Методическая разработка: ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым







ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ







Выполнил: учитель технологии
Магасумов Р. Р.





Надым, 2016
Ключевые слова: аудиовизуальные средства обучения, интерактивная доска, разработка интерактивных заданий.

В условиях развития глобальных информационных технологий резко возрастает роль современных аудиовизуальных средств обучения. Сегодня мы можем наблюдать эволюционное и интеграционное развитие аудиовизуальных средств обучения:
аудиовизуальная информация стала однородна: текст, звукоряд, видеоряд представляются единым образом в цифровом виде;
аудиовизуальную информацию легко получать (создавать), перерабатывать и сохранять;
персональный компьютер становится центральным техническим средством с возможностью присоединения к нему различных периферийных устройств: принтера, сканера, модема и т.д.;
появление нового вида представления аудиовизуальной информации мультимедийного проектора, который заменил кино-, диа-, графопроекторы и телевизор;
развитие интерактивного режима работы с аудиовизуальной информацией через интерактивные доски.
Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные репрезентативные системы (преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира). Различают следующие основные репрезентативные системы: визуальная опирается на зрительные образы; аудиальная опирается на слуховые образы; кинестетическая опирается на ощущения; дискретная опирается на логическое осмысление информации.
Благодаря современным аудиовизуальным средствам обучения учитель может организовать учебный процесс на высоком уровне. Но если на уроках учитель использует только персональный компьютер с мультимедийным проектором, учащиеся пассивно воспринимают информацию, что позволяет решать только часть поставленных учебных задач. Сегодня наиболее эффективным способом внедрения электронного содержания и мультимедийных материалов в среду обучении можно считать интерактивную доску.
Интерактивная доска является интегрирующим элементом интерактивной системы, это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Достаточно подключить интерактивную доску к персональному компьютеру и мультимедийному проектору, чтобы получить возможность работать с проецируемым изображением. Кроме основных составляющих к интерактивной доске могут быть подключены: цифровой микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно работать прямо во время урока.
Дидактические возможности интерактивной доски чрезвычайно широки. Применение ее не только позволяет представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и дает возможность учащимся непосредственно взаимодействовать с новым учебным материалом. На интерактивной доске учащиеся могут легко изменять информацию, создавать или передвигать объекты и т.д. У учеников повышаются мотивация и интерес к обучению, познавательная активность, концентрируется внимание, развивается зрительная память, улучшается восприятие информации. Использование интерактивной доски позволяет учителю более полно применять такие основные дидактические принципы обучения, как научность, доступность, наглядность.
Можно перечислить следующие виды деятельности, доступные при использовании интерактивной доски на уроках технологии:
демонстрация аудиовизуальной информации (изображения, текст, мультимедийные презентации PowerPoint и SMART Notebook, мультимедийные демонстрации Macromedia Flash, цифровые учебные аудио- и видеофайлы;
работа с аудиовизуальной информацией, редактирование и создание заметок с помощью специального маркера, возможность создания, изменения и передвижения объектов;
сохранение измененной информации для печати и передачи по электронной почте, размещение в Интернете;
моделирование технологических процессов, которые сложно представить в обычных школьных условиях;
работа с электронными учебными пособиями на CD-дисках по технологии;
создание различных схем, чертежей, таблиц в реальном времени;
коллективный просмотр Web-сайтов.
Производством интерактивных досок занимается большое количество фирм-производителей электронной техники.
В школах России наиболее распространены следующие марки: ACTIVboard, SMART Board, StarBoart, Interwrite Board и т.д. Любая модель интерактивной доски сопровождается диском с программным обеспечением, которое служит для осуществления правильного функционирования, взаимодействия, настройки и управления интерактивной доской. Таким образом, каждая конкретная интерактивная доска работает как интерактивная только потому, что в персональный компьютер установлено специализированное, присущее только этой доске программное обеспечение. И удалять это программное обеспечение ни в коем случае нельзя.
Однако каждое программное обеспечение имеет свои функциональные возможности для использования в учебном процессе. Как показал опыт нашей работы и анализ отзывов пользователей в Интернете, SMART Notebook 10 наиболее подходящее программное обеспечение для создания и проведения разнообразных и интересных учебных занятий для учащихся любого возраста.
Программное обеспечение SMART Notebook 10 разработано фирмой SMART специально для интерактивных досок SMART Board. Одновременно его можно дополнительно использовать для разработки презентаций к учебным занятиям для интерактивных досок других производителей, имеющих собственное программное обеспечение. Презентация сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook. Готовить материалы к уроку можно на любом компьютере, где установлен SMART Notebook 10, затем созданную презентацию нужно переместить на персональный компьютер, непосредственно соединенный с интерактивной доской, и проводить урок.
В отличие от обычной презентации, выполненной в Microsoft Office PowerPoint, каждая страница SMART Notebook 10 интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики непосредственно на уроке, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов.
Для создания интерактивных заданий учитель может использовать изображения, схемы, чертежи, таблицы, анимацию и интерактивные элементы, аудио- и видеофайлы. Учитель может воспользоваться уже готовыми аудиовизуальными учебными материалами или создать их самостоятельно с помощью современной цифровой аппаратуры.
Приведем основные источники учебных материалов для разработки интерактивных занятий.
1. Личная коллекция изображений, аудио-,видеофайлов.
Боковая закладка Галерея SMART Notebook 10.
Интернет.
4. Программные педагогические средства на CD- и DVD-дисках (мультимедийные энциклопедии, обучающие программы).
5. Создание аудиовизуальных материаловс помощью современной цифровой аппаратуры: сканирование печатных изданий, запись аудиофайла на цифровой диктофон, съемка видеосюжета на цифровую видеокамеру, съемка фотоизображений на цифровой фотоаппарат.
6. Запись теле- и радиотрансляций с помощью TV-тюнера.
На уроке технологии с применением интерактивной доски важно не только демонстрировать учебную аудиовизуальную информацию и делать определенные записи на доске, но и стимулировать активную мыслительную деятельность учащихся с аудиовизуальной информацией, использовать интерактивные задания.
При создании интерактивных заданий в SMART Notrbook 10 необходимо выполнить определенные действия: создать документ; сохранить документ; создать фон; разместить и форматировать объекты; вставить звуковой и видеофайлы: настроить навигацию; создать гиперссылки.
Интерактивные задания в SMART Notebook 10 возможно создавать с помощью одного или группы инструментов. Варианты интерактивных заданий, применяемых на уроках технологии, могут быть различными, их содержание зависит от темы, дидактических целей, задач и этапов урока.
Рассмотрим варианты использования инструментов программного обеспечения SMART Note-booklO для разработки интерактивных заданий по теме «Снятие мерок».
При объяснении нового материала учителю необходимо выделить основные объекты или явления, раскрыть их сущность, сосредоточить внимание на содержании учебной информации, наглядно структурировать информацию, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Для этих целей можно использовать инструмент Волшебное перо, с помощью которого можно выделить, увеличить, приблизить участок рабочей области и создать исчезающие пометки (текст, написанный с помощью инструмента Волшебное перо, исчезнет через 10 сек).

