеседования, на котором родителям представляют программу курса, учебные пособия для учащихся и родителей. На этом собрании родители имеют возможность познакомиться с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми. Обсуждение проходит в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы.
Главная задача этих мероприятий - создание установки на сотрудничество. Предполагаемыми результатами в таком случае будут мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных итогах усвоения содержания курса их детьми.
Делая свой выбор, родители осознают, что модуль «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на воспитание личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Привлечение родителей к такой форме сотрудничества предполагает:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

- углубление и расширение личностно-ориентированного компонента за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Ответственность за выбор того или иного модуля в новом предмете лежит на родителях учеников, но важен и выбор самого учителя. Учитель также должен иметь право выбора с учетом собственного мировоззрения - преподавать Основы православной культуры или светскую этику. Кроме того, педагог религиозной культуры должен быть носителем этой традиции. Однако, учитель может одновременно преподавать Основы православной культуры, этику и курс по мировым религиям. А вот совмещать преподавание разных религиозных культур, думаю, будет некорректно.
Среди основных вопросов обеспечения преподавания – учитель, его подготовка и личностные качества.
  Учебный курс ОРКСЭ является сложным, и не каждый учитель его сможет преподавать, даже если он к этому проявляет свою личную заинтересованность. Основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы прежде всего на воспитание, духовное развитие ребенка (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель). Эта ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. В рамках этого учебного предмета затрагивается также личностная сфера человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора и этим определяются повышенные требования к личностным качествам самого учителя.
           Какими же профессиональными и личностными компетенциями должен обладать учитель, чтобы обеспечить успешность педагогической работы в рамках этого учебного предмета?
          Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ.
Среди учителей, работающих сегодня в общеобразовательной школе, немало верующих. Кто-то из них может выразить желание преподавать ОРКСЭ. Из учителей, прошедших курсы по православной тематике и преподающих «Основы православной культуры», также могут быть заинтересованы в преподавании курса ОРКСЭ. Педагог при наличии необходимого специального образования имеет право преподавать курс ОРКСЭ. Но для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации.
Подготовка педагогов пока ведется в виде курсов повышения квалификации.
Учителя нашей школы ранее проходили краткосрочное обучение при Тульском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Несмотря на имеющиеся знания, испытываю затруднения в преподавании предмета ОРКСЭ. Во время подготовки к занятиям работаю с дополнительной литературой, занимаюсь самообразованием. Хотела предложить организовать работу методического объединения учителей, преподающих этот курс, которое бы способствовало расширению и углублению знаний в области «Основ православной культуры».
Новый культурологический, безоценочный и воспитательный курс заставил поменять привычный стиль преподавания.
Принципиальным является изменение стиля, модели поведения учителя в образовательном пространстве. Учитель создает условия для личностной реализации каждого ученика, развития его индивидуальных способностей. Одним из важнейших условий создания такого психологического климата является заинтересованность самого учителя, его готовность перейти на личностное, а не ролевое, функциональное или статусное общение, его открытость, гуманистичность, толерантность. Именно такой характер межличностных отношений в классе может способствует адекватному и результативному усвоению социокультурного, духовно- нравственного опыта.         Педагог, преподающий ОРКСЭ, обращается к проблемам нравственности, ведёт с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность» и т.п.). Поэтому его слова и дела, повседневная жизнь и поведение, несомненно, являются объектом повышенного внимания со стороны учащихся. Педагог должен не только владеть определенными знаниями, умениями и навыками организации современного урока с использованием инновационных педагогических технологий, но и обладать важными личностными качествами, которые не давали бы повода детям усомниться в том, что поведение учителя расходится с его же словами, произнесенными на уроках.
Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормами, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.
Модуль «Основы православной культуры» в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего 34 урока и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. И вместе с ними наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа говориться на уроках православной культуры. Школьники знакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.
Среди основных тем курса: «Человек и Бог в православии», «Зачем творить добро», «Милосердие и сострадание», «Храм», «Христианское отношение к природе», «Христианская семья и её ценности», «Христианин в труде», «Любовь и уважение к Отечеству».
Дополнительные занятия по модулю могут составить экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, встречи с представителями православного духовенства. Уроки и дополнительные занятия предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.
Различные формы и виды организации деятельности учащихся способствуют реализации задач, поставленных предметом ОРКСЭ. Особое внимание уделяю воспитательному значению курса. Каждый урок стараюсь организовать таким образом, чтобы вызвать самостоятельные размышления учащихся. Наверное, поэтому мои ученики всегда с нетерпением ждут очередного урока.
В основе каждого урока лежит работа с текстом. При всём том, что тексты учебных статей адаптированы к возможностям младшего подростка, это философские тексты, требующие понимания логики и отклика на суждения. Вот почему работа с текстом учебной статьи всегда связанна с исследованием, т.е. с поиском самых значимых элементов содержания учебной статьи, их интерпретации.
