Открытый урок на тему: Роль однородных членов предложения в произведении Л.Н.Толстого После бала

Урок на тему: «Роль предложений с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого « После бала»

Цели: Показать, какова роль конструкции с однородными членами в рассказе,
обобщить знания по теме "Однородные члены предложения";
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об однородных членах и обобщающем слове и пунктуации при них.
воспитательные: воспитывать любовь к языку, внимание к слову
Развивающие:
-Развивать речь и творческие способности учащихся
Вид урока: интегрированный
Оборудование:
1)  Компьютер и проектор (для проекции слайдов и прослушивания музыки вальса Хачатуряна и мазурки Шопена);
2) экран,
3) карточки с дифференцированным домашним заданием
4)толковый словарь
Ход урока:
1. Оргмомент Слайд 1
Злравствуйте, ребята, садитесь.
2. Учитель выразительно, эмоционально читает стих. А.А. Фета " Это утро, радость эта слайд 2
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна 3.Беседа:
Учитель: Вы прослушали стихотворения А.А.Фета.
-О чем оно? ( о прекрасном времени года – весне)
-Что автор показал нам в этом стихотворении? (пробуждение природы)
- Скажите, ребята, сколько в этом стихотворении предложений? (1)
- Чем оно осложнено? –однородными членами предложения.

- Что автор сумел выразить с помощью предложений с однородными членами? - то, что природа оживает и душа радуется.
4.Фронтальный опрос:
-Ребята, давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными?
- Назовите признаки однородных членов предложений:
Являются одной и той же частью речи, Являются одинаковыми частями речи
Слайд 3
- как соединяются однородные члены между собой? С помощью союзов
- Что может быть при однородных членах? (обобщающие слова)
Зависит ли постановка знаков препинания от места обобщающего слова?
Давайте выясним. Посмотрите на доску. Спишите предложение и составьте его схему
Слайд 4
Звуки, запахи, животные, погода – все пытается запечатлеть поэт в своем стихотворении.
5.Формулировка темы, цели
Прослушайте отрывок музыки.
Какую сцену рисует наше воображение, когда мы слышим такую музыку? (бал)
- какой рассказ мы изучали на уроках литературы, связанный с темой бала? Слайд 5
Давайте попробуем сформулировать нашу тему урока. Слайд 6
Запишите сегодняшнее число и тему урока.
- Мы сегодня с вами попробуем выяснить какова роль предложений с однородными членами в языке рассказа Л.Н. Толстого «После бала», какие однородные члены использует автор, и как помогают эти конструкции для выражения авторской идеи.

6.Беседа
- Дома я просила вас произвести небольшое исследование текса, выяснить, в каких эпизодах рассказа наиболее часто встречаются предложения с однородными членами? Ответы учащихся
Слайд:7
Наиболее часто однородные члены встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, которые передают душевное состояние Ивана Васильевича)
Проследим, какие однородные члены предложения есть в этих эпизодах и что удается создать Л.Н.Толстому при помощи таких предложений.
7. Закрепление по теме: Я предлагаю вам провести небольшой лингвистический эксперимент
Допишите предложения, взятые мною из рассказа, как можно точно приблизив их к тексту. Слайд 8
Давайте сравним наше предложение с автором слайд 9
«Она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная»
Кого описывает данное предложение? (Вареньку) Какие однородные члены использует автор? ( однородные сказуемые, СИС именная часть выражена именами прилагательными)
Как вы понимаете слово величественная? Чтение по словарю. (преисполненный торжественной красоты, величия, достоинства, благородства) Этот повтор позволяет обратить внимание на качество характера героини.
Величественный такой, который вызывает уважение, торжественно-прекрасный.
Прочитайте описание полковника стр.33 слайд 10
В этом эпизоде автор тоже использует однородные сказуемые, выраженные прилагательными
- Что показывает автор , используя данные однородные члены? Мы смогли представить Вареньку и ее отца, их внешние черты и качества характера.
Слайд: она была слайд 11
Посмотрите и найдите однородные члены предложения. Какие однородные члены в этом предложении? Все ли определения однородные? Назовите их. Слайд 12
Как можно отличить однородные и неоднородные определения? Слайд 13
Какой цвет в этих определениях встречается чаще?? (белый)
С какой целью автор использует это слово? (этот цвет для него олицетворение чистоты, света, радости. Это цвет передает душевное состояние рассказчика, ощущение праздника)
Обратимся к следующему эпизоду: описание танца, мазурки. Слайд 14
Ученик рассказывает об истории танца.
Прослушаем как звучит мазурка. Фредерика Шопена
А теперь прочитаем как танец описывает автор. Стр.33
В этом эпизоде звучит красивая музыка, все нарядны, веселы и счастливы.
Какой эпизод можно противопоставить данному эпизоду? (наказание татарина)
Послушайте данный эпизод.
Дергаясь всем телом, шлепая ногами, наказываемый, под сыпавшими с обеих сторон на него ударами, продвигался ко мне, то опрокидываясь назад, то падая наперед. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо, оскаливая белые зубы повторял одни и те же слова.Он не говорил а всхлипывал. «Братцы, милосердуйте» Солдат со свистом взмахнул палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Тот дернулся вперед,но его удержали.

8. Самостоятельная работа: Выпишите из текста однородные члены предложения: 1 вариант: эпизод мазурки
2 вариант: сцена наказания
Работа у доски.
Какие однородные члены использует автор? (сказуемые и обстоятельства) Почему именно сказуемые и обстоятельства?
(С помощью таких предложений передается движение танца, его характеристика)
Т.е не только при описании внешности использует автор предложения с однородными членами, но и при описании действий.
По какому принципу построены эти два эпизода? Антитеза, контраст слайд 15
В чем проявляется контраст? В цвете, в музыке
Слайд цвет и музыка 16,17
Для чего автор использует этот прием? (чтоб показать как меняется настроение рассказчика)
Т.е мы с вами видим, что ОЧП раскрывают характеристику героя и передают настроение.
Прочитайте состояние героя на балу стр.32
Запишите предложение: слайд 18«Я любил и хозяйку, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже инженера Анисимова» Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схему. Какие однородные члены в этом предложении? Что является средством связи между однородными членами? Преобразуйте предложение, уберите союз и. Что-то изменилось? (ушел эмоциональный настрой, предложение стало стилистически нейтральным, присутствует перечислительная интонация)
А теперь прочитайте состояние героя после бала, после того, как он был свидетелем сцены наказания? Стр.39
Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, я опустил глаза и поторопился уйти домой.
Появляются нераспространенные однородные сказуемые (поторопился уйти, услыхал, увидел)
Эти нераспространенные сказуемые передают душевный разлад, беспокойство героя, показывают нам изменение мыслей и чувств героя.
9. Итог по теме.
Итак, рассказывая о героях Толстой умело использует предложения с однородными членами, они помогают? в создании яркого портрета, помогают в создании образной характеристики действий, передают тончайшие душевные переживания героя, создают эмоциональный настрой. ОЧП являются средством выразительности в худ. Тексте, помогают раскрыть идею произведения. При использовании их в речи делают нашу речь более выразительней, интересней и обогащают ее. Слайд 19
Какие однородные члены предложения мы с вами встретили в тексте? (дополнения, сказуемые, обстоятельства, СИС выраженные прилагательными)
10.Рефлексия слайд 20
Ребята, вам понравился урок? Что больше всего понравилось? Что вы узнали нового?

11.Оценки.
12.Домашнее задание: Дифференцированное (приложение 1)