Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала» 8 класс


Учитель литературы :
Долинская Анна Сергеевна
С. Старый Кавдык
Тема: «Л.Н. Толстой « После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа «После бала».
Цели: 1)познакомить учащихся с основными биографическими сведениями о писателе; историей создания рассказа «После бала»;
2)раскрыть композиционные особенности произведения через разбор и анализ отдельных эпизодов;
развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли;
работа над языковыми средствами произведения;
З) формирование у школьников понятия о личной ответственности человека за всё, что он совершает в жизни.
Оборудование урока:
 Иллюстрации по творчеству Л.Н. Толстого; Презентация + Музыкальное сопровожление2. Оформление классной комнаты:
Слева от доски расположен “Уголок Льва Николаевича”, разные издания книг Л.Н. Толстого.
Здесь же стоит “одинокая свеча”, которую в последние минуты урока ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.
3. По ходу урока используется музыкальное сопровождение:
Тип урока:Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение, выразительное чтение, сообщения учащихся.
Ход урока:
1) Организационный момент
(приветствие учащихся, постановка целей урока)
Вступительное слово учителя
Творчество Л. Н. Толстого — одна из ярких страниц в истории русской литературы. Писатель рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.
Свыше двухсот произведений написано им. Каждое из них- отражение целой эпохи русской действительности. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?
Дома вы должны были заполнить таблицу на соответствие «Основные даты и события в жизни Льва Николаевича Толстого», а так же (Ф.И.)подготовил небольшое сообщение о жизни Л.Н. Толстого.
Давайте послушаем сообшение, а у себя в таблицах отметим те даты, которые сообщающий не скажет
Изучение нового материала. Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа «После бала».
Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»
( Л.Н.Толстой, из рассказа «После бала»)
-Ассоциация. Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)
- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.
(Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)
Как вы думаете, какие цели предполагает сегодняшний урок?
Воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку, неприятие насилия над личностью.
3. Проверка знания текста произведения.
Опрос методом «Верные и неверные вопросы»
- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).
- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).
- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
- Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой Б. (нет)
- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
- После бала рассказчик не мог уснуть (да).
- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
- Татарин кричал: «Помогите!» (да)
- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
- Иван Васильевич женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).
4. Вопрос учащимся:
Сначала Лев Николаевич Толской хотел назвать рассказ «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» Как вы думаете почему писатель остановился именно на названии «После бала?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).
- Какие события описаны в рассказе?
(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).
4.1. Беседа по содержанию рассказа
Вопросы:
- О чем идет разговор в начале повествования?
(О том, что хорошо, что дурно, об обстоятельствах жизни).
Какие два главных события лежат в основе рассказа Толстого?
Бал у губернатора и сцена наказания солдата.
Начнём с бала.
4.2.Обратимся к жанру произведения. Фронтальный опрос
- Почему это произведение по своему жанру является рассказом?
-В чем особенность построения рассказа, его композиции?
Выделите основные части рассказа. (В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика)
В центре произведения автор показывает одно важное событие из жизни героя, один главный герой — Иван Васильевич.
- Что говорится о главном герое в начале рассказа?
Иван Васильевич — всеми уважаемый человек, он вспоминает о днях своей молодости, когда был влюблён.
-Поговорим о непонятных для вас словах. Некоторые вы знаете, некоторые мы найдем в словарях. Найдем такие.
Феронье́рка (фр. ferronnière, нем. Seht hierher) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб
Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от фр. puce — «блоха»). Новый словарь русского языка описывает его как просто тёмно-коричневый. 
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец.
Кадри́ль (фр. Quadrille) — французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII века и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.
Портупе́я (фр. porte-épée) (дословно porter — «носить» и épée — «меч») — часть военного снаряжения, ременная или галунная перевязь в виде ремней (галуна) различной длины и ширины, перекинутая военнослужащим через плечо (плечи)...
Штрипка (нем. Strippe) — тесьма в виде петли, пришитая к нижнему краю штанины брюк, разного рода накладным голенищам типа гетр, а также рукавов, которая охватывает ступню (иногда под подошвой обуви) или кисть руки...
опойковые сапоги –сапоги из тонкой кожи, выделанной из шкур молодых телят, которые чистили до блеска
Шпицрýтен (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копьё, пика и Rute — хлыст) — длинный, гибкий и толстый прут из лозняка (ивового кустарника) для телесных наказаний (наказание шпицрутенами) в XVII—XIX веках.
Что дагеротипный портрет как вы думаете?
Дагерротип - это способ фотографирования на металлической пластинке. Металлическая пластинка покрывается слоем йодистого серебра.
Дагер(р)оти́пия (англ. daguerreotypy) Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами.
Получаемые с помощью этой технологии дагеротипы напоминают не современные фотоснимки, а отражение в зеркале
- Какую мысль утверждает Иван Васильевич в первых строках произведения?
Он уверен, что на судьбу человека может повлиять не только среда, но и случай.
- Какое событие описано в произведении?
Бал в доме губернского предводителя, влюблённость героя, потрясение от жестокости случившегося после бала, разочарование.
- Почему автор в заглавии рассказа обращает наше внимание на события, происходящие после бала?
События, которые произошли после бала, изменили жизнь главного героя.
полковник с «румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» бьёт «малорослого, слабосильного солдата», считая, что тот недостаточно сильно ударил татарина палкой по спине, представляющей собой уже что-то «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».
- Какова идея этого рассказа?
Личная ответственность человека за всё, совершаемое им.
- Какая историческая эпоха изображена автором в произведении?
Эпоха правления Николая I , 40-е годы 19 века, время, когда в царской армии солдаты жестоко наказывались за малейшую вину
Что дагеротипный портрет как вы думаете?
Дагерротип - это способ фотографирования на металлической пластинке. Металлическая пластинка покрывается слоем йодистого серебра.
Дагер(р)оти́пия (англ. daguerreotypy) Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами.
Получаемые с помощью этой технологии дагеротипы напоминают не современные фотоснимки, а отражение в зеркале.
5. Групповая работа по карточкам.
Задание: используя план, данный в карточке, выписать в тетрадь ключевые слова-эпитеты из текста рассказа.
По окончании этой работы передать содержание эпизода,
используя выписанные слова.
1 группа — эпизод «На балу»
2 группа — эпизод « После бала»
(Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.)  
 (В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.)
1 ЧАСТЬ
Давайте и мы вместе с героями Толстого окунёмся в торжественную и волнующую атмосферу бала.
Кто давал бал, описанный в рассказе Толстого?
Дайте описание бала (музыка, звучащая на балу). Какие эпитеты при этом использует Толстой?
Опишите внешний вид и душевное состояние героев рассказа во время бала:
Ивана Васильевича;
Вареньки;
полковника Петра Владиславовича.
2 ЧАСТЬ
1. Что услышал Иван Васильевич, выйдя из дома?
2. Что увидел Иван Васильевич, выйдя из дома?
3.В какое время суток Иван Васильевич становится свидетелем страшной картины – избиения татарина?
Утро, символизирующее, как правило, начало новой жизни, в данном случае выступает как крушение надежд, любви.
Волшебная ночь, описанная в 1 части, противопоставлена реалиям утра.
Как вы думаете: полковник – двуличный человек? Где он настоящий: на балу или после бала?
Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал его?

