Сценарий открытого урока по литературному чтению А.П. Гайдар Совесть 2класс




Открытый урок по
литературному чтению
(2 класс)

Тема урока:
А.П. Гайдар «Совесть»


Подготовила: Ткаченко Лариса Викторовна
Учитель начальных классов









2015-2016 год
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством А.П. Гайдар, расширять читательский интерес к художественной литературе. Воспитывать в детях такие черты характера, как правдивость, совестливость, умение отвечать за свои поступки.
Задачи: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»; содействовать формированию умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение.
Планируемые результаты: учить выразительно читать текст, делая нужные паузы, объяснять смысл названия, определять свое отношение к прочитанному; сравнивать героев; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; ставят вопросы к тексту; характеризуют состояние героев, отношение автора к ним;  усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Познавательные УУД:
понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи соотношение поступка с моральной нормой.
Оборудование:
Портрет писателя, выставка книг А.П. Гайдара, фотографии писателя в разные годы жизни, мультимедиапроектор, презентация.


Ход урока.
Орг.момент ( Слайд 1)
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.  Будем вместе мы трудиться, Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
И садитесь!
– Какое у вас настроение?
Показывают с помощью смайликов
(1-грустный, 2- весёлый)
2. Проверка домашнего задания.
- Назовите произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке?
( « В шкафу».).
- Кто его автор? (В. Голявкин)
- Домашнюю работу предлагаю проверить в виде экзамена.
Экзамен будете сдавать, работая в паре.
- Я предлагаю вопросы для экзамена.
Вы вытягиваете вопрос и даёте на него полный ответ.
ВОПРОСЫ: (раздаются по партам)
1. Для чего Цыпкин залез в шкаф?
2. Что он почувствовал, когда проснулся в шкафу?
3. Как произошло освобождение?
4. Как вы думаете, как часто ещё Цыпкин будет забираться в шкаф?
5. Опишите состояние мальчика, когда его освобождали из шкафа.

3 Рефлексивно- мотивационный фрагмент ( слайд 2)
Наращивание слогов
Ра
Дра
Здра
Дополните до полного слова
Что означает это слово?
Когда его говорят и кому?
И как можно назвать такого человека?
 4. Постановка учебной задачи  – Сейчас я вам прочитаю сказку Г.Юдина “Свинья в гостях”, а вы мне скажите, можно ли назвать главного героя сказки воспитанным и почему? “ Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый, а себе – сосисок нажарила с салом. Пришла свинья, даже “здравствуйте” не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью. Потом улеглась на скатерть и говорит: – Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь. – Совести у тебя нет, – рассердилась собака. – Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда! И с тех пор собака на свинью сердита”.  Анализ прочитанного по вопросам. – Итак, каким гостем оказалась свинья? (Невоспитанной)
– Что ей сказала собака? (Совести у тебя нет) Что такое совесть?  – Это и есть наш главный вопрос сегодняшнего урока. (Выслушать ответы детей) – Спасибо. Вижу, что вам трудно сразу объяснить это слово. Давайте поближе познакомимся с ним. И обратимся за помощью к предложенным вариантам.
Я буду зачитывать вслух, а вы мне хором будете отвечать “да” или “нет”. А я буду ставить – или + (на доске приготовлены распечатанные слова, учитель ставит + или-) Это слово связано:  – с растениями ( – ) – с животными ( – ) – с игрушками ( – ) – с человеком ( + )  Это слово можно: – потрогать ( – ) – подержать в руках ( – ) – изготовить ( – ) – почувствовать ( + ) – Итак, мы теперь знаем, что это слово связано с человеком, и его можно почувствовать, но КАК?  Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ “Совесть”
- А вы знаете, кто автор этого произведения, может,
· листали учебник дома?
( ответы детей).
- Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар. ( Слайд 3)
- Что - нибудь знаете о нём?
Биография автора.
А.П. Гайдар – удивительный человек с удивительной биографией. Гайдар-это не настоящая фамилия писателя, Голиков- настоящая фамилия.
(Слайд 4)
Он родился в 1904 году – в год войны с Японией, родился в семье учителя. 14-летним мальчиком он вступил в ряды Красной Армии.( Слайд 5)
В 16 лет он командовал полком. Это был самый юный командир за всю историю армии. Был ранен и тяжело контужен. В 20 лет он был уволен в запас по болезни. С тех пор он стал писать. Стал детским писателем. За 15 лет своей литературной деятельности Гайдар создал много книг о жизни детей в Советской стране.
(выставка книг)
Когда началась ВОВ Гайдар, немедленно бросился туда, где решалась судьба Родины. Он снова стал воином, сменил перо на автомат. Он был отличным бойцом и верным товарищем.
Однажды Гайдар с товарищем ушел в разведку. На пути они наткнулись на фашистскую засаду. Гайдар шел впереди. Он успел только предупредить товарищей и пал сраженный вражеской пулей. Он погиб, чтобы жили другие, погиб с оружием в руках.
Теперь на месте гибели А.П. Гайдара возвышается гранитный памятник с красной звездой.
5. Способы решения учебной задачи (Слайд 6) – Послушайте рассказ «Совесть», Рассказ очень маленький, но писатель умел очень многое в нем рассказать. Только надо уметь вчитываться в текст, уметь правильно его понимать
- после чтения скажите, какое настроение он вызывает? Чтение рассказа учителем вслух. – Поделитесь своим настроением. (Грустное, захотелось плакать в некоторых местах, было жалко Нину и первоклассника,) 
– чтение слов с объяснением значения  (Слайд 8) украдкой – тихо, незаметно  доверчивые глаза – верит  болтается – ходит без причины  наткнулась – неожиданно увидела  смекнула – догадалась  Словарная работа. Артикуляционная подготовка перед чтением
Проговорить скороговорки по рядам
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. стр.93учебника
Как вы будете читать слова Нины?( Слайд 9)
Нина очень строго говорила с малышом.
А как будете читать слова малыша? С удивлением.
Повторное чтение рассказа детьми вслух по “цепочке”.
6.Анализ прочитанного по вопросам: – Почему Нина не пошла в школу? (Не выучила уроки) _ А куда она направилась? – Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. (Роща - Небольшой, чаще лиственный лес..)
Физ. Минутка «Звуки рощи»

