Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» Прием контраста в лирическом произведении.


Литературное чтение -2класс
Тема:  Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» Прием контраста в лирическом произведении.Цели: знакомство учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», формировать у детей навык осознанного чтения, формировать навык работы с поэтическим произведением, расширять знания об окружающем мире, воспитывать чувство прекрасного на примерах произведений поэтов, композиторов.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием.
Метапредметные:
Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении.
Решаемые проблемы: - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;
- учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);
- воспитывать любовь к родной природе.
Формы и методы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: урок открытьия новых знаний
Ход урокаΙ. Оргмомент.Сегодня девизом нашего урока я выбрала такие слова:Внимательно слушай – и всё услышишь.Внимательно смотри – и всё увидишь.Думай – и всё поймёшь.На уроках литературного чтения мы учимся следить за своей речью, говорить чётко, правильно и для этого сделаем артикуляционную гимнастику.1) Упражнения1. «Качели».2. «Сладкое варенье».3. «Лошадка».2) Произнесите скороговорку сначала медленно, потом в быстром темпе *Снежинки ловит Тая,Они слетают, тая.-Какие еще знаете сами?^ 3) ЧистоговоркаНа-на-на – наконец пришла весна.Ка-ка-ка – разлилась наша река.Да-да-да – кругом вода.Ель-ель-ель – с крыши капает капель.Ей-ей-ей – на улице бежит ручей.ΙΙ Проверка домашнего задания. Чтение вопросов.
III Подготовка к первичному восприятию.Прослушивание пьесы Вивальди.С этим произведением вы познакомились на уроке музыки.- Кто автор?- Как называется?- Что услышали в музыке?- Какие картины нарисовали бы?- Какую весну изобразил в своём произведении композитор?Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями великого русского поэта Ф. Тютчева, который воспевал красоту русской природы.
-Посмотрите на иллюстрации, ваши предположения. О чем может быть это стихотворение?.-Прослушайте это стихотворение и ответьте на вопрос: О чём это стихотворение? В чём схожесть двух произведений о весне Вивальди и Тютчева?ΙV Первичное чтениеПрочитайте стихотворение «про себя», карандашом отмечая слова:1 в – Что говорится о зиме. Какая она?2 в – Что говорится о весне. Какая она?
зима Весназлится хохочетхлопочет гонитворчит шумитведьма дитязлая прекраснаявзбесилась г оря малопустила умылась, румяней стала Смысл каких слов вам непонятен?-Что значит взбесилась?Кто может злиться, ворчать, хохотать, шуметь? В образе кого предстают перед нами Зима и Весна?V Анализ произведения и подготовка к выразительному чтениюЧтение по строфам1 строфа- Почему зима злится?- Как понимаете слово «недаром» (не без причины)- Какие слова в этой части являются главными?2 строфа-Перед чтением обратимся к словарику за помощью. 1 строчка выделена. Прочитайте, как объясняется её смысл.- О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?-Что значит «нудит»? (Принуждает, заставляет)- На каких словах нужно сделать ударение?^ Чтение 3 и 4 строф.- Какие слова передают настроение Зимы, Весны?- Подберите синоним к слову «пуще». (Сильнее)- Какие слова доказывают, что Зима так просто не уйдёт?- как автор называет Зиму?- А как Весну?В своём стихотворении Ф. Тютчев с помощью олицетворения представил нам Зиму в образе злой ведьмы, а Весну показал как «прекрасное дитя». Используется приём контрастов. Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными?(Контраст – это резкая противоположность.)- Что описывается в контрасте?^ Чтение 5 строфы- Как Весна отреагировала на проказы Зимы?- Что значит «наперекор» (не согласно с кем-либо, вопреки)- прочитайте, изображая голосом, что весна не унывает.- Одинаково ли будете читать про Зиму и Весну?- Попробуйте передать голосом отношение к Зиме и Весне, показать их характеры. (Жужжащее чтение)-А сейчас послушаем чтение детей, проанализируем, кому лучше удалось показать образы Весны и Зимы. Победитель получит корону Весны.VI Рефлексия.- С каким произведением познакомились?- Что хотел показать нам поэт?- С помощью чего? Что нам помогло?Своё отношение к происходящему можно выразить с помощью музыки, стихов, красок. Главное, Внимательно слушать – и всё услышишь.Внимательно смотреть – и всё увидишь.Думать – и всё поймёшь.