Виды работы с текстом:
- чтение с остановками, когда чтение прерывается для обсуждения возможной дальнейшей логики рассуждений, представленных в тексте;
- чтение с вопросами, когда предоставляется возможность детям самим задавать вопросы, направленные на понимание текста, а не только на них отвечать;
- различные способы маркировки текста (приём инсерт): маркировка текста значками «знал», «узнал», «хочу знать об этом больше», «это вызывает вопрос» и т.п.
- аналитические способы чтения текста: выделение тезиса, аргументов, выводов.
Моим ученикам очень нравятся такие формы работы:
Тесты;
Работа с таблицами, схемами, вычерчивание линий логических связей (они могут быть использованы и вначале урока как способ вызова имеющихся в опыте представлений);
«Разговор по душам».
Большую помощь на уроках оказывают дети, посещающие занятия в Воскресной школе.
Моделирование проблемных ситуаций, приёмы драматизации, использование иллюстративного ряда, работа над проектами обеспечивает высокую мотивацию детей к усвоению нового предмета.
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. На различных этапах урока применяю электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Для подготовки и проведения уроков использую различные пособия:
-электронное пособие «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» для 4 класса;
- пособи для учителя «Основы православной культуры. Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса; авт. А.В.Бородина / М.: Экзамен, 2012г.
- диски («МОНАСТЫРИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ», «Православный календарь»)
- различные словари и т.д.
На уроках ОРКСЭ школьники получают домашние задания, которые имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Домашнее задание представлено в виде вопросов, обсуждение которых происходит на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяют учителю определить, как усвоен, пройденный материал. Другая часть вопросов имеет нравственно- развивающий, творческий характер. Система творческих вопросов–заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.
Например:
- Урок 1. Россия- наша родина.
Д.з.1. Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
2. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чём их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине России они посоветовали тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это в чём их заслуга?
- Урок 2. Человек в православии.
Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только близким, но и совсем чужим людям, и сделали его бескорыстно?
- Урок 12. Заповеди.
Расскажи о традициях, которые сложились в твоей семье, в школе, в кругу друзей.
Курс ОРКСЭ модуль «ОПК» достаточно хорошо отработан, несёт в себе значительный воспитательный потенциал, формирует мотивацию к осознанному нравственному поведению учащихся. Однако я считаю, что есть необходимость в доработке УМК:
Необходимы рабочие тетради учебнику, которые позволят организовать смену деятельности школьников на уроках, использовать разнообразные формы работы;
Увеличить время изучения некоторых тем;
Давать более чёткие и понятные для данного возраста определения («культурные традиции»);
В разделах мультимедийного пособия «Тренажёр» и «Контроль» разнообразить однотипные задания и переработать отдельные некорректно составленные вопросы.
В ходе проведённого мониторинга мною было выявлено, что у большинства учащихся сформировались положительное отношение и достаточно высокий интерес к данному курсу. Ответы детей в целом свидетельствуют о психологически комфортной, активной и творческой атмосфере уроков.
Введение комплексного курса нашло поддержку у большинства родителей, однако пока не все родители проявляют активность и заинтересованность во взаимодействии со школой в рамках изучения курса ОРКСЭ.
Несмотря на все проблемы, родители в целом дают новому предмету положительную оценку. При анкетировании большинство родителей подтвердили, что главной целью изучения нового предмета ОРКСЭ они видят духовно-нравственное воспитание своего ребёнка. Родители отнесли к положительному фактору воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, взаимоуважение, взаимовыручка.
Все опросы показывают, что и родители, и педагоги и школьники хотят в большинстве своем, чтобы преподавание не было ограничено одним годом.
Я считаю, что изучение религиозных культур должно быть введено по все годам обучения, только тогда можно рассчитывать на значительные результаты.
Среди некоторых педагогов и родителей бытует опасение, что знакомство с религиозной культурой приведет к нагнетанию межрелигиозной розни, может послужить разобщению ученического коллектива. На это можно возразить, что учащиеся, приобщенные к той или иной религии, проявляют больше уважения к чужим религиозным традициям, а люди, не уважающие свои традиции, никогда не будут уважать и традиции чужие. В частности, в нашей школе не было зафиксировано конфликтов между учащимися на межрелигиозной или межнациональной почве.
Я надеюсь и верю, что благодаря курсу ОРКСЭ наша молодёжь, приобщившись к духовным ценностям, приобретёт базовые образцы поведения и целостное миропонимание. Ведь человеку с сильным духовным стержнем внутри не страшны никакие испытания, т.к. для него приоритетом являются ценности более высокого порядка.
Историю России невозможно представить отдельно от истории Русской Православной Церкви, они переплетены неразрывно и нераздельно, их невозможно разлучить. Как отделить подвиг просветителей славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, или выбор веры святого равноапостольного князя Владимира от политической и культурной судьбы России? Как отделить труды преподобного Сергия Радонежского от процесса объединения Российских земель? И так было на протяжении всей нашей истории.
Литераторы, композиторы, художники уже две тысячи лет находят в Библии сюжеты и темы для своих произведений. Приобщиться к сокровищнице и мировой, и Российской культуры невозможно без знания и понимания Священного Писания и Священного Предания. Не знакомый с библейскими сюжетами человек никогда не поймет, чем вдохновлялись творцы великих полотен, находящихся в Эрмитаже или Русском музее
В заключении хочется привести слова Святителя Тихона Задонского: «Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего не что иное, как меч у безумного.»


















13PAGE \* MERGEFORMAT14915




15