работа в группах (Заполнение кластера) – Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Веселое, радостное)-1 ряд [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Докажите словами из текста. – Что случилось дальше? (Нина наткнулась на малыша)
– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.
Заполнение кластера
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] – С какими словами она обратилась к нему? (Несчастный прогульщик) – Найдем в тексте эти слова и прочитаем по ролям.  – Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) – Что она сделала? (Вывела мальчика из рощи) – Что обнаружила Нина, когда вернулась обратно? (Книги на месте, а завтрака нет) – Что она сделала? Прочитайте. (Села и заплакала,.)
работа в группах – Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце,..)-2ряд [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] – Отчего она себя так чувствовала? (Ей было стыдно) – Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш) – Так что такое СОВЕСТЬ? (Это стыд) – За что? (За свои поступки) – Перед кем? (Перед окружающими людьми)
Синквейн (Слайд10)
ВЫВОД: Совесть – это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. (Это ответ детей)
По словарю С.И.Ожегова  “Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми” – Как ведет себя человек, когда его грызет совесть:  плачет;  опускает глаза;  молчит; и т.д.  – Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока (посмотрим на схему) и сделаем общий вывод. Совесть живет в человеке. Ее можно чувствовать. При этом человек опускает глаза, плачет.
- Какой это рассказ: познавательный, развлекательный или поучительный?
- Должен ли он был чему-то научить вас? (Не обманывать)
ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ МОЖЕТ БЫТЬ ХОРОШО ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА У НЕГО ЧИСТА СОВЕСТЬ!
 Как хорошо, что Нина это поняла!
7. Рефлексия.
- Какая из пословиц, на ваш взгляд, лучше отражает главную мысль рассказа?
1) В ком есть стыд, в том есть и совесть;
2) На обмане далеко не уйдёшь;
3) Совесть без зубов грызёт.
- Нужна ли людям совесть?
- А бывают ли люди без совести?
- Как ты думаешь, а у тебя она есть?
Показать своё настроение с помощью смайликов
8. Подведение итога.
- Спасибо за отличную работу!
И спасибо Аркадию Петровичу Гайдару за то, что он сумел в таком небольшом рассказе поднять такую важную проблему!
Мне было очень интересно сегодня беседовать с вами и слушать ваши рассуждения!
Домашняя работа
На листочках раздать задания
Прочитать рассказ
Прочитать и пересказать
Нарисуйте совесть
Учащиеся выполняют задание по выбору, на «5» нужно сделать 2 любых задания.








13PAGE \* MERGEFORMAT14615




15