Методическая разработка учебного занятия Условия необходимые для прорастания семян


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Методическая разработка учебного занятия
по программе «Краски природы»
« Условия необходимые для прорастания семян»
Разработала: педагог дополнительного образования
Золотарева Любовь Николаевна
г. Усолье - Сибирское
2017г.
Тема: Условия необходимые для прорастания семян
Задачи:
Образовательные: экспериментальным путём выяснить, какие условия необходимы для прорастания семени.
Развивающие: активизировать мыслительные процессы, развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность учащихся в проведении ученического эксперимента, формировать умение работать в сотрудничестве.
Оборудование : семена фасоли, стеклянные баночки из под детского питания.(6штук на каждый стол), ватные диски, семена фасоли, колбы с водой, чашечки Петри, коллекция семян овощных культур, иллюстративный материал «Овощи» и «Строение семени фасоли»

Ход занятия
Организационный момент.
Актуализация знаний .
Определение семян овощных растений.
На столе стоят баночки с семенами овощных растений
И разложены изнаночной стороной карточки с изображением овощных растений. Ребёнок берёт картинку любого растения и находит семена этого растения (повторяется задание несколько раз)
Чем покрыто семя снаружи , что находится у семени внутри?
Для чего нужна кожура семени?
Для чего нужны семядоли ?
Что вырастает из корешка, стебелька и почечки зародыша?
Как распространяются семена растений?
Какие приспособления есть у семян растений, для лучшего распространения семян?
Игра « Не ошибись»
Для участия в игре приглашаются два обучающихся. На магнитной доске крепятся иллюстрации с увеличенным изображением семян овощных растений (семена фасоли, гороха, боба, тыквы, перца, свёклы, огурца, томата, кабачка, арбуза) Участники игры встают по обе стороны от таблицы, в руках у них указки. Ученики каждому участнику игры по очереди называют овощи, игрок должен найти, соответствующую этому овощу, иллюстрацию с семенами. Если участник игры показал её правильно, то дети хлопают в ладоши, если не правильно, то топают ногами. Если один из участников не может справиться с заданием , то второй участник имеет право ответа. По количеству правильных ответов определяется победитель.
Изучение нового материала.
Вступительное слово педагога.
Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению. Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Это мы с вами и попытаемся сегодня выяснить.
Ученический эксперимент средней продолжительности (от урока до урока)
На предыдущем занятии вы работали в парах и каждая пара заложила 3 эксперимента для определения необходимых условий для прорастания семени . Сегодня мы узнаем каковы их результаты и попытаемся сделать вывод по каждому проведённому эксперименту и выяснить какие же условия необходимы для прорастания семян.
Цель всех трёх экспериментов – определить, какие условия необходимы для прорастания семян.
Давайте вспомним, что вы сделали на прошлом занятии при закладывании экспериментов.
Эксперимент №1
Первая пара детей рассказывает как она заложила первый эксперимент
На дно двух стеклянных баночек с №1 и 1а мы уложили ватные диски. Разложили по 3 семени фасоли. Накрыли их ватными дисками.
В баночку с №1 налили немного воды, смочив ватные диски, в другую с №1а воду не добавляли. Закрыли баночки крышками и поставили обе баночки на батарею, т.е в тёплое место.
Педагог:
- Откройте баночки под № 1 и 1а – все шесть баночек стоят на ученических столах.
- Достаньте и рассмотрите семена фасоли.
- В обеих ли баночках семена фасоли изменились?
- В какой баночке произошли изменения семян? (где была вода)
- Какие произошли изменения в семени? (увеличились в размере, кожура легко снимается, появился проросток)
- Как вы думаете, почему в одной банке семена изменились ,проросли, а в другой нет.
- Сформулируйте вывод по этому эксперименту? Что необходимо для прорастания семени?
Вывод озвучивает вторая пара учащихся
Вывод: для прорастания семян обязательным условием является наличие воды. Чтобы семя проросло, его надо замочить или полить землю, в которой находится семя, водой.
Эксперимент №2.
Третья пара детей рассказывает как она заложила 2 эксперимент
Мы завернули по 3 семени фасоли в марлевые салфетки и поместили их в стеклянные баночки. В одну баночку налили немного воды, смочив только салфетку, а во вторую воды налили до самого верха. Закрыли баночки крышками и поставили на батарею в тёплое место
Педагог: Теперь посмотрим, что у нас получилось.
- Достанем семена из баночки № 2, где было мало воды.
- Что произошло с семенами?( набухли, проросли)
- Теперь достанем семена из баночки № 2а доверху наполненной водой.
- Что произошло с семенами? (семя набухло, но не проросло)
- Почему не проросли семена во второй банке, ведь там тоже была вода?
- Постарайтесь сформулировать вывод самостоятельно
Если у детей не получается сформулировать вывод то педагог задаёт наводящие вопросы :
- что ещё находится в баночке в баночке №1, кроме воды , семени, и марлевой салфетки? (воздух)
- А в банке наполненной доверху водой воздух есть? (нет)
- Какой тогда можно сделать вывод?
Вывод формулирует 4 пара
Вывод: вода , налитая до краёв, вытеснила из баночки воздух, и семена не проросли, значит для прорастания семян нужна не только вода, но и воздух.
Эксперимент №3.
5 пара детей рассказывает как они заложили 3 эксперимент
В третьем эксперименте мы в две баночки положили в ватные диски по 3 семени фасоли и в обе баночки налили понемногу воды. Одну баночку поставили в тёплое место , на батарею, а другую в холодное место в холодильник.
Педагог: Теперь вы без моей помощи, самостоятельно проведёте анализ 3 эксперимента и сами сформулируете выводы.
Вывод озвучивает 6 пара
Вывод: семена проросли в той баночке, которую поставили в тёплое место, значит для прорастания семян нужно тепло.
Педагог: И так после проведённых нами экспериментов мы с уверенностью можем заявить, что необходимо для прорастания семян растений. Кто готов сделать вывод по теме нашего занятия?
Вывод по занятию: прорасти могут только семена с живым зародышем, для прорастания семян необходимы три условия: наличие воды, воздуха и тепла. Если не будет хотя бы одного из этих условий, семена не прорастут.
Физкультминутка: проводится при помощи одного из учеников, который показывает необходимые движения.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.( бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. ( прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём. (ходьба на месте)
V.Изготовление поделки из семян растений:
Инструктивная карточка
поделка из семян арбуза,и дыни «Рыбка»
Оборудование : картон
трафарет рыбка
простые карандаши
пластилин
семена растений в баночках или пакетиках
клеёнки на столы
Техника безопасности при работе с пластилином
Последовательность работы:
На картон по трафарету наносим контур рыбки
Контур рыбки обклеиваем пластилином толщиной 3-5 мм.
По пластилину выделяем части рыбки.(голова, плавники, хвост, туловище,)
Семенами арбуза или дыни покрываем тело рыбки, начиная от хвостика к голове. Семена острым концом вкалываем под небольшим углом в пластилин.
Выкладываем семенами хвост рыбки, вкалывая их в пластилин ребром.
Так же делаем плавники.
Из двух семян делаем губы рыбки.
Убираем рабочее место.
Афиширование работ детей.
Работы размещаются в кабинете на стенде «детское творчество»