Для выделения определенной области необходимо очертить ее в форме круга или эллипса инструментом Волшебное перо. При этом видимую область можно передвигать по слайду, изменяя ее размер и форму (рис. 1). Для увеличения определенной области слайда необходимо очертить данную область в форме квадрата или прямоугольника (рис. 2).
Инструмент Шторка позволяет затенять часть слайда или отдельный объект, что дает возможность последовательно представлять материал учащимся (рис. 3). Используя инструменты Вставить таблицу и Шторка, учитель может разработать интерактивное задание в виде таблицы, где ответы скрыты в каждой отдельной ячейке (рис. 4). При выполнении данного интерактивного задания ученику необходимо правильно произнести название мерки по указанному обозначению, а затем открыть шторку на соответствующей ячейке и проверить правильность ответа. Ученик может сам выбирать последовательность выполнения данного задания. На этапе закрепления, обобщения и контроля знаний на уроках технологии учитель может использовать интерактивные задания, разработанные с помощью инструментов: Перья, Художественные перья, Линии, Вставка.
Используя инструменты Вставить таблицу, Вставка и Текст, можно создать интерактивные задания (рис. 5, 6), при выполнении которых ученику необходимо вписать с помощью инструмента Перья соответствующий текст.

Как уже было отмечено, возможности интерактивной доски позволяют изменять и перемещать объекты. Интерактивные задания на определение соответствия создаются с помощью инструментов Вставка, Текст и Таблица (рис. 7,8). Для выполнения одного задания ученику необходимо переместить каждое изображение в соответствующую ячейку таблицы другого переместить обозначение мерки к соответствующему изображению
Примеры интерактивных заданий показывают, что учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: выделять и перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учеников, которые затем будут самостоятельно работать в малых группах. Важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.
Степень использования интерактивной доски на уроках технологии зависит от подготовленности и интересов учащихся, формы проведения занятий, ИКТ компетентности учителя и т.д.
Преимущества использования интерактивной доски для учителей:
позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время урока;
позволяет улучшить темп и течение урока;
экономит время на уроке (учитель заранее готовит интерактивные задания);

Преимущества использования интерактивной доски для учащихся:
обучение становится современным, интересным и увлекательным;
появляется возможность понять более сложные идеи в результате наглядной, ясной и динамичной подачи материала;
учащиеся работают более творчески, чувствуют большую уверенность в себе.
Для учителя очень важны поиски эффективной методики применения интерактивной доски.
Урок технологии может быть насыщен учебной аудиовизуальной информацией и интерактивными заданиями, но желаемая результативность возрастание качества знаний, умений и навыков достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где интерактивная доска не используется.
Выделим следующие типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения интерактивной доски на уроках:
недостаточная методическая подготовленность учителя;
неправильное определение дидактической роли и места использования интерактивной доски на уроке;
несоответствие выразительных возможностей интерактивных заданий, их дидактической значимости;
бесплановость и случайность применения интерактивной доски;
перегруженность урока аудиовизуальной информацией.
Перед учителем, который хочет включить в практику своей работы использование интерактивной доски с программным обеспечением SMART Notebook 10, стоят следующие задачи:
освоить практические приемы работы с интерактивной доской;
научиться работать в среде SMART Notebook 10;
знать функциональные возможности SMART Notebook 10;
методически грамотно использовать функциональные возможности SMART Notebook 10 при подготовке интерактивных заданий;
знать, где можно найти учебные материалы для интерактивных заданий;
уметь пополнять наборы учебных материалов из разных источников;
овладеть приемами создания интерактивных заданий;
научиться оформлять презентацию;
научиться разрабатывать общую структуру презентации и структуру каждой страницы;
научить учащихся работать на интерактивной доске.









13PAGE 15


13PAGE 14915



Название мерки
Обозначение мерки
Место измерения






Дтс



-
Измеряют по основанию шеи


Оп


Полуобхват талии




Заполните таблицу

Рис. 5