Что заставляло полковника быть жестоким? («воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», уверенный в том, что «надо всё делать по закону», полковник искренен в обеих сценах.)
Почему не состоялась любовь Ивана Васильевича и Вареньки?
Почему Иван Васильевич отказался от карьеры военного?
Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость. Чтобы сохранить дущу, Иван Васильевич отказывается от карьеры военного.
Какой композиционный приём лежит в основе рассказа Толстого? Докажите своё утверждение



- Итак, проанализировав эти два эпизода, сделайте вывод о том, как они соотносятся.
Эти два эпизода противопоставлены друг другу.
Слово У. Ребята, такой приём в раскрытии идеи произведения, при котором события или герои противопоставлены друг другу, называется контрастом.
- Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? - А зачем писателю понадобилась первая часть?- Как называется такой прием? (Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).
Экзекуция - порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.- Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?  (Бал у губернского предводителя = экзекуция,
зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый). Весь рассказ построен на  контрастах - описание событий бала и после, психологическое состояние героев.
Помог ли контраст раскрыть замысел автора?
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что сцена наказания показана после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.
В какое время года Иван Васильевич становится свидетелем надругательства над человеком?
Весной, в масленичную неделю. Масленица – подготовительная неделя к Великому посту. Она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянию. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворительности.
6) Закрепление изученного
Тест
1) Какой художественный приём лежит в основе композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность событий
б) контраст
в) цикличность событий
2) С каким чувством описывает главный герой сцену «На балу»?
а) возмущение
б) пренебрежение
в) восторг
З) В каком платье была Варенька на балу?
а) белое платье с розовым поясом
б) бархатное пюсовое (тёмно-коричневое)
в) розовое
4) С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) белые усы и бакенбарды
б) замшевая перчатка
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) домодельные опойковые сапоги
5) Определите основную идею рассказа
а) осуждение деспотизма
б) осуждение бездумного исполнения правил
в) идея личной ответственности человека
б) Накануне какого праздника устраивался бал в доме губернского предводителя
а) масленица
б) рождество
7) Почему полковник, добрый и чуткий во время бала, оказывается жестоким и бессердечньим по отношению к солдатам?
а) добросовестно выполняет свои обязанности
б) автор показывает двуличие героя
8) Какие звуки, мелодия слышатся во время жестокой расправы с беглым солдатом?
а) звуки трубы
б) свист флейты и барабанная дробь.
8. Составление синквейна.
- Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?
- Что взяли для себя с этого урока?
9. Итоги урока

Каждому из вас когда-нибудь придётся делать выбор. Хотелось бы, чтобы он был правильным. Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении уничтожить все зло в людях…
Мы зажжем эту “одинокую свечу” не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Мы зажжем свечу, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.
10.Домашнеее задание
Составить сравнительную характеристику:
Приготовить иллюстрацию к рассказу